Понедельник, 20.05.2024, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Современные проблемы и перспективы организации учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях в рамках взаимодействия с работодателя

УДК 377.12

 

Современные проблемы и перспективы организации учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях в рамках взаимодействия с работодателями

 

Любовь Алексеевна Коссова

Мценский филиал Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Мценск, Россия, ryjgjxrf13@mail.ru

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам развития профессионального образования на разных его ступенях. Структурные изменения, происходящие в сфере профессионального образования, оказывают существенное влияние на развитие регионального рынка труда. Одной из причин невостребованности выпускников сферы профессионального образования является несоответствие организации учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях требованиям работодателей.

Ключевые слова: профессиональное образование, трудовые ресурсы, рынок труда, работодатели.

 

Current issues of modern vocational education

Original article

 

Problems of modern secondary vocational education

 

Lyubov Alekseevna Kossova

Mtsensk Branch of I.S. Turgenev Oryol State University, Mtsensk, Russia, ryjgjxrf13@mail.ru

 

Abstract. This article is devoted to the problems of the development of vocational education at its various stages. Structural changes taking place in the field of vocational education have a significant impact on the development of the regional labor market. One of the reasons for the lack of demand for graduates of vocational education is the inconsistency of the organization of the educational process in vocational educational institutions with the requirements of employers.

Keywords: vocational education, labor resources, labor market, employers.

 

Введение

Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Основная часть

Основная задача профессионального образования заключается в подготовке работников определенного уровня и профиля образования для различных видов экономической деятельности. Оно является важнейшим компонентом инфраструктуры рынка труда, создающим условия для его эффективного функционирования, достижения баланса спроса и предложения рабочей силы.

Изменения, происходящие в сфере профессионального образования, связанные с трансформацией его структуру, как в количественном, так и в качественном отношении оказывают существенное влияние на развитие рынка труда и положение выпускников профессиональных образовательных учреждений, которые оказывается одной из слабозащищенных в социальном отношении категорий населения.

Положение выпускников и молодых специалистов на современном рынке труда определяется следующими факторами: отказ государства от обязательного распределения выпускников, согласно которому студенты учились по направлению предприятия и после завершения обучения должны были два или три года отработать на данном предприятии; предоставление выпускникам права самостоятельного трудоустройства, к которому они в большинстве своем не готовы и на рынке труда сталкиваются с определенными трудностями, осложняющими поиск работы; потеря связей между учреждениями профессионального образования всех уровней и организациями потребителями выпускников и молодых специалистов; профессиональные учебные заведения предоставляют искаженную информацию о перспективах спроса на рабочую силу для привлечения абитуриентов; работодатели, оценивая привлекательность работника, не имеющего опыта работы, ориентируется, прежде всего, на уровень его профессионального образования, считая, что выпускники начального профессионального образования больше подходят на низкооплачиваемые рабочие места, причем низкой квалификации; несоответствие запросов выпускников их профессиональным навыкам, помимо высокой зарплаты, они предъявляют завышенные требования к условиям проживания; серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда.

Таким образом, профессиональное образование, не учитывая потребности рынка труда, создает предпосылки, приводящие к нарушению равновесия спроса и предложения на рабочую силу, что является одним из наиболее существенных факторов роста безработицы среди выпускников и молодых специалистов.

Сложности трудоустройства выпускников их неудовлетворенность своим материальным положением и статусом в обществе только усугубляют сложившуюся ситуацию на рынке труда. Отсюда и стремление у абитуриентов получить диплом о высшем образовании, который становится гарантом трудоустройства, но при этом возникает переизбыток выпускников вузов и формируется дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу.

Для решения проблемы трудоустройства выпускников и молодых специалистов, а также регулирования ситуации на рынке труда образовательные учреждения должны знать, каких специалистов, в каком количестве необходимо готовить, определять какими профессиональными компетенциями они должны обладать, чтобы стать впоследствии востребованными и конкурентоспособными работниками. Другими словами, требуется разработка надежных долгосрочных прогнозов потребностей экономики в рабочей силе в разрезе отраслей и профессий, но в силу нестабильной экономической ситуации достаточно сложно и проблематично прогнозировать изменения ситуации на рынка труда даже на ближайшие 5-6 лет.

Новейшие изменения системы российского образования вызвали необходимость совершенствования форм взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Направления сотрудничества образовательного учреждения среднего специального образования представлены на рисунке 1.

Не менее актуальной проблемой является слабое финансирование материально-технической базы организаций профессионального образования, оборудование мастерских уже многие годы не соответствует новейшим технологиям, используемым на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся. В настоящее время отсутствует оперативная и унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая планировать объём и профиль подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с организациями сегодня являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя с перспективой ориентирования не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли. 

Еще одна проблема в том, что не все самые передовые зарубежные технологии, которые сегодня пытаются внедрять в нашу экономическую действительность, соответствуют российской ментальности. Это относится и к системе отечественного образования. Однако некоторые методики, например, подготовки и проведения тренингов и деловых игр, использования мультимедийных средств обучения, безусловно,  способствуют повышению качества профессионального образования всех уровней. Тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими учебных дисциплинах и профессиональных модулях, необходимо максимально освоить новые формы обучения, которые являются действенным инструментом приобретения  практических профессиональных навыков.

Для системы профессионального образования было бы идеальным, когда элементы профессиональной образовательной программы  преподаёт практик. Но такое встречается сегодня не часто. Основная масса  преподавателей не имеет опыта работы в условиях производства и хочется надеяться, что эти недостатки удастся искоренить посредством организации производственных стажировок в соответствии с требованиями ФГОС. А у производственных специалистов в нынешних экономических условиях практически нет времени на педагогическую деятельность. Особенно это касается  частных предприятий, где  эту работу никто не оплатит, а зачастую и не захочет создать условия для  ее выполнения. Образовательные учреждения же не имеют возможности предложить  таким специалистам достойную оплату, способную возместить потери за использованное рабочее время. Однако, сегодня всё больше предприятий, особенно крупных, заинтересованы в качественном образовании тех, кто придет на производство в ближайшее время. Работодатели готовы вкладывать средства в образование и повышение квалификации собственных кадров. Многие крупные предприятия  хотят иметь специалистов, отвечающих   требованиям самих предприятий.

Очень остро сегодня стоит  проблема повышения квалификации работающих специалистов. Всем известно, что при нынешнем научно-техническом прогрессе моральное устаревание стремительно во всех областях. Работник, не повышающий регулярно свою квалификацию, через полгода - год рискует её потерять полностью. Эта проблема особенно актуальна для  системы среднего профессионального образования. Большинство образовательных учреждений, особенно государственных, готовящих   специалистов среднего звена, просто не владеют современной информационно-технической базой и даже не имеют её в своём арсенале. Как в такой ситуации можно обеспечить качественную подготовку  специалистов?

Выпускники  многих профессиональных образовательных организаций, получив долгожданный диплом по выбранной ими специальности, вынуждены  заканчивать ещё несколько профильных коммерческих курсов, чтобы овладеть современными техническими производственными средствами. Действующие профессиональные образовательные программы в большинстве случаев не учитывают современных производственных требований, а продолжают базироваться на фундаментальных науках прошлого уже века.

Важно обеспечивать эффективное и результативное выполнение такого требования ФГОС, как привлечение в качестве внешних экспертов при проведении демонстрационного экзамена, экзаменов по профессиональным модулям, представителей профильных предприятий и организаций к промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, к проведению государственной итоговой аттестации.

Уверена, что когда-нибудь наступит время разработки и внедрения системы государственного поощрения предприятий, участвующих в программах, обеспечивающих  оплату подготовки  обучающихся с гарантированным последующим трудоустройством. Вот тогда – по результатам трудоустройства выпускников - мы сможем практически определить, какие образовательные программы и какие образовательные учреждения востребованы работодателем, отвечают современным экономическим рыночным требованиям и, следовательно, имеют право на существование.

В этом направлении также важен мониторинг отзывов обучающихся об образовательном учреждении и  преподавателях, но в государственных образовательных учреждениях подобная практика отсутствует. Между тем, именно такой подход к выпуску специалистов поможет образовательным учреждениям сохранить свой профессиональный имидж на образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов».

Заключение

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы профессионального образования -  переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

 

 

Список источников

 

1. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова // Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 1

 

 

References

 

1. Goreva, O.M., Osipova, L.B. Management of the education system in terms of improving the quality of education /O.M. Goreva, L.B. Osipova // Modern problems of science and education. -2019. -№ 1

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 99 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика