Понедельник, 20.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 2. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат.

Использование наглядных дидактических средств обучения для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся

Методика преподавания математики (Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат)

Научно-практическая статья

УДК 373.1

 

Использование наглядных дидактических средств обучения для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся

 

Анжелика Александровна Репкина

Мценский филиал Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Мценск, Россия, repkina-13@mail.ru

 

Аннотация. Статья раскрывает  важность использования наглядных средств обучения при формировании метапредметных образовательных результатов.  Представляется  опыт использования наглядных дидактических средств на занятиях математики.

Ключевые слова: принцип наглядности, дидактика, метапредметные результаты обучения, педагогические технологии, средства обучения.

 

Methods of teaching mathematics (Innovative pedagogical technologies in professional education: methods, forms, results)

Scientific and practical article

 

The use of visual didactic teaching tools for the formation of metasubject educational results of students

 

Angelika Alexandrovna Repkina

Mtsensk branc Orel state university named after I.S.Turgenev,  Mtsensk, Russia, repkina-13@mail.ru

 

Abstract.  The article reveals the importance of using visual teaching aids in the formation of meta-disciplinary learning outcomes.  The experience of using visual didactic tools in mathematics classes is presented.

Keywords: The principle of visibility, didactics, meta-disciplinary learning outcomes, pedagogical technologies, learning tools.

 

Введение

В настоящее время обновляются многие принципы обучения, в том числе и принцип наглядности. Этот принцип имеет большую историю, и при этом он остается актуальным в современном обучении.

Использование наглядных средств,  для создания у обучающихся образных представлений, для формирования понятийдля понимания связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, автором идеи является Я. А. Коменский [3].

С развитием информационных ресурсов большинство педагогических технологий  предполагают  использование мультимедийных средств. Чрезмерное использование, которых может отражаться на состоянии здоровья студентов. Традиционная наглядность - это схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации, модели и т.д., часто забывается и не используется. Однако классические средства можно адаптировать под современные требования, так что без вреда для организма будет возможность  увлечь обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. К ним относятся  и метапредметные результаты обучения[2].

Метапредметные результаты – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.

При использовании метапредметной технологии преподаватель создает особые условия, в которых обучающиеся могут самостоятельно, но под руководством наставника найти решение задачи, вести поиск выхода из учебных ситуаций. Именно при формировании метапредметных результатов использование наглядных дидактических средств более чем необходимо. Причем совокупность традиционных наглядных средств и использование информационных технологий, в том числе готовых программных продуктов, как показывает практика, приводит к улучшению результатов при формировании метапредметных результатов обучения.

Использование наглядных средств обучения содействует развитию предметных и метапредметных результатов обучения, а также  формирует интерес к предмету.

Основная часть

Рассмотрим опыт использования наглядных средств обучения при формировании метапредметных результатов у обучающихся  1 курса СПО в преподавании математики.

Использовать потенциал наглядных средств обучения в педагогической практике возможно в различных видах деятельности: практической, проектной, поисковой и др.[1]. При этом возможно совместить использование и традиционных наглядных средств, и новых технологий. Например для  развития метапредметных результатов можно использовать тренажер метаумений.

При изучении темы «Многогранники и тела вращения» использование наглядных средств обучение возможно в следующей форме: на занятии раздаются модели многогранников и обучающиеся изучают их, выполняют задания исследовательского характера.

 Задание 1. Нарисовать пирамиду, в основании которой лежит треугольник. Записать, перечислить  и посчитать все вершины, ребра и грани пирамиды (Рисунок 1).

Задание  2.  Перед Вами лежит набор разных  разноцветных объемных тел. Пусть одному из Вас будут принадлежать тела вращения белого  цвета и синего, а другому многогранники красного и фиолетового. Действуя вместе, нужно разделить тела по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные группы. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать, как Вы разделили тела и почему именно так» (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Наглядные средства для заданий 1 и 2

Для контроля знаний удобно использовать тестовые задания с изображением геометрических фигур (задание выполняется быстро, за счет того, что есть возможность просто перетащить нужную фигуру в нужное место). Такие задания на соотношение или выбор ответа вызывают интерес у обучающихся (Рисунок 2).

Рисунок 2- Задание на соотношение

Рассмотрим возможность использования наглядных средств и в проектной деятельности по математике.

В проектной деятельности очень полезно для обучающихся бывает максимально приблизить их исследование к их будущей специальности.

При изучении темы «Производная» студентам специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений можно предложить проект на тему: «Применение производной в строительстве». Обучающиеся должны найти  и решить под руководством преподавателя задачи, в решении которых используется производная. Затем решение оформляется максимально наглядно и представляется для обсуждения в группе.

Рассмотрим пример такой задачи:

Для строительства или ремонта дома некоторой высоты, строителям потребуется автомобильный кран и чтобы выбрать кран с оптимальной длинной стрелы следует: вывести формулу для определения наименьшей длины стрелы автомобильного крана, с помощью которого можно построить здание высоты Н и ширины 2l с плоской крышей (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Моделирование задачи

После решения задачи студентам предлагается проанализировать полученное решение и наглядно представить использование данного решения.

Проводится анализ размеров домов разной этажности и  различных кранов, используемых в строительстве, проверяется соответствие полученного решения реальным условиям. Для наглядности  можно использовать различные таблицы и изображения (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Сравнительные таблицы

Результатом такой работы может стать сборник задач с прикладным содержанием.

Заключение

Использование метапредметной технологии в преподавании математики совместно со всем множеством наглядных средств обучения дает возможность развивать мышление  у всех обучающихся.

 Таким образом, цели и содержание образования меняются, появляются новые технологии и средства обучения. Много внимания уделяется использованию информационных технологий, но и о традиционных  средствах обучения тоже не следует забывать.

 

 

Список источников

 

  1. Тестов В.А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике - Текст: электронный //Образование и наука. – 2016. – №1(130).–С.4-20.–URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18381/1/ edscience_2016_1_130_002.pdf/ (дата обращения: 11.04.2022).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – Текст: электронный - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/#friends/ (дата обращения: 10.04.2022).

3. Чудоквасова Г.А. Доклад "Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании" - Текст: электронный// ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесной колледж» Педагогические чтения 2014-2015 - URL: /https://multiurok.ru/index.php/files/doklad-ideia-nagliadnosti-v-didaktike-iana-amosa-1.html /(дата обращения: 11.04.2022).

 

 

References

 

1 Testov V.A. O nekotoryh vidah metapredmetnyh rezul'tatov obucheniya matematike - Tekst: elektronnyj //Obrazovanie i nauka. – 2016. – №1(130).–S.4-20.–URL:https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18381/1/edscience_2016_1_130_002.pdf/ (data obrashcheniya: 11.04.2022).

2 Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. – Tekst: elektronnyj - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/#friends/ (data obrashcheniya: 10.04.2022).

3 CHudokvasova G.A. Doklad "Ideya naglyadnosti v didaktike YAna Amosa Komenskogo i v sovremennom obrazovanii" - Tekst: elektronnyj// GBOU SPO NO «Krasnobakovskij lesnoj kolledzh» Pedagogicheskie chteniya 2014-2015 - URL: /https://multiurok.ru/index.php/files/doklad-ideia-nagliadnosti-v-didaktike-iana-amosa-1.html /(data obrashcheniya: 11.04.2022).

 

Категория: 2. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании: методы, формы, результат. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика