Понедельник, 20.05.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Актуальные проблемы современного профессионального образования

УДК 37.02

 

Актуальные проблемы современного профессионального образования

 

Вячеслав Евгеньевич Кошелев

Ливенский филиал Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Ливны, Россия, palladii@list.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы современного профессионального образования. К ним относятся снижение мотивации студентов к обучению, недостаточное развитие культуры профессиональных соревнований, использование традиционного подхода к образовательному процессу и другие. Данные вопросы требуют изучения, поскольку напрямую влияют на качество образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, студенты, образовательные учреждения.

 

Current issues of modern vocational education

Original article

 

Actual problems of modern vocational education

 

Vyacheslav Evgenievich Koshelev

Livensky branch of I.S. Turgenev Oryol State University, Livne, Russia, palladii@list.ru

 

Abstract: The article discusses the urgent problems of modern vocational education. These include a decrease in students' motivation to teach, lack of development of the culture of professional competitions, the use of a traditional approach to the educational process and others. These issues require study, since they directly affect the quality of education.

Keywords: vocational education, students, educational institutions.

 

Введение

Внедрение инновационных технологий, обширное использование Интернета сокращает жизненный цикл современных подходов и методов в профессиональном образовании до 5–6 лет, что актуализирует важность задействования специалистов высокой квалификации. Следовательно, данная тенденция будет способствовать привлечению работников умственного труда, имеющих хорошие знания, обладающих интеллектуальными и творческими способностями, умеющих критически мыслить, открытых новым знаниям и инновациям [1,2].

Основная часть

В настоящее время в системе высшего профессионального образования отмечается ряд проблем, влияющих на процесс обучения. Далее будут рассмотрены наиболее актуальные и значимые вопросы современного профессионального образования.

Снижение мотивации студентов к обучению. Сегодня у большого, если не сказать преобладающего, количества молодых людей наблюдается радикальное снижение мотивации к познанию, как будто в новом поколении возник некий труднопреодолимый заслон для восприятия нового. К сожалению, главной мотивацией большинства студентов вузов является получение диплома о высшем образовании, а получаемое образование по своему содержанию кажется им избыточным, а порой и вовсе не нужным.

Несовершенство системы расчета нагрузки преподавателей. Жесткая регламентация образовательной деятельности, большой объем учебной нагрузки (до 900 часов в год) и отчетности практически не оставляют преподавателям вузов времени для полноценной индивидуальной работы со студентами, дипломниками и аспирантами [2].

Недостаточное взаимодействие работодателей с вузами. Важным проблемным вопросом в подготовке компетентных специалистов остается недостаточное взаимодействие работодателей с вузами. Обеспечение целостности данной системы может способствовать повышению гарантий трудоустройства выпускников по профессии и удовлетворению потребностей рынка труда [2,10].

Традиционный подход к образовательному процессу. Серьезную обеспокоенность вызывает возможность реализации компетентностного подхода, ориентированного на развитие профессионально-ценностных установок, самообразование и саморазвитие студентов и основанного на проведении занятий с использованием электронных образовательных ресурсов, таких форм организации образовательного процесса, как индивидуальные и групповые проекты, деловые и ролевые игры, психологические и иные тренинги, анализ производственных ситуаций, групповые дискуссии и т. д. Педагог должен являться не просто «транслятором» знаний, а творцом новых технологий. Однако в системе образования наблюдается крайне медленное изменение организации учебного процесса, вследствие чего информатизация не влияет значительным образом на учебный процесс и традиционный подход, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков, остается приоритетным. Преподаватели все так же «начитывают» лекции обучающимся, а учебник и конспект являются основными и практически единственными учебно-методическими материалами. Таким образом, система мотивации преподавателей к использованию инновационных технологий – слабое звено в системе образования [2,3].

Развитие культуры профессиональных соревнований и расширение творческих связей. В настоящее время требуется вовлечение большего числа учащихся высших образовательных учреждений в профессиональные соревнования. Развитие культуры профессиональных соревнований и расширение творческих связей в системе образования возможно посредством подготовки студентов к участию в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills International и WorldSkills Russia, являющихся драйвером компетенций «завтрашнего дня» и призванных популяризировать перспективные специальности и виды занятости. Таким образом, стандарты WorldSkills заставляют пересматривать образовательные программы, требования к используемому оборудованию и квалификации мастеров-наставников, что, в свою очередь, способствует повышению уровня подготовки студентов [3,4,5,6,7]

В целях распространения передового опыта педагогической деятельности и с опорой на направление «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» национального проекта «Образование» и постановление союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» ряд учебных заведений апробировал демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Россия в рамках государственной итоговой аттестации. На демонстрационном экзамене моделируются реальные производственные условия для того, чтобы выпускники продемонстрировали уровень владения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Он должен соответствовать международным требованиям. В качестве экспертов для оценки выполнения заданий демонстрационного экзамена должны выступать в том числе представители предприятий. Выпускники имеют возможность получить по итогам экзамена Паспорт компетенций (Skills Passport), который вносится в базу данных молодых профессионалов. К ней имеют доступ все ведущие предприятия-работодатели. Таким образом, молодые люди становятся более востребованными сразу по окончании учебного заведения и имеют большие шансы на успешное трудоустройство[6,7,8,9].

Заключение

Вовлечение студентов и преподавателей в конкурсы разного уровня, проведение демонстрационных экзаменов делают профессиональную подготовку практико-ориентированной, соответствующей новым условиям социально-экономического развития, важным ресурсом обновления системы подготовки кадров. Образовательные организации могут объективно оценить содержание и качество образовательных программ, квалификацию преподавателей, материально-техническую базу, наметить точки роста и дальнейшего развития на основании актуальных требований рынка труда.

Социально-экономические трансформации в обществе способствуют формированию запроса на специалистов, ориентирующихся в области информационно-аналитических систем. Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся является приоритетным и будет более эффективным:

- если акцентировать внимание на усовершенствовании профессиональных компетенций преподавательского состава;

- определить педагогические условия, позволяющие достичь наибольшей эффективности деятельности педагога в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов.

 

 

Список источников

 

  1. Агранович М. Л. Российское образование в контексте международных индикаторов / М. Л.Агранович, Ю. В.Ермачкова, И. В.Селиверстова. - М.: ФИРО РАНХиГС, 2019. - 96 с.
  2. Андрюхина Л. М. Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам всероссийского социологического исследования)/ Л. М.Андрюхина, О. И.Власова, С. А.Днепров, Т. В. Пермякова // Педагогическое образование в России. -2017. - № 1. - С. 23-35.
  3. Бутенко В. Россия 2025: от кадров к талантам / В. Бутенко, К.Полунин, И.Котов и др.. - М.: The Boston Consulting Group; Сбербанк, 2017. - 69 с.
  4. Топоровский В. П. Стратегические ориентиры управления качеством подготовки специалистов профессионального образования / В. П. Топоровский // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 91-94.
  5. Вишневская Н. Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках / Н. Т.  Вишневская // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - С. 5-29.
  6. Кочетков В. В. Движение World Skills Russia как система независимой оценки квалификаций / В. В. Кочетков // История и педагогика естествознания. - 2016. - № 1. - С. 23-25.
  7. Кублин И. М. Качественное изменение труда в условиях цифровизации производства / И. М.Кублин, М. А.Еремеев, С. В. Плеханов // Вестник СГСЭУ. - 2019. - № 1. - С. 65-69.
  8. Миняева Н. М. Опыт подготовки студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам World Skills Russia / Н.М. Миняева // Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 8. - С. 38-42.
  9. Травкин П.В., Рудаков В. Н. Преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций: трудовые и образовательные стратегии / П.В.Травкин, В.Н. Рудаков // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». - М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. - № 15 (114). - 52 с.
  10. Bond M. Mapping research in student engagement and educational technology in higher education: a systematic evidence map / M.Bond, K.Buntins, S. Bedenlier // Int. J. Educ. Technol. High Educ. - 2020. - 17, 2. - URL: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0176-8.

 

 

References

 

1.      Agranovich M. L. Rossijskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnyh indikatorov / M. L.Agranovich, YU. V.Ermachkova, I. V.Seliverstova. - M.: FIRO RANHiGS, 2019. - 96 s.

2.      Andryuhina L. M. Pedagogicheskie rabotniki srednego professional'nogo obrazovaniya: obrazovatel'nyj potencial i potrebnost' v professional'nom razvitii (po materialam vserossijskogo sociologicheskogo issledovaniya)/ L. M.Andryuhina, O. I.Vlasova, S. A.Dneprov, T. V. Permyakova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2017. - № 1. - S. 23-35.

3.      Butenko V. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam / V. Butenko, K.Polunin, I.Kotov i dr.. - M.: The Boston Consulting Group; Sberbank, 2017. - 69 s.

4.      Toporovskij V. P. Strategicheskie orientiry upravleniya kachestvom podgotovki specialistov professional'nogo obrazovaniya / V. P. Toporovskij // CHelovek i obrazovanie. - 2011. - № 4. - S. 91-94.

5.      Vishnevskaya N. T. Modeli pervichnoj professional'noj podgotovki v sovremennyh ekonomikah / N. T.  Vishnevskaya // Voprosy obrazovaniya. - 2010. - № 4. - S. 5-29.

6.      Kochetkov V. V. Dvizhenie World Skills Russia kak sistema nezavisimoj ocenki kvalifikacij / V. V. Kochetkov // Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. - 2016. - № 1. - S. 23-25.

7.      Kublin I. M. Kachestvennoe izmenenie truda v usloviyah cifrovizacii proizvodstva / I. M.Kublin, M. A.Eremeev, S. V. Plekhanov // Vestnik SGSEU. - 2019. - № 1. - S. 65-69.

8.      Minyaeva N. M. Opyt podgotovki studentov kolledzha k chempionatu professional'nogo masterstva po standartam World Skills Russia / N.M. Minyaeva // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2017. - № 8. - S. 38-42.

9.      Travkin P.V., Rudakov V. N. Prepodavateli i studenty professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij: trudovye i obrazovatel'nye strategii / P.V.Travkin, V.N. Rudakov // Informacionnyj byulleten' «Monitoring ekonomiki obrazovaniya». - M.: Izd. dom VSHE, 2017. - № 15 (114). - 52 s.

10.    Bond M. Mapping research in student engagement and educational technology in higher education: a systematic evidence map / M.Bond, K.Buntins, S. Bedenlier // Int. J. Educ. Technol. High Educ. - 2020. - 17, 2. - URL: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0176-8.

 

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 705 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика