Понедельник, 20.05.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 2. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат.

Применение технологии метода проектов в процессе изучения междисциплинарного модуля в системе СПО

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат

Научная статья

УДК377.6.12

 

Применение технологии метода проектов в процессе изучения междисциплинарного модуля в системе СПО

 

Марина Владимировна Коннова

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия

marina_konnova_2020@mail.ru

 

Аннотация. Социально-экономические преобразования на рынке труда требуют изменений в сфере профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции развития среднего профессионального обучения акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов на многостороннее развитие личности, освоение и реализацию обучающимся ключевых функций, социальных ролей, компетенций в контексте нового подхода. Эта ситуация привела к необходимости подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов.

Ключевые слова: технология, метод проектов, дидактическая ценность, компетентностный подход, проектная деятельность.

 

Innovative Pedagogical Technologies in Vocational Education: Methods, Forms, Result

Original article

 

Application of the technology of the project method in the process of studying an interdisciplinary module in the free software system

 

Marina Vladimirovna Konnova

Orel state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, marina_konnova_2020@mail.ru

 

Abstract. Socio-economic transformations in the labor market require changes in the field of professional training of specialists. In the new concept for the development of secondary vocational training, the emphasis is shifted from a narrowly professional approach to the training of highly qualified specialists to the multilateral development of the individual, the development and implementation of key functions, social roles, and competencies by students in the context of the new approach. This situation has led to the need to train proactive, competent, enterprising, professionally mobile specialists.

Keywords: technology, project method, didactic value, competence approach, project activity.

Введение

В концепции модернизации образования способность студентов к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки обучающихся (TIMSS, CIVIC).

Основная часть

Современные исследователи отечественной педагогики отмечают, что чрезмерное увлечение в 20-е годы проектированием в ущерб другим методам обучения действительно привело к недопустимому падению качества обучения по причинам отсутствия педагогических кадров, способных работать с проектами, слабой разработанностью проектной методики и др. По этим причинам через пять лет метод проектов был объявлен «легкомысленным  прожектерством»,  его  универсализация  признана «вредной», а использование в обучении запрещено Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931г. [7].

Переосмысление идей Д. Дьюи и его последователей, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. С позиций современной педагогики метод проектов обеспечивает:

- активную позицию учащихся в учении;

- развитие познавательного интереса учащихся;

- формирование общеучебных умений, навыков и компетенций: исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности;

- связь обучения с жизнью.

Дидактическую ценность проекта можно рассматривать в двух аспектах – с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя, представленных на рисунке 1 [3, 5].

Рисунок 1 – Схема дидактической ценности метода проектов в организации СПО

В процессе использования метода проектов в ходе образовательного процесса существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения обучающегося в проектную деятельность,  в  «добывание  знаний»  и  их  логическом  применении. Происходит внутреннее формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты  собственной  деятельности.  Именно  эта  результативная составляющая проектирования часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке предъявляется  только  сам  проект.  Поэтому  стоит на каждом этапе проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдения за обучающимися, что позволяет быть более объективными на этапе презентации и защиты проектной деятельности. В свою очередь исследователь в области педагогики и психологии Е.С. Полат утверждал, что внешнюю оценку проекта необходимо задавать на каждом этапе выполнения проектной работы. При этом, оценка не обязательно должна быть выражена конкретной отметкой, а, например, выражена посредством разнообразных формы поощрения или одобрения, а также в форме замечания, которые обозначат логически обоснованное выполнение задания для получения высшего результата деятельности [1]. Таким образом, происходит постоянный контролинг и мониторинг педагогической проектной деятельности.

Вторая составляющая оценки результата – непосредственно сама проектная работа. Причем оцениваться должен не объем освоенной информации, а ее логическое использование и преобразование, апробация результатов в деятельности для достижения поставленной цели. В виду того, что любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое, а иногда и нестандартное, мышление, то если мы говорим о творческой деятельности обучающегося, то, в первую очередь, имеем ввиду его авторский замысел и авторское видение реализации проектной деятельности. Поэтому оценить результативность данной работы возможно с позиции «принятия-непринятия» со стороны экспертной комиссии. Всё обстоит иначе, когда используют метод проектов. Здесь существуют четкие критерии оценки, так как для раскрытия проблемы используются научные методы познания, аргументация выбранной позиции основывается на фактах, данных эксперимента и наблюдения. К тому же одной из главных составляющих в проекте является оценка работы группы в целом, а также вклад каждого участника и самооценка каждого члена коллектива. Поэтому для оценивания проектов следует использовать рейтинговую шкалу оценки. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты проектная карта обучающегося заполняется педагогом или членами экспертной комиссии и может содержать замечания, предложения со стороны экспертной комиссии. На устранение замечаний отводится время, после чего возможна дополнительная оценка результатов деятельности, подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла.

Таким образом, метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Применение метода проектов в профессиональном образовании даёт образовательной организации ряд преимуществ: сочетая в себе теоретические знания и практические умения, проектная деятельность формирует у студентов навыки исследовательской, творческой и прикладной работе. Проектная деятельность должна строиться следующим образом (рисунок 2) [2, 4]:

Рисунок 2 – Структура проектной деятельности

Главным преимуществом модернизации образовательного процесса СПО стало применение, в соответствии с компетентностным подходом, программы модульного обучения. Этот вид обучения основывается на пакете учебно-программного обеспечения, который подразумевает следующие элементы подготовки: модульная рабочая учебная программа, учебные модули. Так, при использовании модульного обучения программа подготовки специалистов СПО представлена совокупностью конкретных, специализированных учебных модулей, в результате освоения которых формируются компетенции. Одними из методов освоения модульной программы является применения методов проектного обучения. В результате построение и освоение образовательной программы данным образом несет ряд преимуществ, как  для обучающегося, так и педагога, а, именно, данная схема делает программу более гибкой, позволяя постоянно обновлять информацию и оперативно реагировать на изменения в сфере труда. Что, в свою очередь, позволяет выстроить устойчивую обратную «педагог-работодатель», направленную на учет требований к знаниям и умениям формирующих будущих работников. Использование такого подхода технологии подготовки высокопрофильных работников идет уже с ранних этапов обучения в соответствии с заявленными временем требованиями, исключается устаревшая информация, происходит фильтрация знаний, формируются профессиональные умения и навыки, направленные на результат – формирование профессиональных компетенций.

Идея применения метода проектного обучения в основе модульного обучения, заключается, в первую очередь в том, что обучающийся организаций СПО, в ходе организации и проведения образовательного процесса, должен самостоятельно, опираясь на материально-техническую базу и литературные источники, пройти освоение учебного плана и программы, получив на выходе ряд профессиональных знаний и умений и сформированный перечень компетенций. Первостепенные функции педагога, в данном случае, сводятся к управлению и координации обучающегося в ходе реализации проектного обучения, а также мотивировать будущего специалиста к достижению высших результатов деятельности. Одной их главных функций педагога является консультация и контролинг проектной деятельности обучающегося.

Заключение

Таким образом, оценка качества подготовки будущих специалистов и выпускников, на основе ФГОС третьего поколения, реализовывается по двум основным критериям. Первый заключается в проведении оценки уровня освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей учебного плана. Второй критерий оценки заключается в определении компетенций, сформированных у обучающихся. Применение и организация проектной деятельности дает возможность сделать образовательный процесс организаций СПО для обучающихся личностно-ориентированным и значимым, позволяющий использовать методику критического мышления, систематизировать и апробировать собранные данные, раскрыть свой внутренний и творческий потенциал, развивает особенности поиска и анализа внешних и внутренних источников информации, а также проявлять свои исследовательские способности и быть инициативными, креативным.

Практическое использование педагогической технологии метода проектного обучения дает возможность объединять цели профессионального образования и будущую активность и деятельность выпускника, что позволяет осуществлять переход от воспроизведения полученного знания и специализированного набора умений к его практическому применению.

 

 

Список источников

 

1. Кузнецова, Е.В., Коннова, М.В. Развитие компетенции «преподавание в организациях среднего профессионального образования» по стандартам WorldSkills как средство практической подготовки студентов вуза / Образование и безопасность : актуальные проблемы теории и практики : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции : Курск, 10 декабря 2020 г. / Курский государственный университет; редкол.: Н. А. Сухих (отв. ред.)). – Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2021. – С. 240-250.

2. Кузнецова, Е.В., Коннова, М.В. Имидж педагога профессионального образования как фактор качества образовательного процесса / Управление качетсвом в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно-технической конференции (21 –22 мая 2020 г., г. Севастополь) / редкол.: Белая М.Н. (отв. ред.). – Севастополь:ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2020. –1076с.

3. Татаринцева, Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система: монография / Н. Е. Татаринцева. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. — 150 c. — ISBN 978-5-9275-3080-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87747.html.

4. Юдина, О.И. Методология педагогического исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.И. Юдина. — Электронные текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 141 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30062.html.

5. Фролов, Ю.В. Компетентностный подход к подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики. 2017. М №7. – С. 25–36. 

 

 

References

 

1. Kuznetsova, Ye.V., Konnova, M.V. Razvitiye kompetentsii «prepodavaniye v organizatsiyakh srednego professional'nogo obrazovaniya» po standartam WorldSkills kak sredstvo prakticheskoy podgotovki studentov vuza / Obrazovaniye i bezopasnost' : aktual'nyye problemy teorii i praktiki : sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii : Kursk, 10 dekabrya 2020 g. / Kurskiy gosudarstvennyy universitet; redkol.: N. A. Sukhikh (otv. red.)). – Kursk : Izd-vo Kursk. gos. un-ta, 2021. – S. 240-250.

2. Kuznetsova, Ye.V., Konnova, M.V. Imidzh pedagoga professional'nogo obrazovaniya kak faktor kachestva obrazovatel'nogo protsessa / Upravleniye kachetsvom v obrazovanii i promyshlennosti: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii (21 –22 maya 2020 g., g. Sevastopol') / redkol.: Belaya M.N. (otv. red.). – Sevastopol':FGAOU VO «Sevastopol'skiy gosudarstvennyy universitet», 2020. –1076s.

3. Tatarintseva, N. Ye. Pedagogicheskoye proyektirovaniye: istoriya, metodologiya, organizatsionno-metodicheskaya sistema: monografiya / N. Ye. Tatarintseva. — Rostov-na-Donu, Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2019. — 150 c. — ISBN 978-5-9275-3080-9. — Tekst: elektronnyy // Elektronno-bibliotechnaya sistema IPR BOOKS: [sayt]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87747.html.

4. Yudina, O.I. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Elektronnyy resurs]: uchebnoye posobiye/ O.I. Yudina. — Elektronnyye tekstovyye dannyye. — Orenburg: Orenburgskiy gosudarstvennyy universitet, EBS ASV, 2013. — 141 c. — 2227-8397. — Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/30062.html.

5.      Frolov, YU.V. Kompetentnostnyy podkhod k podgotovke kvalifitsirovannykh kadrov dlya innovatsionnoy ekonomiki. 2017. M №7. – S. 25–36.

 

Категория: 2. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика