Понедельник, 20.05.2024, 09:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 2. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат.

Новые форматы совместной работы учебных заведений и промышленных предприятий

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат

Научная статья

УДК 37.02

 

Новые форматы совместной работы учебных заведений и

промышленных предприятий

 

Светлана Асадовна Махова1, Нелли Николаевна Мозгунова2, Галина Николаевна Печкарева2

1,2Мценский филиал Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Мценск, Россия

1sv_gasanova@mail.ru

 

Аннотация. Изменения потребностей в профессиональных навыках все чаще требуются в связи с продолжающейся цифровизацией промышленности, а также с ростом внедрения новых технологий. Технология фабрик обучения, реализация которых показала уже свою эффективность, практически не известна в России.

Ключевые слова: обучающая фабрика, инновационные педагогические технологии, практическое обучение.

 

Innovative pedagogical technologies in vocational education:

methods, forms, result

Original article

 

New formats of joint work of educational institutions and industrial enterprises


 

Svetlana Asadovna Makhova1, Nelli Nikolaevna Mozgunova2, Galina Nikolaevna Pechkareva2

1,2Mtsensk branch of Orеl State University named after I.S. Turgenev, Mtsensk, Russia

1sv_gasanova@mail.ru

 

Abstract. Changing skills needs are increasingly required due to the ongoing digitalization of industry, as well as the increasing adoption of new technologies. The technology of learning factories, the implementation of which has already shown its effectiveness, is practically unknown in Russia.

Keywords: learning factory, innovative pedagogical technologies, practical training.

 

Введение

В настоящее время образовательные программы в системах высшего и среднего профессионального образования должны быть более гибкими и адаптироваться к развивающимся навыкам и потребностям в обучении. Изменения потребностей в профессиональных навыках все чаще требуются в связи с продолжающейся цифровизацией промышленности, а также с ростом внедрения новых технологий.

Учебные программы необходимо адаптировать к эпохе цифровых технологий, например, путем обеспечения того, чтобы выпускники понимали ценность больших данных, эффективность работы, получаемую за счет роботизации и автоматизации и т.д. Системы профессионального образования и обучения должны быть адаптированы для удовлетворения быстро меняющегося характера потребностей в профессиональных навыках в отраслях, ориентированных на производство.

Основная часть

В России обучающие фабрики (learning factories), как технология обучения находится на этапе формирования и на сегодня в основе лежит международный опыт. На 2023 год запланирован масштабный проект внедрения в систему профессионального образования обучающих фабрик. А пока сложно дать определение данного понятия, так на этом этапе все образовательные организации вкладывают свой смысл и дают собственные определения данной технологии.

Цель обучающих фабрик - ликвидация дефицита на рынках труда, возникающего при внедрении передовых технологий в промышленности.

Международная ассоциация обучающих фабрик была образована в 2011 году и включает в себя 16 университетов: 7 из Германии, 2 из Австрии и по одному из Боснии и Герцеговины, Греции, Люксембурга, Малайзии, США, Хорватии и ЮАР.

Обучающие фабрики – это структуры, объединяющие специалистов учебного заведения, технологических и индустриальных партнеров, действующих в формате проектно-ориентированной подготовки специалистов для новых рынков и профессий.

Обучающие фабрики/фирмы – это опытно-конструкторские предприятия созданные, как лаборатории или цеха на базе образовательной организации, оборудованные всем необходимым для организации мелкосерийного производства, а обучающиеся на практике смогут познакомиться с процессами проектирования, создания и моделирования конкретной продукции.

Международная ассоциация обучающих фабрик была образована в 2011 году и включает в себя 16 университетов: 7 из Германии, 2 из Австрии и по одному из Боснии и Герцеговины, Греции, Люксембурга, Малайзии, США, Хорватии и ЮАР.

Впервые в работе конференции Ассоциации приняли участие специалисты из России и все они представляли Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Участниками X конференции стали ректор ГУАП Юлия Антохина, директор центра развития компетенций WorldSkills Ирина Анисимова, заместитель декана факультета СПО Сергей Поляков и директор центра координации научных исследований Алексей Рабин.

Данная технология обучения позволяет объединить классические элементы образования с технологиями и техническими процессами производства. Каждое рабочее место выполняет функцию какого-то отдела на предприятии, а обучающиеся во время обучения проходят весь цикл производства продукции. Непосредственная близость всех технологических процессов к классическим элементам образования делает такую фабрику уникальной в рамках профессионального обучения. Выпускаемая обучающей фабрикой продукция может стать частью реальных производственных заказов. Она может быть востребована на заводах, как составная часть более сложных устройств в различных отраслях промышленности. Технология обучающих фабрик.

Технология обучающих фабрик предполагает закупку образовательной организацией оборудования (для учебного заведения оно является лабораторным оборудованием), с его помощью организуется лаборатория (цех), при этом лаборатория становится частью конкретного производственного цикла из определенной индустрии, отрасли. Оборудование располагается на территории образовательной организации, при этом обучающиеся непосредственно имеют прямой доступ к данной лаборатории и осваивают в ней основные технологические процессы.

Для учебного заведения это реалистичная среда для образования, повышения профессиональной подготовки и исследований. С помощью обучающих фабрик можно проводить различные анализы и моделировать сценарии не только для производства, но и для смежных отраслей. Это позволяет подготовить будущих выпускников к правильному реагированию на различные сценарии, которые постоянно разворачиваются в реальной компании. А сами производственные компании могут создавать очень успешную среду для развития теоретических и практических знаний/навыков, как новых, так и опытных сотрудников.

Концепция фабрик обучения открывает возможности для прежних дидактических и технических подходов. Благодаря реалистичной среде учащиеся более мотивированы и способствуют развитию компетенций. Возможно обучение на основе проблем, проектов или исследований. Ориентированное на действия обучение дает значительные преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Методы, инновации и технологии могут быть легче перенесены в отрасль. С помощью learning factories учащиеся могут применять методы в реальной производственной среде без негативного эффекта остановки производственных линий на своем собственном предприятии.

Обучающие фабрики разрабатываются на трех уровнях проектирования.

На макроуровне разрабатывается полная образовательная программа и физическая производственная среда с элементами фабрики. Она включает в себя социально-техническую инфраструктуру (производственную среду, производственные процессы, продукт и сотрудников). В процессе проектирования должны быть учтены цели обучения, целевые группы и другие заинтересованные стороны.

Различные учебные модули разработаны на мезоуровне. Каждый учебный модуль может использовать различные части среды learning factory. Процесс обучения должен быть структурирован на этом уровне проектирования.

Микроуровень фокусируется на сценариях обучения в рамках учебного модуля. Сценарии обучения подразделяются на исследовательские, экспериментальные, систематизирующие или рефлексивные части. Цели обучения определяют сценарий обучения. На этом уровне проектирования следует учитывать подготовку самой learning factory, а также поддержку обучения, учебные материалы, среду обучения и учебный продукт.

Сам процесс слияния образования и технологических процессов предполагает специфику как образовательного процесса, так и специфику фабрики. В связи с этим возникают определенные трудности. Образовательная организация не в состоянии приобрести самостоятельно дорогостоящее производственное оборудование, которое может обеспечить полный цикл производства того или иного товара/продукта. Наиболее актуальные проблемы подхода. При реализации данной технологии образовательные организации не превращаются в часть производственного предприятия. Однако, при данной технологии образовательная организация становится частью технологического процесса, что формирует необходимость в специально подготовленных педагогических кадрах, способных обучить студентов работе на закупленном оборудовании, а также реализовывать конкретные проекты по производству продуктов деталей и других результатов технологического процесса на этапе обучающей фабрики.

Также от преподавателей данная технология требует способностей разработки конкретного технологического цикла, который для обучающихся может стать результатом выполнения выпускной квалификационной работы с представлением конкретного продукта его учебно-профессиональной деятельности. При этом продукт или прототип продукта, который обучающийся выполнит в рамках своего обучения в обучающей фабрике лежит в основе учебного плана и предполагает его реализацию в течение длительного периода, а не одного или нескольких практических занятий, а одного или нескольких семестров, возможно и всего срока обучения.

 

Список источников

 

1 Abele E, Metternich J & Tisch M (20 октября 2018 г.), Springer International Publishing (ред.), Learning Factories – Концепции, рекомендации, примеры передовой практики (на немецком языке), ISBN  9783319922607.

2 Покусаев, О.Н. Фабрики обучения для промышленности и транспорта в эпоху цифровых близнецов / О.Н. Покусаев , В.П. Куприяновский, А.В. Корзун, А.А. Климов, М.Г. Жабицкий, Д.Е. Намиот, А.В. Семочкин // International Journal of Open Information Technologies, издательство Лаборатория Открытых Информационных Технологий факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), том 9, № 1-2021, с. 107-127.

3 Кашай Дж., Веннемер Дж., Абеле Э., Тенберг Р. (2012), Procedia—Социальные и поведенческие науки (ред.), Исследование по обучению, ориентированному на действия, с использованием подхода Learning Factory (на немецком языке), С. 1144-1153.

 

References

 

1 Abele E, Metternich J & Tisch M (20 oktyabrya 2018 g.), Springer International Publishing (red.), Learning Factories – Koncepcii, rekomendacii, primery peredovoj praktiki (na nemeckom yazyke), ISBN  9783319922607.

2 Pokusaev, O.N. Fabriki obucheniya dlya promyshlennosti i transporta v epohu cifrovyh bliznecov / O.N. Pokusaev , V.P. Kupriyanovskij, A.V. Korzun, A.A. Klimov, M.G. ZHabickij, D.E. Namiot, A.V. Semochkin // International Journal of Open Information Technologies, izdatel'stvo Laboratoriya Otkrytyh Informacionnyh Tekhnologij fakul'teta VMK MGU im. M.V. Lomonosova (Moskva), tom 9, № 1-2021, s. 107-127.

3 Kashaj Dzh., Vennemer Dzh., Abele E., Tenberg R. (2012), Procedia—Social'nye i povedencheskie nauki (red.), Issledovanie po obucheniyu, orientirovannomu na dejstviya, s ispol'zovaniem podhoda Learning Factory (na nemeckom yazyke), S. 1144-1153.

Категория: 2. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика