Понедельник, 20.05.2024, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Оценивание результатов освоения образовательной программы

Оценивание результатов освоения образовательной программы

 

Татьяна Николаевна Сафонова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, safonova-modul@yandex.ru

 

Аннотация. Рассмотрены проблемы оценивания результатов освоения образовательной программы на уровне компетенций, педагогические инструменты оценивания и возможность оценки компетентности.

Ключевые слова: оценка компетенций, задания закрытого типа, задания открытого типа, индикаторы достижения компетенций

 

Current issues of modern vocational education

Original article

 

Evaluation of the results of the development of the educational program

 

Tatiana Nikolaevna Safonova

Livny branch of Orel State University named after I. S. Turgenev, Livny, Russia, safonova-modul@yandex.ru

 

Abstract. The problems of evaluating the results of mastering the educational program at the competence level, pedagogical assessment tools and the possibility of assessing competence are considered.

Keywords: assessment of competencies, closed-type tasks, open-type tasks, indicators of competence achievement

 

Введение

Использование компетентностной модели коренным образом трансформирует систему образования, в том числе и систему оценивания обучающихся. Особенностью процесса оценивания результатов обучения при компетентностном подходе является демонстрация компетенций в поведенческом контексте, отслеживаемых и соотносимых с целями обучения. Статья посвящена проблемам оценивания результатов освоения образовательной программы на уровне компетенций в процессе мониторинга и государственного контроля в сфере образования.

Основная часть

После перехода от периодической государственной аккредитации к ежегодному мониторингу образовательной деятельности актуальным для образовательных учреждений стало наличие внутренней системы оценки качества образования и документов и материалов образовательной организации, представленных для целей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, т.е. фондов оценочных средств, соответствующих требованиям, сформулированным в [1].

Одной из задач федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является установление соответствия качества подготовки специалистов требованиям ФГОС. В современной концепции развития образования в качестве объекта оценки служат компетенции (или результаты образования), полученные в результате обучения. Проблемным моментом оценивания результатов освоения образовательной программы является именно оценка компетенций, а не отдельных знаний, умений и навыков, как составляющих уровня обученности по дисциплинам или предметных дескрипторов.

В качестве педагогических инструментов измерения уровня обученности обычно выступают стандартизированные тесты, содержащие в основном задания закрытого типа (с указанием правильных ответов) такие как:

- тестовые задания, предусматривающие выбор одного или нескольких из предложенных вариантов ответа;

- задания на установление соответствия между элементами двух или нескольких множеств;

- задания на установление правильной последовательности действий, событий, процессов;

Достаточно редко встречаются задания открытого типа (без указания возможных вариантов ответа), где обучающемуся предлагается вставить пропущенное слово или символ, закончить утверждение, дописать предложение и т.д; а еще реже расчётные задачи, ответом на которые будет являться некоторое числовое значение.

Почти не встречаются задания в виде расчётных задач, мини-кейсов, ситуационных задач, практико-ориентированных заданий, где необходимо привести расчет, объяснить ситуацию, или дать развернутый ответ в нескольких предложениях.

При рассмотрении описанных инструментов становится понятно, что первые позволяют проверить исключительно знания по дисциплинам, вторые проверяют знания и умения. А вот последние могут служить основой для проверки навыков (при корректной формулировке), и самое важное – проверке освоения компетенций, поскольку навыки – это умения, переносимые на незнакомую ситуацию, способность выполнять анализ содержания и формы, совершать логические операции, устанавливать связь между явлениями, синтезировать новые знания на основе ранее полученных [2].

Знания, умения и навыки имеют право на существование как результаты обучения по дисциплине, которые должны быть соотнесены с индикаторами достижения компетенций.

При проектировании образовательной программы ВУЗами самостоятельно разрабатываются индикаторы достижения компетенций, опирающиеся на выполнение определенных трудовых функций будущего специалиста. Необходимо учитывать, что результаты обучения по отдельному элементу образовательной программы (предметные дескрипторы) доказательно должны вести как минимум к одному индикатору компетенций. Дескрипторы должны выбираться из открытого перечня, чтобы можно было описать различные виды деятельности и разные предметные области, составляющие содержание образовательной программы.

При этом требуется соединить содержание обучения и используемые технологии, формы и методы обучения с формируемыми компетенциями посредством индикаторов достижения этих компетенций как видимых и проверяемых характеристик деятельности.

Проблемой также является непротиворечивое распределение компетенций и индикаторов достижения по дисциплинам, логичность формулировок этих индикаторов, представленных набором конкретных действий, легко отслеживаемых и однозначно интерпретируемых как «освоено/не освоено». Индикаторов для одной компетенции не должно быть много, формулировки должны быть однозначными и измеримыми средствами образовательного процесса. Индикаторы достижения профессиональных компетенций должны соотноситься с профессиональными стандартами, в частности должны раскрывать трудовые действия (трудовые функции), но не могут совпадать с ними [3].

Поскольку компетенция не формируется одной дисциплиной, а является интегральным результатом нескольких дисциплин, модулей и практик, необходимо отслеживать требования логики познавательной деятельности, соответствия значимости компетенции отведенной на ее освоение трудоемкости, возможности успешного освоения за отведенный период обучения.

Следующей проблемой в проверке сформированности компетенций обучающегося является отсутствие в предложенных педагогических инструментах психологической и личностной составляющей, проверить которые можно только в условиях, приближенных к профессиональной деятельности или при выполнении творческих заданий, где можно отследить мыслительный процесс испытуемого. Эта проблема частично решена во ФГОС ВО 3++, где закреплен перечень универсальных компетенций, единый по уровням образования для всех направлений и специальностей. Включенные в этот перечень универсальные компетенции характеризуют надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в различных как профессиональных, так и социальных сферах.

Сказанное выше подводит ВУЗы к созданию системы менеджмента качества, одной из составляющих которой является наличие полного комплекта учебно-методической документации, включающих кроме ООП с учебными планами, календарными учебными графиками, рабочими программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), также оценочные и методические материалы, наличие внутренней системы оценки качества образования, когда к проведению ежегодной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся привлечены работодатели и их объединения, а обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также отдельных дисциплин (модулей) и практик.

Заключение

Проведенный анализ образовательных программ в вузах Российской Федерации и сопровождающих их методических разработок и фондов оценочных средств позволяет сделать вывод о необходимости более тщательного методического сопровождения ООП на предмет соответствия оценочных средств компетентностной модели, взаимного соответствия видов учебной деятельности и содержания подготовки формируемым компетенциям.

 

 

Список источников

 

1. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2022 N МН-5/339 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.12.2022).

2. Сафонова, Т.Н. Цифровые методы оценки результатов образования /Т.Н. Сафонова// Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы IV региональной научно практической Интернет-конференции (17 декабря 2021 г., г. Ливны). – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2022. – С. 111-114.

3. Сафонова, Т.Н. Опыт разработки профессиональных компетенций и индикаторов достижения к ним /Т.Н. Сафонова// Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы 3-ей региональной научно практической Интернет-конференции (18 декабря 2020 г., г. Ливны). – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2021. –С. 87-91.

 

 

References

 

1. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.02.2022 N MN-5/339 // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 09.12.2022).

2. Safonova, T.N. Cifrovye metody ocenki rezul'tatov obrazovaniya /T.N. Safonova// Professional'noe obrazovanie: aktual'nye problemy i puti ih resheniya: materialy IV regional'noj nauchno prakticheskoj Internet-konferencii (17 dekabrya 2021 g., g. Livny). – Orel: OGU imeni I. S. Turgeneva, 2022. – S. 111-114.

3. Safonova, T.N. Opyt razrabotki professional'nyh kompetencij i indikatorov dostizheniya k nim /T.N. Safonova// Professional'noe obrazovanie: aktual'nye problemy i puti ih resheniya: materialy 3-ej regional'noj nauchno prakticheskoj Internet-konferencii (18 dekabrya 2020 g., g. Livny). – Orel: OGU imeni I. S. Turgeneva, 2021. –S. 87-91.)

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 87 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика