Понедельник, 20.05.2024, 14:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 4. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании.

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний и познавательной активности учащихся

Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании

Научная статья

УДК 377

 

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний и познавательной активности учащихся

 

Татьяна Михайловна Феклисова

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Мценск, Россия, feklisova.tm@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье рассказывается о способах повышения эффективности обучения, социализации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и укрепления межпредметных связей с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм, об организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: познавательная активность, научно-исследовательская деятельность, интерактивная карта.

 

Information and communication technologies in vocational education

Original article

 

Нe role of interdisciplinary connections in improving the quality of knowledge and cognitive activity of students

 

Tatyana Mikhailovna Feklisova

Mtsensk branch Orel State University named after I. S. Turgenev, Mtsensk, Russia,

feklisova.tm@gmail.com

 

Abstract. This article describes ways to improve the effectiveness of training, socialization of students, stimulating their cognitive activity and strengthening interdisciplinary connections through the introduction of interactive and network forms.

Keywords: cognitive activity, research activity, interactive map.

 

Введение

В соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми обучающимися среднего профессионального образования. В настоящее время в системе среднего профессионального образования приоритетной задачей становится подготовка рабочих кадров, способных гибко ориентироваться в быстроменяющемся мире технологий, быть творцами и изобретателями в различных областях деятельности. Преобразования, происходящие в российской экономике, быстрый темп развития технологий обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности и социальной активности. Именно поэтому в последнее время важным элементом деятельности учебных заведений стала инновационная и научно-исследовательская работа, которая ведет к обновлению основного содержания образования, разработке новых технологий для организации образовательного процесса, становлению учебеной и исследовательской деятельности обучающихся, развитию их личностных интересов и творческих способностей.

Основная часть

Не менее важной целью современного профессионального образования является формирование следующих компетенций:

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- анализировать оперативную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

К этому перечню можно отнести процессы, направленные на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное расширение и углубление знаний и умений. Именно эффективное формирование данных компетенций приводит к успешности в профессиональной жизни. Если обучающийся умеет самостоятельно получать знания, то он сможет аналогично действовать и в своей будущей профессиональной деятельности. Один из способов сформировать творчески думающих специалистов - это привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе. Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые, более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами. Однако уровень формирования навыков научно-исследовательской деятельности в условиях политехнических колледжей еще не в полной мере отвечает современным требованиям и задачам модернизации среднего профессионального образования.

Быстрое развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привели к изменению и перестройке привычных реалий их отображения в виртуальном пространстве. В частности, примером этого, являются так называемые виртуальные музеи, которые появились и быстро развиваются в сети Интернет, которые в основном представляют базы данных, содержащие электронные музейные выставки, цифровые фотографии, аудио-и видематериалы, анимацию и многое другое.

Одним из способов социализации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и повышения эффективности обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм, а также укрепления межпредметных связей может стать разработка интерактивных карт военных действий. В частности, процесс решения задачи создания приложения о военных действиях на территории Орловской области в годы Великой отечественной войны с интерактивной картой усилит интерес обучающихся к истории родного края, повысит общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения, укрепит межмпредметные связи профессиональных и общеобразовательных дисциплин.

В современном темпе жизни люди часто забывают истинные ценности жизни, и иногда они не думают о том, что останется для будущих поколений. Главную миссию сохранения социальной памяти выполняют музеи. Они являются старейшим хранилищем общечеловеческого опыта и ценностей.

Многие фотографии, архивные и другие материалы  по Великой Отечественной войне не оцифрованы, а, стало быть, со временем неизбежно будут утеряны из-за их ветхости или невозможности просмотра на современной технике. Уходит время, стирается людская память, а это обрекает на разрыв исторической преемственности.

Мотивы для создания интерактивной карты военных действий под Мценском в октябре 1941 года были следующие:

  • интерактивна карта это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему;
  • в последнее время усиливается интерес к истории родного края;
  • педагогический и памятникоохранительный аспекты организации и функционирования музеев занимают важнейшую сторону деятельности образовательных учреждений при осуществлении необходимого взаимодействия с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами и другими организациями;
  • широкое внедрение информационных технологий и Интернета в образовательный и воспитательный процесс.

Целью работы явилась систематизация краеведческих материалов о Мценске во времена ВОВ и популяризация имеющихся сведений. Информационные технологии успешно помогают справляться со всеми этими задачами. Музей в этом отношении призван содействовать приобщению к общечеловеческим ценностям, к историческому наследию предшествующих поколений, а именно:

  • повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения;
  • способствовать формированию ценностных ориентаций обучающихся;
  • сохранить историко-культурное наследие общества;
  • стимулировать интерес молодежи к позитивному практическому использованию компьютерных средств.

Интернет ресурс, рассказывающий о военных действиях в Мценске в октябре 1941 года был создан для сайта «Историко-краеведческого музея» Мценского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева.

Великая Отечественная война была для населения Мценска и Мценского района периодом тяжелейших испытаний, невероятного напряжения духовных и физических сил, самоотверженности в преодолении надвинувшейся беды.

Прошли годы, время залечило раны, нанесенные войной. Но жива в народе память о героическом и жестоком времени, о людях, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили и радовались мирному и ясному небу, растили детей и внуков, учились и работали. Вечный огонь у подножия братской могилы в парке Славы горит в память о них. В день Победы 9 мая, в день освобождения Мценска от немецко-фашистских захватчиков 20 июля город чествует убеленных сединой ветеранов - участников войны, вдов, детей и внуков тех, кто положил свои жизни на Мценской земле.

Для более наглядного отражения боевых действий под г.Мценском была создана и добавлена в ресурс интерактивная карта. На ней показаны направления движения советских войск, фашистских захватчиков, районы укреплений, расположение орудий. Так же можно посмотреть изображений, которые отражают наиболее значимые моменты битвы. На карте отмечены места, где находятся современные материалы, посвященные героям Великой Отечественной войны – нашим землякам.

Интерактивная карта – это карта, которой можно управлять, т.е. перемещаться по карте, фильтровать информацию, которая отображается в нужный вам момент времени, искать информацию по карте при помощи формы поиска и фильтрации данных, получать более подробную информацию по интересующему вас объекту карты. Объектом интерактивной карты может быть любой элемент интересующий конкретного пользователя. Кроме объектов из реальной жизни, на интерактивной карте могут быть размещены объекты из виртуального пространства, например: сайт, видеоролик, аудио, фото, текстовая информация, в общем, любой информационный контент.

В основе интерактивных карт лежат геоданные – база данных, в которую занесены оцифрованные данные о географических объектах, т.е. это база данных в которую при помощи специализированных программ занесены данные о реальных географических объектах.

Для создания карты был использован сервис  Animaps. Animaps расширяет функцию Мои карты в Google Maps, позволяя создавать карты с маркерами, которые перемещаются, изображения и текст, которые появляются на реплике, а также линий и форм, которые меняются с течением времени.

Рисунок 1– Карта военных действий

Важной особенностью интерактивных карт является возможность online доступа в любое время года.

Заключение.

Следовательно, за счет внедрения данной функции каждый из нас в любое время сможет поделиться картой с тем или иным пользователем.

 

Список источников

 

  1. Александров, В.М. История родного края: учебное пособие / В.М. Александров, Д.Н. Захарьев, М.В. Ковалева, Д.А. Макаров. – Орел: Орел ГТУ, 2012. – 210 с.
  2. Основы web-технологий : учебное пособие / П. Б. Храмцов, С. А. Брик, А. М. Русак, А. И. Сурин. — 4-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 374 c. — ISBN 978-5-4497-0673-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/97560.html (дата обращения: 19.05.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
  3. Основы работы с HTML / . — 2-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 208 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73698.html (дата обращения: 12.05.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
  4. Щекотихин, Е. Е. Первый Воин – Первая танковая гвардия: рождение, слава, память /  Е.Щекотихин. - Орел : Издатель Александр Воробьев, 2011, - 276 с.

 

References

1. Aleksandrov, V.M. Istoriya rodnogo kraya: uchebnoe posobie / V.M. Aleksandrov, D.N. Zahar'ev, M.V. Kovaleva, D.A. Makarov. – Orel: Orel GTU, 2012. – 210 s.

2. Osnovy web-tekhnologij : uchebnoe posobie / P. B. Hramcov, S. A. Brik, A. M. Rusak, A. I. Surin. — 4-e izd. — Moskva : Internet-Universitet Informacionnyh Tekhnologij (INTUIT), Aj Pi Ar Media, 2020. — 374 c. — ISBN 978-5-4497-0673-7. — Tekst : elektronnyj // Elektronno-bibliotechnaya sistema IPR BOOKS : [sajt]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/97560.html (data obrashcheniya: 19.05.2021). — Rezhim dostupa: dlya avtorizir. Pol'zovatelej

3. Osnovy raboty s HTML / . — 2-e izd. — Moskva : Internet-Universitet Informacionnyh Tekhnologij (INTUIT), 2016. — 208 c. — ISBN 2227-8397. — Tekst : elektronnyj // Elektronno-bibliotechnaya sistema IPR BOOKS : [sajt]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73698.html (data obrashcheniya: 12.05.2021). — Rezhim dostupa: dlya avtorizir. Pol'zovatelej

4. SHCHekotihin, E. E. Pervyj Voin – Pervaya tankovaya gvardiya: rozhdenie, slava, pamyat' /  E.SHCHekotihin. - Orel : Izdatel' Aleksandr Vorob'ev, 2011, - 276 s.

Категория: 4. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика