Понедельник, 20.05.2024, 06:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС.

К проблеме развития исследовательской компетентности студентов

Научно-исследовательская деятельность обучающихся в

контексте требований ФГОС

Научная статья

УДК 378.14

 

К проблеме развития исследовательской компетентности студентов

 

Ирина Михайловна Бобровникова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, irinaangel555@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие исследовательской компетентности в образовании, рассмотрены положительные и отрицательные стороны данного явления. Приведены примеры использования и применения научно-исследовательской деятельности в процессе обучения студентов.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, компетентность, научно-исследовательская работа

 

Research activities of students in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard

Original article

 

On the problem of developing students' research competence in the conditions of transition to the Federal State Educational Standard

 

Irina Mikhailovna Bobrovnikova

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia, irinaangel555@gmail.com

 

Abstract. In this article, the concept of research competence in education is considered, the positive and negative sides of this phenomenon are considered. Examples of the use and application of research activities in the process of teaching students are given.

Keywords: research competence, competence, research work

 

Введение

Новая цель, результат, содержание и принципы организации образования заложены в государственных образовательных стандартах «нового поколения» – ФГОСах. При этом переход на ФГОСы напрямую коснулся общего образования, и прежде всего, педагогика и методика преподавания в СПО, определяющих видов подготовки будущих специалистов в области образования.

Основная часть

Главным условием развития среднего профессионального образования определяется вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

В соответствии с ФГОС СПО обучающийся в процессе обучения должен овладеть общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции — это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающихся для продуктивной образовательной деятельности [1]. Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют обучающемуся успешно решать профессиональные задачи [1].

К профессиональным компетенциям относится и исследовательская компетенция. Прежде чем рассматривать проблемы формирования исследовательской компетенции обучающихся, необходимо обратиться к термину, «исследовательская компетенция».

Поняв сущность и его содержание, мы сможем сделать необходимые для работы выводы. При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что общей и конкретной формулировки понятия «исследовательская компетенция» нет. Рассмотрим понятие исследовательская компетенция в различных научных источниках.

Н. И. Плотникова понимает исследовательскую компетенцию как способность и исследовательские умения, связанные с анализом и оценкой научного материала [2].

З.Н. Апазаова определяет исследовательскую компетенцию как способность, характеризующую процесс и результат творческой мыслительной деятельности, исследовательско-проектировочной деятельности [3].

Д.В. Качалов говорит, что исследовательская компетенция – это качество личности, комплексная способность объективно оценивать проблемы, преобразовывать их в конкретные задачи, на основе умений для проведения исследовательской работы [4].

В понимании А. В. Хуторского под исследовательской компетенцией следует подразумевать знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях [3].

В.А. Константинов видит исследовательскую компетенцию как качество личности, совокупность знаний, ценностных ориентаций, потребностей и опыта исследовательской деятельности, проявляющейся в готовности и способности выполнять функции ее субъекта [4].

В.В. Климентьева под исследовательской компетенцией понимает совокупность характеристик личности: ценностно-смысловые ориентации, личностные качества, знания, исследовательские навыки и умения, опыт известных и творческих способов исследовательской деятельности в целях решения профессиональных задач [5].

Ю.В. Соляников характеризует исследовательскую компетенцию как свойство личности, способствующее решению профессиональных проблем, с помощью средств исследовательской деятельности [6].

Таким образом, исследовательская компетенция – это совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать о том, что на данный момент важно уделять большее внимание формированию у обучающихся не только прочных теоретических предметных знаний, но и исследовательской компетенции. Формирование исследовательской компетенции обеспечивает условия для развития творческого и интеллектуального потенциала, предметных и общих умений, а также развитие интереса и активизации обучающихся. В процессе формирования исследовательской компетенции обучающийся занимает позицию субъекта в образовательном процессе. Такая позиция развивает у обучающихся самостоятельность в принятии решений, уверенность в себе, готовность нести ответственность за свои действия и другие важные личностные качества. Важное значение в процессе формирования исследовательской компетенции состоит в большем распространении и применении в образовательном процессе различных форм исследовательской деятельности. Для педагога важной задачей является также создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного формирования исследовательской компетенции у студента. Компетентность педагога в процессе формирования исследовательской компетенции занимает ключевую роль.

Вместе с тем, анализ проблем, связанных с организацией научно-исследовательской работы студентов на этапе перехода на новые стандарты позволил нам выделить наиболее типичные из них:

1. В организации научно-исследовательской работы студентов зачастую обнаруживаются порой признаки бессистемности, выражающейся в отсутствии целостной поэтапной программы вовлечения студентов в НИР с четко обозначенными критериями и показателями как промежуточных, так и итогового результатов достижения определенного уровня в развитии научного потенциала личности будущего специалиста.

2. В организации научно-исследовательской работы студентов в условиях вуза недостаточно просматривается региональный аспект, обусловленный потребностями развития инфраструктуры регионального социума.

3. В неудовлетворительном состоянии находится мотивационный компонент участия значительной части студенческого контингента вузов в научно-исследовательской работе на уровне осознания значимости для подготовки к будущей профессии.

4. В процессе организации научно-исследовательской работы студентов в вузах выявляется тенденция отсутствия дифференцированного подхода к формированию готовности студентов к занятиям научно-исследовательского характера, имея в виду целый комплекс необходимых знаний, умений и навыков в этой области.

Анализ ФГОСа СПО специальности 15.02.08 и специальности 15.02.14 позволил нам выяснить, что согласно квалификационной характеристики у студента в процессе обучения должна быть сформирована готовность решать не только образовательные, но и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использование современных технологий сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; владение источниками научной информации и способами исследовательской деятельности. Таким образом, в перечне видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем квалификации специалиста первое место занимает научно-исследовательская деятельность.

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на то, что квалификационные характеристики заданы и определена значимость научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной подготовки, четкого определения исследовательской компетентности студентов в нормативных документах не представлено.

Следует отметить, что развитие исследовательской компетентности предполагает определенную логику движения студентов от теоретических знаний к практике, что в свою очередь требует развития определенных групп действий и умений. В частности, речь идет о следующих группах:

1. группа – овладение общенаучными идеями и принципами, понимание структуры теоретического знания, умение выделять главное в сложных явлениях природы, давать определения понятиям, классифицировать, абстрагироваться, анализировать и обобщать материал, осознание методов научного познания, умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность предметов и явлений, видеть их противоречия, умение делать выводы и умозаключения;

2. группа – умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений, отделять существенные факты от несущественных, умение проводить эксперимент (постановка, объяснение и оформление результатов), умение осуществлять активный поиск на его отдельных этапах; видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Более конкретными показателями исследовательской компетенции можно считать умения, выделенные в работе Рындиной Ю.В. [5]. К ним относятся:

 - владение методологией целостного педагогического процесса, знание его закономерностей и готовность использовать знания в области педагогики, психологии, методики в своей практической деятельности;

 - умение четко формулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент;

- понимание основных методологических принципов педагогического исследования и применение их на практике;

- владение методами педагогического исследования (анкетирование, тестирование, моделирование, наблюдение и др.);

- умение теоретически обосновать и экспериментально проверить возникшую идею в области организации учебно-воспитательного процесса;

- умение анализировать данные педагогического эксперимента с использованием методов математической статистики и компьютерных технологий

- умение анализировать свою научно-исследовательскую деятельность (проводить методологическую рефлексию);

- умение подготовить публикацию или вступление по результатам своей научной работы.

Заключение

Таким образом, актуализируется проблема разработки не только новых образовательных программ, ориентированных на формирование ключевых и специальных компетентностей, но и поиска способов организации образовательного процесса, предполагающих формирование исследовательской компетенции, которая в свою очередь является предпосылкой получение качественного образования не только в вузе, но и в дальнейшей самообразовательной деятельности специалиста.

 

 

Список источников

 

1. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.

2. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н.А. Морева. — 2-е изд. — М., 2001.

3. Ефричева О. Ю. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание / О. Ю. Ефричева, И. В. Мельник, В. С.Михайлюкова // Актуальные исследования. 2021. — №14 (41). — С. 59-62.

4. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. – 2017. – №1. – С.24-33.

5. Рындина, Ю.В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога / Ю.В.  Рындина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Курск. – 2011 – № 1.

6 Леонтович, А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / А.В. Леонтович // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]. URL: http://www.researcher.ru/methodics/development/ist_0003.html.

 

 

References

 

1. Kolokol'nikova, Z.U. Tekhnologiya aktivnyh metodov obucheniya v professional'nom obrazovanii: ucheb. posobie / Z.U. Kolokol'nikova, S.V. Mitrosenko, T.I. Petrova. — Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj un-t; Institut estestvennyh i gumanitarnyh nauk, 2007.

2. Moreva, N.A. Pedagogika srednego professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie / N.A. Moreva. — 2-e izd. — M., 2001.

3. Efricheva O. YU. Issledovatel'skaya kompetenciya: ee sushchnost' i soderzhanie / O. YU. Efricheva, I. V. Mel'nik, V. S.Mihajlyukova // Aktual'nye issledovaniya. 2021. — №14 (41). — S. 59-62.

4. Alekseev N.G. Koncepciya razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya / N.G. Alekseev // Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. – 2017. – №1. – S.24-33.

5. Ryndina, YU.V. Issledovatel'skaya kompetentnost' v strukture klyuchevyh kompetentnostej budushchego pedagoga / YU.V.  Ryndina // ZHurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov. – Kursk. – 2011 – № 1.

6 Leontovich, A.V. K probleme razvitiya issledovanij v nauke i obrazovanii / A.V. Leontovich // Internet-portal «Issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.researcher.ru/methodics/development/ist_0003.html.

Категория: 5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика