Понедельник, 20.05.2024, 12:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Особенности выбора образовательного маршрута одиннадцатиклассников через призму социально-экономического неравенства и рационального действия

УДК 377.5

 

Особенности выбора образовательного маршрута одиннадцатиклассников через призму социально-экономического неравенства и рационального действия

 

Ирина Николаевна Смагина

Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, Ливны, Россия, incm77@mail.ru

 

Аннотация. В статье исследуются особенности выбора образовательного маршрута одиннадцатиклассников, ставших студентами колледжей. Эмпирическую базу исследования составляет серия интервью со студентами, поступившими в колледжи в 2020—2022 гг. после окончания 11 классов и имевшими относительно высокую успеваемость в школе.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, качество образования, образовательная миграция, абитуриент

 

Topical issues of modern vocational education

Original Article

 

Features of choosing an educational route for eleventh-graders through the prism of socio-economic inequality and rational action

 

Irina Nikolaevna Smagina

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia, incm77@mail.ru

 

Abstract. The article explores the features of choosing an educational route for eleventh graders who have become college students. The empirical basis of the study is a series of interviews with students who entered colleges in 2020-2022. after graduating from grade 11 and had relatively high school performance.

Key words: secondary vocational education, quality of education, educational migration, applicant

 

Введение

В стране с каждым годом растет спрос на среднее профессиональное образование. Динамика прироста обучающихся в профессиональные образовательные организации наблюдается с 2014 г. Об этом в своих выступлениях говорил Д. Глушко [1].

Одиннадцатиклассники — нетипичный контингент для российских колледжей. В приеме СПО старшеклассники составляют не более 1/8. Однако с середины 2010-х годов все больше одиннадцатиклассников подают заявления на поступление в колледжи. В пандемичный 2020 г. в колледжи поступило рекордно много старшеклассников — 20,6 %. Почти половина поступивших учится платно, появился конкурс на место, а список популярных специальностей в колледжах повторил топ направлений в бакалавриате [5].

Образовательный выбор после 11 класса значительно менее изучен, чем тра¬ектория «9 классов — колледж», на которую приходится основной поток в СПО. Однако в новых обстоятельствах возросших «ставок» при поступлении в вуз развилка после 11 класса становится все более интересной для исследования. С одной стороны, повышенные риски несовершения или отложенной прогрессии в высшее образование, в особенности для одиннадцатиклассников из семей с невысоким социально-экономическим положением. Траектория «9 классов — колледж» нередко имеет продолжение в вузе и может изначально задумываться как единый трек «9 классов — колледж—вуз». У одиннадцатиклассников тоже есть возможность поступить в вуз после окончания колледжа, однако это более длинная и затратная прогрессия в высшее образование. С другой стороны, за растущим спросом на СПО и негативной динамикой приема в вузы могут стоять не только проблемы доступа к высшему образованию, но и изменения в восприятии желаемых и приемлемых послешкольных образовательных траекторий.

В поисках ответа на вопрос, что приводит одиннадцатиклассников в колледж, сформулировали несколько гипотез о возможных факторах, обусловивших рост спроса на СПО.

1)      Воздействие «выталкивающих» факторов, не позволяющих поступить в вуз, среди них ограниченность экономического ресурса семьи и низкая информированность о выборе как следствие социально-экономического положения семьи.

2)      Воздействие «притягивающих» факторов, которые привели к нормализации выбора колледжа как первого послешкольного образования, в том числе под влиянием новых тенденций на рынке труда — бума профессий, в которых сигнальная функция диплома снижена, а на первый план выходят владение релевантными навыками и опыт.

Для того чтобы протестировать обе гипотезы, собрана выборка одиннадцатиклассников, имевших относительно высокую успеваемость в школе и поступивших в колледж в 2020—2022 гг. по специальностям.

Развилка после 11 класса не является ключевой в выборе образовательной траектории российских школьников [2].

Менее 20 % старшеклассников поступает в колледжи после 11 класса, в итоге обучение в старшей школе зачастую автоматически признается «академической» траекторией. Главный водораздел в выборе послешкольной траектории возникает раньше, после получения основного общего образования. Половина российских девятиклассников (48,3 % в 2021 г.) не продолжает обучение в старшей школе и поступает в учреждения СПО [6].

В колледжах чаще учатся выходцы из семей с невысоким социально-экономическим положением (СЭП), то есть не имеющих высшее образование, с невысокими уровнем дохода и профессиональным статусом. Решение получать среднее профессиональное или высшее образование принимается под влиянием и в контексте неравных условий. Ситуация с развилкой после 9 класса — одна из ярких иллюстраций. Выбор в пользу колледжа после 9 класса представляет собой невыбор академической траектории, то есть продолжения обучения в старшей школе с последующим поступлением в университет, преимущественно из-за академической неуспешности.

Ситуация после 11 класса принципиально иная. Обучение в старшей школе по умолчанию считается дорогой в вуз. Однако и после получения аттестата о среднем общем образовании возникает развилка. Как показали исследования [7], поступление в вуз или колледж после 11 класса обусловлено не только результатом ЕГЭ, но и вторичными эффектами СЭП семьи, не связанными с успеваемостью. Школьники с одинаковой успеваемостью имеют разные образовательные амбиции [7]: одни рассматривают колледж как опцию, другие — безальтернативно университет. Различия в образовательных притязаниях объясняются вторичными эффектами, опосредуемыми образовательным опытом родителей, уровнем дохода, системой ценностей и установок. В частности, выбор школьников из семей с невысоким СЭП скован ограничениями «символического горизонта», например плохой информированностью о высшем образовании из-за недостатка релевантного опыта у родителей, а также в целом более низкой вовлеченностью родителей в образовательные решения [3]. При этом основное влияние на образовательные амбиции оказывает имплицитная стратегия избегания рисков (risk aversion) — стремление не допустить нисходящую социальную мобильность, то есть получить образование не ниже уровня, имеющегося у родителей.

В логике избегания рисков нисходящей мобильности поступление в колледж может рассматриваться как опция послешкольного образования выходцами из семей, не имеющих высшее образование, однако является нежелательным сценарием для старшеклассников, чьи родители имеют диплом вуза. Поэтому траектория «11 классов — колледж» часто оказывается вынужденной или запасной на случае неудачи с ЕГЭ. При этом данный трек не позволяет совершить быструю прогрессию в высшее образование по сравнению с транзитом после колледжа на базе 9 классов, который в 2010-е годы превратился в отдельную образовательную траекторию [4].

Если расположить траекторию «11 классов — колледж» на ряду с другими треками на оси первичных и вторичных эффектов СЭП семьи, окажется, что поступившие в СПО одиннадцатиклассники — это «срединный» контингент, школьники со средней успеваемостью и невысоким СЭП (таблица 1). При этом одиннадцатиклассники в СПО отличаются от тех, кто пришел в колледж после 9 класса, не только по успеваемости. Выбравшие колледж после 9 класса воспринимают этот шаг как выход во взрослую жизнь, а сам колледж—как институт взросления, обеспечивающий ускоренный выход в мир труда [7]. К одиннадцатиклассникам нарратив ускоренного взросления неприменим: здесь и колледж, и вуз рассматриваются в качестве института развития человеческого капитала. Таким образом, одиннадцатиклассники, поступившие в колледжи, по большинству характеристик ближе к контингенту студентов неселективных университетов, чем к массе обучающихся в СПО на базе 9 классов.

Таблица 1 - Образовательные треки в зависимости от первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи

 

Низкое СЭП семьи

Среднее СЭП

Высокое СЭП

Высокая успеваемость

11 классов — вуз

11 классов — вуз

11 классов — вуз

Средняя успеваемость

9 классов — колледж

11 классов — колледж

11 классов — колледж

11 классов — вуз

9 классов — колледж — вуз

11 классов — вуз

Низкая успеваемость

9 классов — колледж

9 классов — колледж

9 классов — колледж — вуз

Эта группа одиннадцатиклассников находится в особенно уязвимом положении и чувствительна к снижению доступа к высшему образованию и ухудшению экономической ситуации. Как показало исследование [6], с 2019 г. одиннадцатиклассники стали гораздо активнее подавать заявления в колледжи на программы подготовки специалистов среднего звена — по тем же направлениям, что и на программы бакалавриата, при этом более половины зачисленных в колледжи учатся на договорной основе. Эти изменения происходят в период снижения доходов населения, сокращения экономического и территориального доступа к высшему образованию. В таких условиях все больше старшеклассников с невысоким СЭП рассматривают поступление в колледж как альтернативу вузу, запасной вариант. В пандемичный 2020 г. обозначенные тренды лишь усилились, и в колледжи поступили рекордные 20,6 % одиннадцатиклассников.

На протяжении 2019—2022 гг. поток школьников, поступающих в колледжи, непрерывно рос, а число выбирающих академическую и транзитную траекторию в вуз сокращалось, хотя соответствующие когорты молодежи и доля родительской когорты с высшим образованием увеличивались. Эти процессы все труднее объяснить в логике первичных и вторичных эффектов СЭП семьи и стратегии избегания рисков нисходящей мобильности. Очевидно, что в процесс перераспределения потоков молодежи между колледжами и вузами вмешиваются внешние причины, влияющие на выбор образовательного трека.

Другой полюс объяснений растущей популярности колледжей у «срединного контингента» может лежать за пределами образования и быть связан с изменениями на рынке труда. Рост сервисной занятости и популярность «мягких» профессий со сниженной сигнальной функцией дипломов могут способствовать нормализации выбора колледжа в качестве первого послешкольного образования для получения монетизируемых профессиональных навыков. Однако эмпирически данное предположение на российском материале еще не проверялось.

Заключение. В данной статье при анализе мотивов выбора одиннадцатиклассников в пользу колледжа используем несколько аналитических рамок, рассмотренных выше. Несмотря на неоднозначность сложившейся ситуации со спросом на СПО, контуры возможных последствий вполне просматриваются. Во-первых, торможение роста числа молодых людей, имеющих высокую квалификацию, может стать серьезным ограничением для долгосрочного экономического развития в условия; технологических вызовов. Во-вторых, отсутствие институционализированные альтернативных траекторий в высшее образование затрудняет социальную мобильность и потенциально усиливает социальное напряжение. С другой стороны увеличивающийся контингент колледжей может оказаться позитивным вызовом для системы СПО, создавая стимулы для модернизации и создания новых гибких программ в расчете на более сильных абитуриентов.

 

 

Список источников

 

  1. Дмитрий Глушко: «Мы наблюдаем устойчивый спрос на программы среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/ dmitrii-glushko-my-nabliudaem-ustoichivyi-spros-na-programmy- srednego-professionalnogo-obrazovaniia (дата обращения: 10.12.2022).
  2. Бессуднов А.Р. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы / А. Р. Бессуднов, В. М. Малик // Вопросы образования. 2020. - № 1. https://doi.org/10.17323/ 1814-9545-2019-1-135-167 (дата обращения: 10.12.2022).
  3. Гошин М. Е. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения / М. Е. Гошин, Т. А.  Мерцалова // Вопросы образования. 2020. - № 3. - С. 68—90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-68-90 (дата обращения: 10.12.2022).
  4. Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? / Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики. 2021. - № 8. - С. 37—68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68 (дата обращения: 10.12.2022).
  5. Косякова Ю. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе / Ю. Косякова, Г. Ястребов, Д. Янбарисова, Д. Куракин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020.- Т. 19. - № 5. - С.76—97.
  6. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России / В. А. Мальцева, А. И. Шабалин // Вопросы образования. 2021.-№ 2.-С.10—42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42 (дата обращения: 10.12.2022).
  7. Павленко Е. С. Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий / Е. С. Павленко, А. А. Якубовская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 376—390. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.3.1604 (дата обращения: 10.12.2022).

 

 

References

 

1. Dmitrij Glushko: «My nablyudaem ustojchivyj spros na programmy srednego professional'nogo obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/ dmitrii-glushko-my-nabliudaem-ustoichivyi-spros-na-programmy- srednego-professionalnogo-obrazovaniia (data obrashcheniya: 10.12.2022).

2. Bessudnov A.R. Social'no-ekonomicheskoe i gendernoe neravenstvo pri vybore obrazovatel'noj traektorii posle okonchaniya 9-go klassa srednej shkoly / A. R. Bessudnov, V. M. Malik // Voprosy obrazovaniya. 2020. - № 1. https://doi.org/10.17323/ 1814-9545-2019-1-135-167 (data obrashcheniya: 10.12.2022).

3. Goshin M. E. Tipy roditel'skogo uchastiya v obrazovanii, social'no-ekonomicheskij status sem'i i rezul'taty obucheniya / M. E. Goshin, T. A.  Mercalova // Voprosy obrazovaniya. 2020. - № 3. - S.68—90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-68-90 (data obrashcheniya: 10.12.2022).

4. Kapelyushnikov R. I. Otdacha ot obrazovaniya v Rossii: nizhe nekuda? / R. I. Kapelyushnikov // Voprosy ekonomiki. 2021. - № 8. - S. 37—68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68 (data obrashcheniya: 10.12.2022).

5. Kosyakova YU. Vosproizvodstvo social'nogo neravenstva v rossijskoj obrazovatel'noj sisteme / YU. Kosyakova, G. YAstrebov, D. YAnbarisova, D. Kurakin // ZHurnal sociologii i social'noj antropologii. 2020.- T. 19. - № 5. - S.76—97.

6. Mal'ceva V. A., SHabalin A. I. Ne-obhodnoj manevr, ili Bum sprosa na srednee professional'noe obrazovanie v Rossii / V. A. Mal'ceva, A. I. SHabalin // Voprosy obrazovaniya. 2021.-№ 2.-S.10—42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42 (data obrashcheniya: 10.12.2022).

Pavlenko E. S. Interpretacii vzrosleniya i formirovanie obrazovatel'nyh traektorij / E. S. Pavlenko, A. A. YAkubovskaya // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2020. № 3. S. 376—390. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.3.1604 (data obrashcheniya: 10.12.2022).

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика