Понедельник, 20.05.2024, 14:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 3. Современные подходы в обучении и воспитании в дистанционном формате.

Дистанционное обучение: достоинства и недостатки

Современные подходы в обучении и воспитании в дистанционном формате

Научная статья

УДК 37.06

 

Дистанционное обучение: достоинства и недостатки

 

Ирина Геннадьевна Усикова1, Владислав Владимирович Романов2

1,2Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, 1irkin93@mail.ru, 2vlad162615@yandex.ru

 

Аннотация. Дистанционное образование становится все более востребованным в российских высших учебных заведениях и во всем мире. Данная статья посвящена анализу положительных и отрицательных особенностей дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, инновационные технологии в обучении, проблемы дистанционного обучения, преимущества дистанционного обучения, обучение в вузе.

 

Modern approaches of distance learning and education

Original article

 

Distance learning: advantages and disadvantages

 

Irina Gennadievna Usikova1, Vladislav Vladimirovich Romanov2

1,2Orel state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, 1irkin93@mail.ru, 2vlad162615@yandex.ru

 

Abstract. Distance education is becoming more and more demand in Russian higher education institutions and around the world. This article is devoted to the analysis of the positive and negative features of distance education.

Keywords: distance learning, education, innovative technologies in teaching, problems of distance learning, advantages of distance learning, university education.

 

Введение

Современный мир задает новые векторы развития вузов, в частности, необходимость внедрения более современных методов обучения, одним из которых является метод дистанционного обучения.

Дистанционное обучение предполагает удаленное взаимодействие преподавателя со студентами. При этом лектор имеет возможность общаться со студентами как в режиме онлайн, так и офлайн. Студенты также могут задать свои вопросы по изученному материалу и получить обратную связь. Дистанционное обучение предполагает видеофрагменты с записью лекций, аудио- и видеоконференции, чаты, форумы для обсуждения. Кроме того, может использоваться электронная почта для связи между студентами и преподавателями.

Основная часть

В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы обучения. Количество курсов, предлагаемых в Интернете, быстро растет, как и количество людей, которые хотят учиться удаленно. В России эти процессы только начинают набирать обороты. Это происходит параллельно с продвижением таких ценностей, как свобода и самовыражение, реализации которых способствует дистанционное образование. Актуальной проблемой является анализ положительных и отрицательных черт дистанционного обучения с целью понимания механизмов взаимодействия студентов и преподавателей, осуществляемого без непосредственного контакта, и создания наиболее эффективной модели дистанционного образовательного процесса.

В современном обществе назрела потребность в дистанционном обучении в связи с возросшей популярностью высшего образования и порой большой сложностью его получения удаленно, проживая за пределами мегаполиса. Кроме того, преподавательский состав, работающий в вузах мегаполисов, часто сталкивается с проблемой «клипового мышления», через призму которого студенты воспринимают информацию. Удерживать их внимание можно, только выдавая материал небольшими порциями по 10-15 минут, между которыми необходимо делать небольшие перерывы для непосредственного взаимодействия со студентами, провоцируя их на вопросы и отвечая на них. Ведь современная молодежь привыкла переходить по ссылкам в Интернете: всякий раз, когда им что-то интересно, они хотят узнать об этом больше, и, если лектор не удовлетворит их любопытство, высока вероятность того, что они перенаправят свое внимание на электронные устройства, с помощью которых посредством беспроводной связи сразу же начнут искать ответы в Интернете. В рамках дистанционного обучения материал каждой отдельной лекции представлен в виде короткого видеоролика, сопровождаемого субтитрами и дополненного подробным конспектом в удобном для чтения формате.

Кроме того, большинство современных студентов активно используют Интернет для поиска информации, необходимой для успешного усвоения материала того или иного курса.

В то же время некоторые преподаватели, не понимающие таких предпочтений, склонны ограничивать студентов в использовании интернет-ресурсов, стараются побуждать их к поиску информации в традиционных библиотеках. Однако такая тактика заранее обречена на провал. В современном обществе поиск материала (в том числе учебного) в Интернете является более быстрым, экономичным, демократичным способом, чем любые другие способы получения информации. Более того, поиск в Интернете становится особенно актуальным, когда необходимо найти самую свежую информацию по дисциплинам, характеризующимся бурным развитием и, как следствие, быстрым устареванием информации.

В рамках дистанционного обучения эти материалы сознательно отбираются и предоставляются обучающимся профессионалами в той или иной области знаний. Причем материалы не просто выкладываются, но при этом ещё определенным образом структурируются. Их изложение продумано, правильно выстроено с методологической точки зрения. Время от времени материал может обновляться: не только его содержание, но и форма, и структура, что делается для того, чтобы студенты более эффективно усваивали материал курса.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет решить ряд первоочередных задач, которые современное общество ставит перед вузами, и отвечает потребностям и возможностям современных студентов. Но, как и любой метод, дистанционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны.

Проанализируем положительные и отрицательные черты дистанционного образования. К несомненным преимуществам дистанционного обучения можно отнести следующее.

Во-первых, это возможность учиться дистанционно, в удобное для студента время и, самое главное в любой точке мира. Для этого ему нужен только компьютер (или смартфон, планшет) с выходом в интернет. Студент сам решает, когда и где он будет изучать материал. Заинтересованы в дистанционной форме обучения также лица, не имеющие возможности получать образовательные услуги в системе традиционного образования из-за ограниченности возможностей этой системы, невозможности совмещать учебу с работой и другими специфическими условиями (сельские жители, спортсмены и др.).

Кроме того, благодаря возможности учиться дистанционно, есть возможность сэкономить на обучении, транспортных расходах, а также на проживании в городе для студентов. Дистанционное образование на сегодняшний день самое демократичное по цене. Студенты не должны платить за учебники, дополнительную литературу, не снимают жилье и не живут в общежитии. Нет необходимости тратить много денег на переезды между местом жительства и университетом.

Для учебных заведений несомненными преимуществами дистанционного обучения является экономия средств на обеспечении и содержании аудиторных и лекционных аудиторий в надлежащем виде.

Также стоит отметить, что научно-технический прогресс дает массу возможностей для эффектной подачи материала. Компьютер с выходом в Интернет, электронная доска, мультимедийный проектор, видео- и аудиоаппаратура – это технические средства, которыми пользуются преподаватели практически любой дисциплины. Обеспечение этим оборудованием всех аудиторий иногда может оказаться непосильной задачей для администрации вуза. При дистанционном обучении количество оборудования, необходимого для учебного процесса, значительно сокращается.

Еще одним положительным аспектом дистанционного образования является возможность привлечения наиболее профессиональных преподавателей, или просто известных людей, работать в рамках дистанционного обучения. Ученые с мировым именем смогут передавать свои знания и рассказывать учащимся о своих открытиях, тем самым делая науку более «живой», открытой, направленной непосредственно на учащихся. Несомненно, этот опыт будет иметь большую ценность в глазах многих участников образовательного процесса, а сама возможность общения с корифеями науки привлечет больше студентов.

Наряду со студентами дистанционно могут обучаться и преподаватели, повышая свою квалификацию в той или иной области знаний. Для них также будет важно иметь возможность взаимодействия с выдающимися учеными.

Еще одна положительная черта дистанционного обучения заключается в том, что оно является идеальной альтернативой очному обучению для людей с ограниченными возможностями. Таким студентам приходится прилагать много физических, эмоциональных, финансовых усилий для получения образования. У них не всегда есть возможность физически посещать занятия из-за плохого самочувствия, необходимости прохождения лечения в стационаре. Некоторым нужны специально оборудованные пандусы для инвалидных колясок, что, в свою очередь, ставит перед университетом проблему создания специальных устройств и удорожает содержание и оснащение помещений. В рамках дистанционного обучения учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают полный доступ к знаниям в удобное для них время.

Дистанционное обучение так же не лишено и недостатков, среди которых можно выделить следующие.

Во-первых, несмотря на возможность задать любые вопросы лектору, студент лишается живого общения как с преподавателем, так и с другими студентами. Наиболее интересные вопросы, провоцирующие более глубокое развертывание мысли лектора, рождаются в диалоге, в котором участвует целая группа студентов, происходящем здесь и сейчас, в режиме реального времени. Исходя из содержания этих вопросов, он может скорректировать подачу информации, затронуть те или иные темы, рассказать о них более подробно, представить их с другого ракурса.

Следующий негативный момент связан со временем, в течение которого дается новый материал – 20-40-минутная презентация не сравнится с полуторачасовой лекцией. В условиях дистанционного обучения лектор стремится максимально сжать материал, дать только самое необходимое. Но не всегда изложение ключевых моментов вызывает интерес у слушателей. Наверное, можно увлечь их, удержать внимание, пробудить стремление к самостоятельному изучению предмета даже в течение 20 минут, но не в случае самого широкого охвата ключевых моментов. В то же время, если компенсировать недостаток времени, отводимого в видеолекции, большим количеством дополнительной литературы, велика вероятность того, что студенты не будут ее изучать, вникая во многие нюансы самостоятельно.

Современный мир очень динамичен, информация в нем быстро устаревает, и каждый преподаватель из года в год обновляет материал, который он дает студентам, корректируя его в соответствии с накопленными изменениями в той или иной области науки. Например, к программе многих курсов есть одно важное требование: рекомендуемая студентам литература должна быть опубликована не ранее, чем за 5 лет до выхода программы, а видеолекции в рамках дистанционного обучения снимаются на неопределенный срок.

 

Заключение

В современном мире дистанционное обучение начинает играть ведущую роль в сфере образования.

Таким образом, дистанционное обучение имеет как свои отрицательные, так и положительные стороны, которые необходимо учитывать при разработке курсов, направленных на дистанционное обучение. Он больше подходит для студентов- заочников, для преподавателей, которым необходимо повысить свою квалификацию, а также для людей, имеющих ограничения по здоровью. Для студентов очной формы обучения дистанционные курсы должны быть дополнены лекциями и семинарами, на которых им должна быть предоставлена возможность живого общения как с преподавателями, так и с однокурсниками.

 

 

Список источников

 

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.

2. Петькова, Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю. Р. Петькова // Успехи современного естествознания. – 2015. – №3. – С. 199-204.

3. Пушнова, В. В. Дистанционное обучение: современное состояние и перспективы развития / В. В. Пушнова // Вестник АГТУ. – 2020. – №2 (70). – С. 33-39.

 

 

References

 

1. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya [i dr.] ; pod red. A. YU. Uvarova, I. D. Frumina ; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. – M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. – 343 s.

2. Pet'kova, YU. R. Istoriya razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i otricatel'nye storony MOOS / YU. R. Pet'kova // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. – 2015. – №3. – S. 199-204.

3. Pushnova, V. V. Distancionnoe obuchenie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya / V. V. Pushnova // Vestnik AGTU. – 2020. – №2 (70). – S. 33-39.

Категория: 3. Современные подходы в обучении и воспитании в дистанционном формате. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика