Понедельник, 20.05.2024, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

«Межкультурная коммуникация в профессиональном общении»: опыт, проблемы, перспективы

«Межкультурная коммуникация в профессиональном общении»: опыт, проблемы, перспективы

 

Мишечкина Валентина Васильевна

Орловский государственный университет, г. Орел, Россия, val-mishechkina@yandex.ru

 

Аннотация. В статье описан опыт преподавания курса «Межкультурная коммуникация в профессиональном общении».

Ключевые слова: коммуникация, теория, методика

 

Current issues of modern vocational education

Original article

 

"Intercultural communication in professional communication":

 experience, problems, prospects

 

Mishechkina Valentina Vasilevna

Orel state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, val-mishechkina@yandex.ru

 

Abstract. The article describes the experience of teaching the course "Intercultural communication in professional communication".

Keywords: communication, theory, methodology

 

Центральное место в педагогике высшей школы занимает проблема совершенствования профессиональной подготовки специалиста. Речь идет о формировании нового поколения инженеров. Важную роль в решении данной задачи играет курс «Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере». Будущая деятельность выпускников вузов связана с людьми, которые являются представителями разных культур. Эта ситуация требует от специалиста умения ставить и решать определенные коммуникативные задачи в поликультурном мире. С нашей точки зрения, эффективность профессиональной деятельности зависит от успешности в решении этих задач.

Успешность изучения учебной дисциплины «Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере общения» основывается на изучении учебного материала школьной программы по курсам «Русский язык», «Риторика».

Цели изучения дисциплины: развитие навыков межкультурной коммуникации, ознакомление с межкультурными различиями, нормами делового этикета, видами корпоративных культур и стилей управления в межкультурном контексте; формирование социокультурной компетентности, ознакомление с лингвистическими, психологическими и социокультурными особенностями коммуникации в современном информационном пространстве;

Задачи изучения дисциплины: познакомить студентов с основными понятиями межкультурной коммуникации; проанализировать основные признаки и элементы культуры как психологического феномена, ознакомить с методами исследования межкультурных различий; выделить проблемы и трудности, возникающие в ходе общения и взаимодействия носителей разных культур; выделить ценности и концепты, составляющие национально-культурное своеобразие и проявляющиеся на когнитивном, вербальном и невербальном уровнях; привить студентам этические нормы, обязательные при осуществлении общения в профессиональной сфере.

Исходя из тех требований, которые предъявляются к выпускникам университета, мы предлагаем следующие вопросы для рассмотрения: «Предмет и значение межкультурной коммуникации», «Становление и развитие межкультурной коммуникации», «Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации», «Понятие мировой культуры и типология культур», «Культура и коммуникация. Культура и ценности. Разнообразие культур как результат различий в восприятии мира», «Оппозиция «свой - чужой» и этноцентризм», «Культурные различия в невербальной коммуникации», «Проблема понимания в межкультурной коммуникации», «Межкультурная коммуникация и освоение чужой культуры», «Проблемы межкультурной коммуникации», «Русская культура в контексте межкультурной коммуникации», «Конфликт в социальном, экономическом, историческом и политическом контекстах», «Влияние истории, религии и семьи на культуру и коммуникацию»

В качестве результата мы ожидаем, что наши выпускники смогут: 1) правильно понимать людей, в совершенстве владеть способами воздействия на человека и разумно ими пользоваться, 2) знать и правильно понимать себя, в совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, 3) правильно относится к людям. При проведении занятий активно используются деловые игры, тестирование, тренинги, дидактические и психологические задачи и т.п.

Однако с нашей точки зрения, только аудиторных занятий явно недостаточно, для того чтобы реализовать принципы связи обучения с жизнью, теории с практикой. Для того, чтобы многие выводы и положения были осознанно восприняты и усвоены студентами, чтобы в будущей профессиональной деятельности они могли руководствоваться ими, чтобы учились творчески использовать теоретические рекомендации, необходима организация непосредственного участия каждого в практической деятельности. Таким образом, мы видим решение данной задачи в активизации производственной практики, снабдив студента заданиями. Студенты практике начнут чувствовать потребность, необходимость специальных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Создание программы курса – это путь поиска путей, методов, форм преподавания этого предмета. Перед преподавателем, ведущим этот курс, сразу возникают проблемы: с одной стороны, студенты уже имеют кое-какие житейские знания, их необходимо связать с теоретическими научными аспектами дисциплины. Необходимо, на наш взгляд, также отметить, что иногда студенты несут в себе консервативные представления о межкультурной коммуникации. У определенной части уже сформирована установка «я все знаю», и поэтому отсутствует желание познать новое.

Отсюда, на первом занятии перед нами стоит задача объяснить теоретическую и практическую значимость этой учебной дисциплины, заинтересовать студентов возможностью применять в производственном коллективе и в быту знаний, полученных в ходе изучения «Межкультурной коммуникации в профессиональном общении». Преподавателем составляется библиография проблемы. Система занятий по «Межкультурной коммуникации в профессиональной сфере» включает в себя практические занятия, где рассматриваются теоретические и практические основы. Материал для обсуждения служит основой для погружения в проблемы курса, излагаются основы теоретических знаний и ставятся вопросы, ответы на которые предстоит искать на практических занятиях под руководством преподавателя. Структура занятий при этом такова: теоретическое выступление, введение в тему; реализация теории на практике (упражнения, задачи, тренинги, деловые игры, тестирование и т.д.); подведение общих итогов, запись необходимой информации (обычно в ходе занятия). Для подготовки и проведения занятий мы предлагаем создать несколько микрогрупп, каждая из которых будет отвечать за подготовку и проведение одного из занятий. Во время подготовки преподаватель проводит для микрогруппы консультацию, цель которой – дать теоретические сведения, соориентировать в литературе и наметить план предстоящего занятия.

Практическое занятие состоит как бы из трех частей: 1) постановка целей, задач, сообщается план занятия; 2) слушание сообщений(сопровождается презентацией), повторение основных (ключевых) теоретических положения с попутным решением практических задач, участие в тренингах, тестировании и т.д.; 3) анализ занятия, подведение итогов. Все выступления на занятии подразделяются на основные доклады и содоклады. Итогами таких занятий также являются письменные работы студентов, рассказывающих об особенностях коммуникации с представителями разных культур. Эти работы студентов являются самостоятельными и творческими.

Для докладов обычно выбирается та проблема, которая наиболее заинтересовала студента. Часто студенты предлагают свою проблематику, причем берутся за наиболее спорные, актуальные темы. Интересным, на наш взгляд, будет возможность для студентов вуза наблюдение за проявлениями тех или иных явлений на практике (в производственном коллективе), но эта проблема требует особой разработки и согласования, т. к. педагоги кафедры общегуманитарных дисциплин не входят в состав методистов производственной практики.

В качестве итогового контроля в учебном плане заложено проведение зачетов. К зачету мы просим студентов выполнить анонимную работу – написать, что нового они узнали, оценить значимость курса, о чем, на их взгляд было сказано мало и недостаточно, т. е. просим дать оценку и предложить свои рекомендации. Эти материалы являются ценным источником для анализа, прогнозирования и коррекции курса.

Дидактический тест, позволяющий определить соответствие знаний студента минимально допустимому для получения положительной оценки уровню. Для проведения зачета составляются тесты, каждый из которых включает задания по всему материалу курса. Каждое задание оценивается в один балл. Оценка считается положительной, если студент ответил правильно не менее, чем на 51% заданий. Тесты могут быть предъявлены студентам на компьютере или в бумажном виде.

Жизнь предъявляет новые требования к деятельности инженера, его личностным качествам, профессиональному мастерству. Как показали наши наблюдения, знания особенностей коммуникации имеют особую ценность для современного специалиста. Умение перестроить себя в соответствии с новыми требованиями, отказаться от устоявшихся стереотипов, которые мешают профессиональной деятельности, выработать необходимые качества – это часть тех задач, которые мы пытаемся решать с помощью курса «Межкультурная коммуникация в профессиональном общении».

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика