Четверг, 09.05.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Формирование профессиональной компетенции при изучении МДК 01.02 Практические основы бухгалтерского учета активов организации у обучающихся

Актуальные вопросы современного профессионального образования

Информационная статья

УДК 377.5

 

Формирование профессиональной компетенции при изучении

МДК 01.02 Практические основы бухгалтерского учета активов организации у обучающихся очно – заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Ливенского филиала ОГУ им. И. С. Тургенева

 

Елена Ивановна Дорогавцева

Ливенский филиал Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
Ливны, Россия,
dmitry.doro@yandex.ru

 

Аннотация. Формирование профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.02 Практические основы бухгалтерского учета активов организации обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе среднего звена, в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества и запросами личности. Важным концептуальным положением обновления содержания образования является компетентностный подход, цель которого - обеспечение качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, специалист, сформированность знаний, умений, навыков.

 

Current issues of modern vocational education

Original article

 

Formation of professional competence in the study MDK 01.02 Practical basics of accounting for the assets of the organization for full–time and part-time students in the specialty 38.02.01 Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev

 

Elena Ivanovna Dorogavtseva

Livensky Branch of I. S. Turgenev Oryol State University, Livny, Russia, Dmitry.doro@yandex . ru

 

Annotation. Formation of professional competence in the study of MDK. 01.02 The practical basics of accounting for the assets of the organization is due to the need to improve the quality of professional training of specialists at all levels, including middle management, in accordance with the social and economic needs of society and the needs of the individual. An important conceptual provision of updating the content of education is a competence-based approach, the purpose of which is to ensure the quality of training of specialists.

Keywords: professional competencies, specialist, formation of knowledge, skills, skills.

Введение

Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, становится образовательная область в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. Базовыми элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения. В соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

Основная часть

Выпускник по специальности 38.02.01 должен быть готов к профессиональной деятельности по бухгалтерскому учету и анализу имущества, обязательств и хозяйственных операций в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Под формированием профессиональных компетенций у студентов СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определенного результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.

Успешность  учебной  деятельности  обучающегося определяется  освоением  новых  для  него  особенностей  профессии  в  СПО, формированием профессиональных компетенций. 

В связи с модернизацией российского образования преподаватель должен направить деятельность обучающегося на освоение профессиональных компетенций. Надо дать понять обучающемуся, чтобы он вел данную деятельность для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдавать экзамены.

Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Решением этой проблемы становится использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят сместить акценты на следующие важные моменты: самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие обучающегося, появятся профессионально-ценностные установки.

Содержание программы профессионального модуля ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации направлено на достижение следующих целей:

- формирование навыков обработки первичных бухгалтерских документов;

- формирование навыков разработки и согласования с руководством организации рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

- приобретение навыков проведения учета денежных средств, оформления денежных и кассовых документов;

- приобретение навыков формирования бухгалтерских проводок по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

В результате сформированности ПК 1.3 обучающийся должен уметь:

  • проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
  • проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
  • учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
  • оформлять денежные и кассовые документы;
  • заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.

обучающийся должен знать:

  • учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
  • учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
  • особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
  •  порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги; правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию.

Для достижения поставленных целей в рабочую программу  ПМ. 01 включена Тема 1.1. Учет денежных средств в кассе, на расчетных и специальных счетах в банке.

Кроме традиционных технологий (урок - лекция, ответа с места, опроса у доски, выступления, тестирования, самооценки) используются технологии активного обучения ситуативно-ролевые, поисковые, исследовательские, информационные, объяснительно-иллюстративные и др.

Форма урока - лекции обычно применяется при изложении нового, довольно объемного материала. Если лекция внимательно прослушана и хорошо понята, она активизирует мысленную деятельность. Кроме того, лекция обеспечивает эмоциональное взаимодействие  слушателей с лектором, их творческое общение. Эмоциональная окраска лекции вместе с глубоким научным содержанием создают гармонию мысли, слова и восприятия.

Задача обучающихся не только слушать, но и конспектировать прослушанный материал, который затем закрепляется на практических занятиях.

Для формирования ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы в программу ПМ. 01 включены следующие темы лекций:

1.Понятие денежных средств и кассовых операций.

2.Проверка и бухгалтерская обработка кассовых документов

3.Синтетический учет кассовых операций. Учет денежных документов.

4.Учет переводов в пути. Журнал-ордер №1, порядок их заполнения.

Педагог профессионального образования добивается, чтобы процесс обучения стимулировал у обучающихся желание использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать окружающую действительность и вырабатывать собственные взгляды и мнения.

С целью формирования ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы осуществляется решение конкретных ситуаций на практических занятиях по следующим темам: «Бухгалтерская обработка банковских и кассовых документов», «Проверка кассовых и банковских документов», «Заполнение учетных регистров», «Расчетный счет, его назначение. Порядок открытия расчетного счета. Документальное оформление операций по расчетному счету. Банковские платежные документы».

Причем, практическая работа «Бухгалтерская обработка банковских и кассовых документов» вынесена в рабочей программе как занятие для практической подготовки к демонстрационному экзамену.

В помощь обучающимся разработаны  Методические указания для выполнения практических работ по МДК 01.02 Практические основы бухгалтерского учета активов организации  разработаны на основе рабочей программы по дисциплине и в соответствии с учебным планом специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Самостоятельная работа выполняется обучающимися в рамках дисциплины под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время, направлена на формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развития познавательных способностей. Самостоятельная работа выполняет как развивающие, так и воспитательные функции.

Формирование ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы достигается путем выдачи, обучающимся следующих тем на самостоятельное изучение: «Использование специальных счетов для учета безналичных денежных средств», «Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам».

В соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) раздел основной образовательной программы «Производственные практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общих и профессиональных компетенций. Подготовка бухгалтера по специальности предполагает изучение практической деятельности предприятий для чего предусмотрено три вида практики:

- учебная практика;

- производственная практика по профилю специальности;

- производственная (преддипломная) практика.

В  Ливенском филиале ОГУ им. И. С. Тургенева разработаны рабочие программы по всем видам практик для студентов 2-4 курсов для специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Иногда обучающиеся, не проявляющие интереса к обучению на занятиях, но очень хорошо проявляют себя во время производственной практики, охотно работают, получают положительные отзывы от руководителей практик и впоследствии начинают также активно работать на теоретических и практических занятиях.

Перенести частично сформированные профессиональные компетенции с профессионального модуля на будущую профессиональную деятельность обучающийся может в период учебной практики, которая по специальности 38.02.01 осуществляется,  рассредоточено в течение всего семестра. Руководство учебной практикой осуществляют специалисты с ведущих предприятий города.

Учебная практика призвана обеспечить качественную подготовку будущего бухгалтера к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций в реальном производственном процессе.

 В ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Обучающиеся получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к различным ситуациям. А также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса.

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.

 Основой такой готовности является сформированность у обучающихся всех профессиональных компетенций, входящих в состав профессионального модуля.

Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен квалификационный. Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Результаты освоения ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы, подлежащие проверке:

1) показатели оценки – заполнение обязательных реквизитов в первичных документах. Точность оформления кассовых документов.

2) критерии оценки -  оформление кассового документа в соответствии с инструкцией № 775,  Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Тип задания - Комплексное практическое задание - выполнение деятельности по инструкции: заполнение кассового документа.

Дальнейшее формирование ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы происходит на преддипломной практике, цель которой развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Программа преддипломной практики  предусматривает выполнение обучающимися функциональных обязанностей связанных с  профессиональной деятельностью.

Преддипломная практика предполагает направление обучающихся в организации различных организационно-правовых форм собственности согласно договора,  заключаемого между предприятием и филиалом.

Заключение

Таким образом, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволяют выпускникам успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

Исходя из опыта филиала можно с уверенностью утверждать, что еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для обучающегося может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер классов, участие в студенческих научно-практических конференциях. Они дают стимул, для еще большего стремления двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.

 

 

Список источников

 

1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 

2. Интернет-сообщество преподавателей и мастеров ПО http://www.profobrazovanie.org/ 

 

 

References

 

1. Federal'nyj portal «Rossijskoe obrazovanie» http://www.edu.ru/

2. Internet-soobshchestvo prepodavatelej i masterov PO http://www.profobrazovanie.org/

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (19.12.2022)
Просмотров: 119 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика