Понедельник, 20.05.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Компетентностный подход в системе повышения квалификации в условиях модернизации российского образования

Актуальные вопросы современного профессионального образования

Научная статья

УДК378

 

Компетентностный подход в системе повышения квалификации в условиях модернизации российского образования

 

Рудоманенко Ирина Викторовна

Карачевский филиал «Орловский государственный университета имени И.С. Тургенева», Карачев, Россия, ira-nika3@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена применению компетентносного подхода в системе повышения квалификации. Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий.

Ключевые слова: компетентностный подход, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.

 

Topical issues of modern vocational education

Research Article

 

Competence-Based Approach in the System of Advanced Training in the Conditions of Modernization of Russian Education

 

Rudomanenko Irina Viktorovna

Karachevsky branch «Orel State University named after I. S. Turgenev», Karachev, Russia, ira-nika3@mail.ru

 

Abstract. Тhe article is devoted to the application of the competence-based approach in the system of advanced training. The competence-based approach is designed to solve a number of such problems in the educational process, which still remain unresolved within the framework of existing educational technologies.
Keywords: competence approach, additional professional education, professional development

 

Введение

Переход к рыночной экономике потребовал нового осмысления принципа целевой направленности института повышения квалификации как удовлетворения современных образовательных потребностей. В России сложилась многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Основополагающие принципы этой системы: дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня на протяжении всего периода педагогической деятельности; сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием; согласованность и преемственность функционирования различных ее звеньев; опережающий характер повышения квалификации с учётом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта.

Основная часть

Актуальной теоретической и прикладной задачей современной педагогики и методики преподавания является проблема внедрения в образование компетентностного подхода, определение психологических, педагогических, дидактических и методических условий эффективности этого процесса.

В связи с необходимостью подготовки квалифицированного конкурентоспособного на рынке труда специалиста соответствующего уровня и профиля, готового к постоянному профессиональному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий [2], компетентностный подход провозглашен как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и положен в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения

Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Задача образования – актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования, что возможно в рамках компетентностного подхода [6].

Необходимость расширения сферы научно-методических знаний преподавателей общеобразовательных школ и повышения эффективности их профессиональной подготовки в условиях модернизации российского образования определила направленность на создание новых практико-ориентированных моделей организации процесса повышения квалификации работников образования. Одним из важных условий обеспечения творческой активности слушателей курсов повышения квалификации является разработка принципиально новой методологии, отличающейся от существующей как по содержанию, так и по структуре. Существующие в системе образования формы и методы повышения квалификации малоэффективны хотя бы потому, что интервал в пять лет между сроками обучения не всегда позволяет быть в курсе новейших разработок и технологий. Эффективное повышение квалификации должно базироваться на принципе непрерывности и отвечать современным социально-педагогическим требованиям. К числу инновационных форм и методов повышения квалификации работников образования относятся: очная форма обучения с применением современных информационно-коммуникационных технологий, дистанционная форма обучение, педагогическое проектирование, блочно-модульное обучение, игровые технологии обучения.

Основной формой организации процесса повышения квалификации является очная форма обучения слушателей, предусматривающая учебные занятия по месту нахождения учебного заведения. Образовательный процесс по данной форме обучения регулируется расписанием и содержит (кроме лекций) учебное время, отводимое для практических и семинарских занятий, обмена опытом, анализа конкретных производственных ситуаций, выездные формы обучения на передовых предприятиях, в образовательных учреждениях и объединениях [4]. Данная форма организации курсов повышения квалификации считается традиционной, но используемые приемы и методы ее реализации носят инновационный характер, так как при этом широко применяются возможности мультимедийных технологий. Применение мультимедийных технологий, систем виртуальной реальности – которые дают возможность использовать текст, графику, видеосюжеты, мультипликацию в режиме диалогового общения, совмещать теоретический и демонстрационный материалы – способствуют целостному восприятию предлагаемого материала, развитию образного мышления, творческого воображения. В этой ситуации слушатели получают не только знания о предметном материале, возможности программных средств информационных технологий обучения и об их применении в своей профессиональной деятельности, но и умение создавать собственные электронные учебные материалы, в которых интегрирован лучший теоретический и практический педагогический опыт. Для более эффективной организации обучения необходима комплексная система повышения квалификации преподавателей школ, включающая не только ежегодные курсы, но и тематические семинары, постоянную методическую поддержку и консультирование [5].

В последнее время, в связи с необходимостью расширения территориального присутствия различных образовательных программ, все более широкое применение находит дистанционная форма обучения. Это позволяет также пройти курсы повышения квалификации без отрыва от основной работы. Заметим, что дистанционная форма обучения полностью основана на информационно-коммуникационных технологиях. Для обмена опыта, обсуждения инновационных педагогических проблем слушатели имеют возможность объединяться в сетевые сообщества. Из наиболее значимых параметров дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий В.А. Сластенин выделяет такие, как: интенсификация образовательного процесса, повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечение эффективности использования педагогического и иных ресурсов учебных заведений [3].

Другим, не менее важным структурным компонентом процесса повышения квалификации является метод проектов. Реализация метода проектов ведет к изменению позиции слушателя курсов повышения квалификации. Из аккумулятора готовых знаний он превращается в организатора собственной познавательной деятельности, в соучастника исследовательского, творческого процесса. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Определяя педагогическое творчество как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах, известные ученые-педагоги (В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.) отмечают, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Участники проектной деятельности представляют результаты своей совместной исследовательской деятельности в виде научного «продукта» – доклада, реферата, видеоклипа, альбома и т. д. Для эффективной реализации метода проектов появляется необходимость разработки принципиально новых учебно-методических материалов, приемов, средств.

Национальная образовательная политика в настоящее время предъявляет новые требования к качеству подготовки учителя. Центральное место среди основных квалификационных требований и характеристик качества подготовки занимают профессиональные педагогические компетентности. Формирование компетентностей учителя информационных образовательных технологий и разработка новых моделей образования на компетентной основе является вопросом первостепенной важности.

Одним из важнейших компонентов профессионального мастерства учителя является информационная компетентность — личностная характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности учителя.

Задачи подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимым уровнем информационной компетентности, решаются на всех уровнях системы педагогического образования. Однако особо остро они стоят в системе дополнительного профессионального образования учителей.

Система повышения квалификации педагогических работников имеет дело с разноуровневой целевой группой, степень базовой подготовки которой в области применения ИКТ достаточно широк. Вместе с тем следует отметить, что учителям важно постоянное совершенствование информационной компетентности, так как стремительное развитие ИКТ-технологий требует постоянного обновления знаний и умений педагогов, формирования их готовности к использованию тех технологий, которые будут распространены в будущем. Поэтому наличие определенных базовых знаний и умений в области ИКТ недостаточно для их успешного использования в практической деятельности учителей. Учитывая скорость развития ИКТ-технологий, следует признать, что в настоящее время педагогам значительно чаще требуется повышение уровня информационной компетентности. Именно поэтому в настоящее время актуальным является внедрение новых форм повышения информационной компетентности педагогов [1].

Заключение

Модель формирования информационной компетентности педагога можно представить в виде пяти взаимосвязанных блоков: освоение инструментальных возможностей ИКТ; освоение педагогических возможностей ИКТ; опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс; внедрение ИКТ в образовательную практику; новая организация образования на основе использования ресурсных возможностей ИКТ. Целевым ориентиром деятельности в рамках повышения квалификации педагогов является создание организационно-педагогических условий для формирования и совершенствования информационной компетентности педагогов в процессе дополнительного образования.

 

 

Список источников

 

  1. Анисимов, М. В. Совершенствование ИКТ-компетенстности учителя-предметника в процессе дистанционного обучения / М. В Анисимов // Информатика и образование, 2009.–№ 6. –С.114-115.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 № 393 о // [сайт]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=14553 (дата обращения: 28.11.2022)
  3. Педагогика профессионального образования: учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с
  4. Повышение квалификации преподавателей // Вестник образования, 2006. – №20. - С.47.
  5. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
  6. Тарасова, Н. В. Стратегия реализации компетентстного подхода в образовании: историко-педагогический аспект / Н. В. Тарасова. – М.: ФИРО, 2007. – 52с.

 

 

References

 

1.   Anisimov, M. V. Sovershenstvovanie IKT-kompetenstnosti uchitelya-predmetnika v processe distancionnogo obucheniya / M. V Anisimov // Informatika i obrazovanie, 2009.–№ 6. –S.114-115.
2.   Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 g. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 11.02.2002 № 393 o // [sajt]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=14553 (data obrashcheniya: 28.11.2022)
3.   Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie /Pod red. V.A. Slastenina. – M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008. – 368 s
4.   Povyshenie kvalifikacii prepodavatelej // Vestnik obrazovaniya, 2006. – №20. - S.47.
5.   Slastenin V. A. Pedagogika: uchebnoe posobie / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. SHiyanov – M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. – 576 s.
6.   Tarasova, N. V. Strategiya realizacii kompetentstnogo podhoda v obrazovanii: istoriko-pedagogicheskij aspekt / N. V. Tarasova. – M.: FIRO, 2007. – 52s.
Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика