Понедельник, 20.05.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Толерантность как одна из важных психолого-педагогических компетенций современного преподавателя

Актуальные вопросы современного профессионального образования

Научная статья

УДК 37.01

Толерантность как одна из важных психолого-педагогических компетенций современного преподавателя

 

Галина Дмитриевна Дорохова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, dekdor@yandex.ru

 

Аннотация. Автор рассматривает толерантность как важную психолого-педагогическую компетенцию современного педагога и раскрывает актуальность и научно-практическая значимость одной из проблем современного времени - проблемы формирования толерантности у педагогов.

Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, толерантный педагог, сотрудничество и взаимопонимание.

 

 

Current issues of modern professional education

Original article

 

Tolerance as one of the important psychological and pedagogical competencies of a modern teacher

 

Galina Dmitrievna Dorokhova

Livensky Branch of Orel state university named I.S. Turgenev, Livny, Russia, dekdor@yandex.ru

 

Abstract. The author considers tolerance as an important psychological and pedagogical competence of a modern teacher and reveals the relevance and scientific and practical significance of one of the problems of modern times - the problem of the formation of tolerance among teachers.

Keywords: tolerance, pedagogical tolerance, tolerant teacher, cooperation and mutual understanding.

 

Введение

Современная философская мысль при всем разнообразии ее течений сходится в одном: самая страшная из катастроф, угрожающих человечеству – «антропологическая катастрофа», т.е. крушение человека и человечности, а все остальные – технические, экологические, экономические – лишь производные от нее [1]. Поэтому важной задачей современного образования является преодоление кризиса культуры духовности, поворот к реальному человеку. А работа с людьми, особенно с молодыми, требует правильного подхода, для того чтобы воспитать у подрастающего поколения соответствующее мировоззрение, активную жизненную позицию, базисное миропонимание, сформировать инновационное поведение, толерантные качества личности.

Основная часть

Как же воспитать молодое поколение таким, чтобы оно понимало, что от их поступков и действий будет зависеть облик будущего мира? И будет ли это мир культуры и ненасилия, основанный на принципах взаимного уважения и справедливости, стремлении сохранить планету, на которой мы все живем, или это будет совершенно противоположный мир, зависит от того, на каких ценностях воспитывается наша молодежь. Поэтому от нас взрослых, зависит, что сформируется в их сознании как «нормальное, естественное» или «хорошее», и что они оценивают как «плохое». Сам педагог должен быть примером толерантного человека, готового вовремя исправить неправильное представление о мире и отношение к нему студенческой молодежи, развивая в ней самые лучшие человеческие качества, такие как, умение уважать жизнь других людей, быть открытым и щедрым душой человеком. Именно педагог должен посадить в молодых душах зерна прекрасного и хорошего. Студенты, желая самоутвердиться, добиваются, чтобы взрослые считались с его мнением, чаще обращали на него внимание. Этим как раз и определяется стремление к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность, острая реакция на попытки взрослых унизить достоинство молодых людей, не заметить их взрослость, недооценить их права и достоинства. У молодых людей необходимо сформировать такие важнейшие черты личности, как инициативность, любознательность, открытость, доброжелательность, стремление к сотрудничеству, милосердие и  толерантность. Образование и воспитание в условиях социокультурной среды учебного заведения должны строиться на диалогической, межкультурной основе, что обеспечит гармонизацию социальных отношений, создаст возможности и условия для более эффективного воспитания толерантной личности, способной к сохранению своей индивидуальности, активной жизненной позиции в обществе. Толерантный человек будет осознавать, что современный мир и окружающая его среда являются разнообразными и важно уметь строить отношения в этом мире на принципах уважения достоинства человека, равенства и справедливости.

Об учителях говорят: «Сеятели разумного, доброго, вечного. Именно от них - всё лучшее в человеке». По словам А.В. Луначарского, именно педагог должен быть самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое предназначение педагога, и действительно, никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал.

Образование является одной из ведущих сфер жизни общества и человека, несет все большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Мы понимаем, что современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения быть уважаемым другими людьми. Поэтому важной задачей образования является формирование у молодого поколения умения строить отношения в процессе взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть, то есть на принципах толерантности.

Как указано в «Декларации принципов толерантности», принятой ОOH в 1995 г., «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [3]. Образование имеет большие возможности для воспитания у обучающихся толерантности. Большая ответственность в этом ложится на плечи педагога. Только тот педагог может воспитывать толерантность у обучающихся, если он сам обладает толерантными качествами, проявляет и реализует толерантность в профессиональной деятельности.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, обучающимся, умение понимать и прощать их несовершенства. Нетерпимый педагог не сможет воспитывать толерантное отношение к другим людям, другим культурам, религиям в своих воспитанниках. Уравновешенность, «эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим» - это важнейшие качества, определяющие педагога с высоким уровнем толерантности [2]. Толерантность педагога заключается в умении вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления. Педагог должен не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать её, уметь ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие горе или радость, любовь или ненависть, то есть быть отзывчивым, чутким к людям. Именно толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход в обучении и воспитании, учитывает индивидуальные качества и способности обучающихся. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост, креативный подход к организации профессиональной деятельности, все это можно отнести к качествам толерантного педагога. Культура общения педагога с молодежью должна основываться на уважении, взаимопонимании. Недопустимо общение на повышенных тонах. Умение слушать и быть услышанным решает многие проблемные ситуации. В общении педагог, обладающий спокойствием, выдержкой, терпением создает позитивную атмосферу в группе, комфортные условия для самореализации, стимулирует интерес к учебным дисциплинам и мотивирует на успешное усвоение знаний. Одним из ведущих компонентов толерантности педагога является доброта. Озлобленный студент постепенно становится добрым, если он попадает в атмосферу добра, любви, взаимопонимания и уважения. Создание толерантной среды в образовательной организации предлагает взаимную ответственность участников учебно-воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в этическом кодексе преподавателя филиала: необходимо уважать мнение студентов и их родителей, а не играть в уважение к ним, так как толерантный педагог воспитывает толерантных студентов.

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что толерантный педагог - это оптимист, любящий жизнь. Он добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней подозрительности, постоянно ставит перед собой творческие цели, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе и другим, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может покритиковать себя и признаться, когда не прав. Студенты, воспитанники толерантных педагогов отличаются от тех студентов, которые учились у интолерантных педагогов. Они любознательны, жизнерадостны, активны, самостоятельны, общительны, доверчивы, внимательны, добродушны и отзывчивы. А таких молодых людей мы и хотим воспитать, потому что, студенческая молодежь – это будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от тех, кто растит, учит и воспитывает их. А воспитывает педагог личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

 

 

Список источников

 

1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность / А.Г. Асмолов // Семья и школа. – 2001. - №11-12, - С.32

2 Вислова А.Д. Формирование толерантной личности – стратегическая задача образования/ А.Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4. - С.152.

3. Декларация принципов толерантности. – М., 1996.

 

References

 

 

1. Asmolov A.G. My obrecheny na tolerantnost' / A.G. Asmolov // Sem'ya i shkola. – 2001. - №11-12, - S.32

2 Vislova A.D. Formirovanie tolerantnoj lichnosti – strategicheskaya zadacha obrazovaniya/ A.D. Vislova // Social'no-gumanitarnye znaniya. - 2008. - №4. - S.152.

3. Deklaraciya principov tolerantnosti. – M., 1996.

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика