Понедельник, 20.05.2024, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 3. Современные подходы в обучении и воспитании в дистанционном формате.

Организация учебного процесса и проблемы воспитания при дистанционном обучении

Современные подходы в обучении и воспитании в дистанционном формате

Научная статья

УДК62.5

 

Организация учебного процесса и проблемы воспитания при дистанционном обучении

 

Наталия Олеговна Акимова

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, natashazaitseva99@gmail.com

 

Аннотация. В статье автор размышляет на тему дистанционного образования. Приведены примеры проблем, с которыми могут сталкиваться учащиеся и преподаватели в организации учебного и воспитательного процесса при дистанционном обучении, а также примеры воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: дистанционное образование, организация учебного процесса, проблемы воспитания, воспитательные мероприятия.

 

Modern approaches to distance learning and education

Original article

 

The organization of the educational process and the problems of education in distance learning

 

Natalia Olegovna Akimova

Orel state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, natashazaitseva99@gmail.com

 

Abstract. In the article, the author reflects on the topic of distance education. There are examples of problems that students and teachers may face in the organization of the educational and educational process during distance learning, as well as examples of educational activities are given.

Keywords: distance education, organization of the educational process, problems of education, educational activities.

 

Введение

За последнее время произошло глобальное и стремительное технологическое развитие, и расширение всех уровней знаний в различных сферах человеческой деятельности. Это также затронуло и непосредственно повлияло на формирование современного образования.

Необходимость создания гибкой распределенной системы непрерывного образования растет. Данная система позволяет людям получать доступ к многочисленным ресурсам информации, а также дает возможность постоянно в течение всей жизни повышать профессиональные навыки. Все это может предоставить дистанционное обучение, которое является самым актуальным и развивающимся направлением за последние годы.

На протяжении нескольких десятков лет дистанционное образование стало глобальным явлением, значительно изменив характер образования во многих странах мира. Сейчас активно развивается спектр образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, который характеризуется огромным количеством обучающихся. Известно, что существует около 850 учебных центров, расположенных по всему миру, готовы предоставить услуги дистанционного образования.

Можно найти огромное количество плюсов и преимуществ в дистанционном образовании, но не стоит забывать о том, что так же возникают проблемы в организации учебного и воспитательного процесса студентов при использовании современного, дистанционного образования

Основная часть

Знание имеет особое значение для каждой личности, как и его равные компоненты: воспитание, образование; развитие. Невозможно в полной мере обеспечить текущую потребность современных студентов в знаниях только традиционными способами образовательной деятельности.

Дистанционное обучение представляет собой взаимодействие преподавателя с обучающимися не лицом к лицу и в живом общении, а на расстоянии посредством современных технологий. Также для осуществления онлайн-обучения необходимы следующие компоненты: цели; методика и технология; методические материалы; организационные формы и инструменты передачи знаний.

Многим студентам не хватает времени для качественного изучения необходимых материалов и возможности посещать лекции, семинары и читать дополнительную литературу.

Еще одной серьезной проблемой при обучении студентов в группе (что характерно для всех университетов) является неспособность отдельных студентов осваивать новые учебные материалы в присутствии других однокурсников. В качестве причин можно назвать психологические и личностные качества, а именно: стеснение и страх оказаться неспособным или глупым, неразвитые способности воспринимать материал в быстром темпе. Такие ученики, находясь на занятиях, прилагают большие усилия к восприятию и усвоению материала. [2].

Чтобы решить эти проблемы, в современной педагогике используются возможности информационных технологий, а именно дистанционного обучения. Такая форма обучения позволяет проводить занятия на расстоянии. Именно поэтому актуальная проблема заключается в правильной организации самого процесса дистанционного обучения. Но в связи с тем, что дистанционные образовательные технологии являются сравнительно новым способом преподавания в большинстве российских вузов, создание и построение учебного процесса с помощью дистанционного обучения является настоящей проверкой уровня знаний учителей. Трудности возникают из-за того, что необходимо не только представить весь необходимый материал для студентов, но и убедиться, что они усвоили его на необходимом уровне.

Также при организации учебного и воспитательного процесса могут возникнуть ряд трудностей:

  • Проблемы технического характера (у студентов или педагогов могут отсутствовать необходимые знания для использования интернет сервисов или же могут возникнуть проблемы с качественным соединением);
  • Отсутствие мотивации у студентов в участии в воспитательных мероприятиях (если при пропуске дистанционного занятия учитель может сделать замечание или позвонить родителям, то воспитательная работа может привлечь только своим содержанием);
  • Ограничение воспитательной работы при дистанционном обучении (не всегда могут сработать классические приемы воспитательной работы в подобном способе организации урока, необходимо полностью преобразовать формы и методы).
  • Вы не можете узнать и проконтролировать чем занимаются студенты на онлайн-занятии. [3].

Но не смотря на все трудности, решить их вполне возможно. Дистанционные формы обучения могут предоставить ряд преимуществ: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, быстрое получение результатов контрольных работ и тестирований, удобный график занятий и комфортная атмосфера. Также дистанционная воспитательная работа способна обеспечить:

  • Индивидуализацию (здесь подразумевается составление индивидуальных планов работы для каждого студента, учитывая его способностей и интересов);
  • Становление более личного контакта с учащимися (известно, что современные подростки не имеют каких-либо ограничений для выхода в интернет, а именно: 45% студентов проводят время в сети от 1 до 4 часов в день, а 39% – более4 часов, исходя из этого, педагоги, проводя занятия дистанционно, быстрее налаживают контакт с учениками [1]);
  • Возможность присутствовать на занятиях педагогов и специалистов, находящихся на дальних расстояниях;
  • Включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким) [3].

Необходимо подумать какие воспитательные мероприятия можно проводить при дистанционной форме обучения. На самом деле, в таком формате можно проводить конференц-связи, демонстрирую видео и аудио материал, информационно-ознакомительные классные часы или родительские собрания. Актуальной для онлайн обучения формой являются веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы» [4].

         Заключение

Основываясь на этом, можно сделать вывод о том, что педагогический потенциал дистанционного образования огромен. При помощи этого формируется ряд важных качеств человека, которые смогут стать основой эффективной образовательной деятельности людей в течение всей жизни. Грамотная разработка дидактической и технической стороны дистанционного обучения, преодоление проблем в организации учебного и воспитательного процесса, профессиональная поддержка студентов, их высокая мотивация, наличие необходимых учебных пособий и электронных образовательных ресурсов могут помочь сделать дистанционное обучение более эффективным.

 

 

Список источников

 

1. Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (дата обращения: 20.11.2022).

2. Калинин Д.А. Трудности, с которыми сталкиваются учителя, проводящие дистанционное обучение // Интернет-журнал “Науковедение”, Том 7, №3 Москва: Науковедение, Доступно: http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf. 2022. (дата обращения: 25.11.2022)

3. Хромцова Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Интернет-статья «Проблемы и перспективы развития образования», Краснодар, Доступно: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 01.12.2022)

4. Щербина А. Н. Веб-квест — как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. — 2016. — № 4. — С. 25–31.

 

 

References

 

1. Kazhdyj tretij podrostok provodit onlajn tret' svoej zhizni // RG Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (data obrashcheniya: 20.11.2022).

2. Kalinin D.A. Trudnosti, s kotorymi stalkivayutsya uchitelya, provodyashchie distancionnoe obuchenie // Internet-zhurnal “Naukovedenie”, Tom 7, №3 Moskva: Naukovedenie, Dostupno: http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf. 2022. (data obrashcheniya: 25.11.2022)

3. Hromcova YU.N. Vospitatel'naya rabota na distancionnom obuchenii // Internet-stat'ya «Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya», Krasnodar, Dostupno: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (data obrashcheniya: 01.12.2022)

4. SHCHerbina A. N. Veb-kvest — kak innovacionnaya tekhnologiya v sisteme realizacii FGOS // Nauka i perspektivy. — 2016. — № 4. — S. 25–31.of the Federal State Budget // Science and Prospects. - 2016. — No. 4. — pp. 25-31.

Категория: 3. Современные подходы в обучении и воспитании в дистанционном формате. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика