Понедельник, 20.05.2024, 11:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 4. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании.

Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога

Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании

Научная статья

УДК 377.1:004

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога

 

Лариса Михайловна Пимкина1 Олеся Владимировна Еракова2

1Карачевский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, Карачев, Россия, pimkina, larisa@yandex.ru

2Карачевский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, Карачев, Россия, olesya-erakova@yandex.ru

 

Аннотация. Описаны средства информационно-коммуникационных технологий, а также программы, работающие на компьютере. Выделены типы цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, средств информатизации и коммуникации, аппаратные средства, программное обеспечение, инструментальные программные системы, цифровые образовательные ресурсы

 

Information and communication technologies in vocational education

Original article

 

Application of information and communication technologies in the professional activity of a teacher

 

Larisa Mikhailovna Pimkina1, Olesya Vladimirovna Erakova2

1Karachevsky branch of I.S. Turgenev OSU, Karachev, Russia, pimkina, larisa@yandex.ru

2Karachevsky branch of I.S. Turgenev OSU, Karachev, Russia, olesya-erakova@yandex.ru

 

Abstract. Describes the means of information and communication technologies, as well as programs running on a computer. The types of digital educational resources are highlighted.

Keywords: information and communication technologies, means of informatization and communication, hardware, software, instrumental

 

Введение

Современный мир не стоит на мете, изменяются технологии, растут знания. Важной тенденцией конца ХХ – начала ХХІ века является информатизация общества. Информатизация общества – это перспективный путь к экономическому, социальному и образовательному развития нашего государства. Информатизация образования направляется на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, усовершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения и тестирование, которые предоставляет возможность решать проблемы образования на высшем уровне с учетом мировых требований.

Одним из важных направлений развития информатизации образования являются современные информационные технологии. Интерактивность, интенсификация процесса обучения, обратная связь – заметные преимущества этих технологий, которые обусловили необходимость их применения в разных областях человеческой деятельности, прежде всего в тех, которые связаны с образованием и профессиональной подготовкой. Таким образом, необходимо отметить, что совершенствование материально-технической базы вуза, информатизация учебных процессов является актуальной задачей повышения качества отечественного образования.

Основная часть

Информационно-коммуникационные технологии осуществляют энергичное воздействие на весь образовательный процесс, а также воспитание обучаемых, поскольку коренным образом меняют схему трансляции знаний и методов обучения. Кроме того, можно отметить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования не только влияет на образовательные технологии, а и уводит к процессу образования новых.

Данные технологии связаны также с появлением новых средств обучения и деятельности педагога.

Определение средств информатизации и коммуникации (по И.В. Роберт): «Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения – средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования»

1. Аппаратные средства. Основным средством информационно-коммуникационных технологий для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всей группе.

Экран – для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

2. Программное обеспечение. Неотъемлемой частью современного компьютера, планшета, смартфона и ноутбука считается программное обеспечение — «душа», ведь без программ они представляют собой груду железа. Именно программы определяют возможности компьютера: сможет ли он проводить финансовые расчеты или позволит рисовать проектные чертежи и схемы.

Все программы, работающие на компьютере, условно можно разделить на три категории:

1. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационно-коммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты.

2. Системные программы, выполняющие различные вспомогательные функции. Среди десятков тысяч системных программ особое место занимают операционные системы, которые обеспечивают управление ресурсами компьютера с целью их эффективного использования. Утилиты либо расширяют и дополняют возможности ОС, либо решают самостоятельные важные задачи (программы контроля, тестирования и диагностики, антивирусные программы).

3. Инструментальные программные системы, облегчающие процесс создания новых программ для компьютера (редакторы, средства компоновки программ, отладочные программы, т.е. программы помогающие находить и устранять ошибки в программе, графические пакеты программ и т.п.)

3. Цифровые образовательные ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

С помощью сетевых средств информационно-коммуникационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Типы цифровых образовательных ресурсов:

1. Интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

2. Демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

3. Тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

4. Материалы для преподавателя – презентации и занятия.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства информационно-коммуникационных технологий, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство информационно-коммуникационных технологий – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях. Из большого количества информации, представленной в сети Интернет и образовательных ресурсах, преподавателю нужно выбрать наиболее подходящий материал для обучения учащихся. Для того чтобы преподавателю легче ориентироваться в информации, представленной ему, были выявлены определенные требования к цифровым образовательным ресурсам.

Современный мир не стоит на месте, изменяются технологии, растут знания. Одним из важных направлений развития информационного общества являются современные информационные технологии, которые обусловили необходимость их применения в образовании и профессиональной подготовке. Необходимо отметить, что совершенствование материально-технической базы школы, информатизация учебных процессов является актуальной задачей повышения качества отечественного образования.

 

Список источников

 

1. Аблакотов, А. А. Применение икт на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности / А. А. Аблакотов, В. В. Епанешников. – М. : Весь мир, 2016 – 600 c.

2. Афанасьев, А. Н. Теоретические аспекты применения современных вычислительных технологий в образовании / А. Н. Афанасьев, Р. П. Иванов. – СПб. : Рипол Классик, 2013 – 320 c.

3. Бабкова, А. Р. Роль современных ИКТ в общеобразовательной школе / А. Р. Бабкова. // Школьный мир. – 2014 – №3. – С. 15-18.

 

References

 

1. Ablakotov, A. A. Primenenie ikt na urokah tekhnologiifaktor povysheniya aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti / A. A. Ablakotov, V. V. Epaneshnikov. – M. : Ves' mir, 2016 – 600 c.

2. Afanas'ev, A. N. Teoreticheskie aspekty primeneniya sovremennyh vychislitel'nyh tekhnologij v obrazovanii / A. N. Afanas'ev, R. P. Ivanov. – SPb. : Ripol Klassik, 2013 – 320 c.

3. Babkova, A. R. Rol' sovremennyh IKT v obshcheobrazovatel'noj shkole / A. R. Babkova. // SHkol'nyj mir. – 2014 – №3. – S. 15-18.

Категория: 4. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика