Понедельник, 20.05.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Развитие профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального образования в рамках концепции устойчивого развития

Развитие профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального образования в рамках концепции устойчивого развития

 

Ирина Анатольевна Марченкова

Мценский филиал Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Мценск, Россия, marcheckova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования профессиональных компетенций выпускника СПО.  Одним из важнейших стратегических направлений развития Мценского филиала ОГУ им. И.С.Тургенева является его способность формировать у выпускников систему компетенций, отвечающих современным трендам устойчивого развития.  В связи с этим российское образование должно стремиться к формированию такой модели выпускника, компетенции которого соответствовали бы международной компетентностной модели будущих специалистов и отвечали бы основным трендам устойчивого развития.

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование,  обучающийся, выпускник, общие и профессиональные компетенции, методы и технологии обучения, образовательный процесс, конкурентоспособность, профессиональные стандарты.

 

Current issues of modern vocational education

Scientific article

 

Development of professional competencies of a graduate of secondary vocational education within the framework of the concept of sustainable development

 

Irina Anatolyevna Marchenkova

Mtsensk Branch of I.S. Turgenev Oryol State University, Mtsensk, Russia, marcheckova@yandex.ru

 

Abstract.  This article discusses the problems of the formation of professional competencies of a graduate of the vocational school. One of the most important strategic directions of the development of the Mtsensk branch of the I.S.Turgenev OSU is its ability to form a system of competencies among graduates that meet modern trends of sustainable development. In this regard, Russian education should strive to form a graduate model whose competencies would correspond to the international competence model of future specialists and would meet the main trends of sustainable development.

Keywords: education, secondary vocational education, student, graduate, general and professional competencies, teaching methods and technologies, educational process, competitiveness, professional standards.

 

Введение

В современных условиях социального экономического развития проблемы качества, в том числе качества образовательных услуг, приобретают все большую значимость и актуальность. При этом отметим, что проблема качества образования, в том числе оценки качества, - это проблема целей и оценки результата образовательной деятельности.

В жизни современного общества образование играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а, следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния отдельного человека. В связи с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, главным образом информационных, процессами трансформации в социальной сфере, в мире и в России происходят значимые изменения в сфере образования.

Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры в будущем.

Основная часть

Одним из важнейших стратегических направлений развития Мценского филиала ОГУ им. И.С.Тургенева является его способность формировать у выпускников систему компетенций, отвечающих современным трендам устойчивого развития. В связи с этим образование в Мценском филиале должно стремиться к формированию такой модели выпускника, компетенции которого соответствовали бы международной компетентностной модели будущих специалистов и отвечали бы основным трендам устойчивого развития.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

I) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

5) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

6) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [1].

Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся СПО понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий для достижения определенного результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося.

Которые необходимы для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования [2].

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:

- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;

- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий, имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС,

- необходимостью оценки сформированности компетенций и не разработанностью контрольно-оценочных средств [3].

Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении  учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их формирования является способ деятельности.

Общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов обучения зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством диагностики на начальном этапе обучения в учебной группе.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса в Мценком филиале ОГУ им. И.С. Тургенева в соответствии с основной образовательной программой по специальности Гостиничное дело и Федеральным государственным образовательным стандартом. Профессиональная компетенция трактуется как способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства.

Профессиональные компетенции формируются при изучении профессиональных модулей, прохождении учебной и производственной практики.  А также, какие активные и интерактивные технологии обучения использует преподаватель на своих занятиях. При выборе методов и приемов обучения целесообразно разрабатывать оценочные материалы с использованием модульно - рейтинговой системы, кейс - задачи, ситуационные задачи, все это также поможет выпускнику в формировании профессиональных компетенций.

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:

- проявляется активность обучающихся, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

- формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии обучающегося;

- повышаются профессионально - ценностные установки;

- обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

Целесообразность выбранных методов при формировании ОК и ПК позволяет обучающимся не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования [2].

Обучаясь в Мценском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева по специальности 43.02.14 Гостиничное дело среднего профессионального образования, обучающиеся уже с первого курса получают знания, которые потом на втором курсе помогут им в формировании профессиональных компетенций и в дальнейшем стать профессионалом в области гостеприимства.

Реализация специальности 43.02.14 Гостиничное дело имеет своей целью развитие общих и формирование профессиональных компетенций у обучающихся в соответствие с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, требованиями соответствующих профессиональных стандартов, стандартов WOLDSKILLS.

Обучающие по специальности 43.02.14 Гостиничное дело согласно ФГОС сдают демонстрационный экзамен в рамках ИГА.  Как раз в ходе сдачи экзамена можно наглядно увидеть сформированность профессиональных компетенций выпускника. Так как одним из заданий является задание на знание разговорного английского языка, также предусмотрено выполнение различных ситуационных заданий.

Поэтому обучаясь, по данной специальности одним из приоритетов является подготовка специалиста, обладающего общими и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС, способного успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда.

 Поэтому в процессе обучения формируются профессионально важные качества выпускника такие как: целеустремленность, организованность, коммуникабельность, толерантность; трудолюбия, ответственность за конечный результат профессиональной деятельности, адаптивность в жизненной ситуации.

Выпускник по специальности Гостиничное дело должен быть стрессоустойчивым, обладать лидерскими качествами, владеть иностранным языком на разговорном уровне.

Заключение

Обучаясь по специальности Гостиничное дело обучающийся должен быть максимально активной стороной в образовательном процессе, что будит способствовать развитию учебной мотивации, самоконтроля, формированию необходимых будущему специалисту профессиональных и общекультурных компетенций.

Таким образом, особенностями формирования профессиональных компетенций обучающихся СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии.

Рыночная экономика требует гибкой системы подготовки кадров, предъявляет новые требования к базовой профессиональной подготовке, формированию профессионального мышления и поведения, навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.

 

 

Список источников

 

1. Пономарева, О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития / О. С. Пономарева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/931/ (дата обращения: 28.10.2022).

2. Харьков Е.И., Филимонова Л.А., Балашова Н.А., Цибульская Н.Ю., Борисенко Н.А., Яскевич Р.А. Профессиональные компетенции студентов вуза в свете концепции устойчивого развития // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17304 (дата обращения: 29.10.2022).

3. Штакк Е.А. Компетенции в области устойчивого развития: контекст и стратегии формирования инновационной деятельности Вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29145 (дата обращения: 29.10.2022).

 

References

 

1. Ponomareva, O. S. Development of professional competencies of university students within the framework of the concept of sustainable development / O. S. Ponomareva. — Text : direct // Pedagogy of higher education. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/931 / (date of address: 28.10.2022).

2. Kharkiv E.I., Filimonova L.A., Balashova N.A., Tsybulskaya N.Yu., Borisenko N.A., Yaskevich R.A. Professional competencies of university students in the light of the concept sustainable development // International Student Scientific Bulletin. – 2017. – No. 5. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17304 (accessed: 29.10.2022).

3. Shtakk E.A. Competencies in the field of sustainable development: context and strategies for the formation of innovative activity of the university // Modern problems of science and education. – 2019. – No. 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29145 (accessed: 29.10.2022).

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика