Четверг, 09.05.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

УДК 37.013

 

Джавадов Абульфат Калвалы-оглы,

доктор биологических наук, доцент,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Мценск

 

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКАЛЕНИЯ КАК

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Аннотация: Приведены мнение некоторых педагогов и политиков о воспитании в узком и широком социальном и педагогическом смысле, а также несколько точек зрения ученых по вопросу о происхождении воспитания. Показано, что социальная сущность воспитания   состоит в том, чтобы   сохранять   общественный опыт поколений и   приобщать молодое поколение  к достижениям культуры.

Ключевые слова: воспитание, воспитанник, воспитание в социальном   смысле,  воспитанный, воспитательный, воспитание в педагогическом   смысле.  

 

 

Dzhavadov Abulfat,

doctor of biological. Sciences, associate Professor,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

RAISING YOUNG LIKE PUBLIC APPEARANCE
 
          Abstract: Тhe opinion of some teachers and politicians about education in a narrow and broad social and pedagogical sense, as well as several points of view of scientists on the issue of the origin of education are given. It is shown that the social essence of upbringing is to preserve the social experience of generations and to familiarize the younger generation with the achievements of culture in the broadest sense of the word.
          Keywords: upbringing, pupil, upbringing in the social sense, educated, upbringing, upbringing in the pedagogical sense.

 

Известно, что благодаря воспитанию создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, становится возможным разрешение противоречий и трудностей, которыми сопровождается процесс личностного развития, происходит формирование конкретных  психических новообразований, обусловленных возрастом и индивидуальными особенностями личности.

Под воспитанием понимаются многообразные влияния, которые осуществляются со стороны специально организованных образовательных учреждений, отдельных родителей, а также межличностное  общение  обучающихся  с  окружающими  его  людьми.

Как правило, воспитание   осуществляется преднамеренно, вследствие сознательных усилий воспитателей. С другой стороны,  часть этого процесса идет непреднамеренно, непроизвольно, всем сложившимся стилем жизни людей, их межличностным взаимодействием.

Это дает основание употреблять термин  «воспитание» в нескольких смыслах. Так, в Х1Х веке А.Н. Острогорский  писал: «Воспитанием называют воздействие и на всего человека, на всю личность с ее разумом, чувством и волей, и, в частности, на какую-либо одну душевную область (воспитание ума, воспитание воли и т.д.); воспитанием же называют приучение человека к обыденным формам общежития (вежливости, сдержанности, соблюдению приличий и т.п.).

Различают воспитание в  широком смысле слова и воспитание в  тесном  смысле».

Н.К. Крупская также развивала эту идею. Она писала: «Под воспитанием понимают  различные вещи.   Воспитание в узком смысле слова –целенаправленное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Воспитание  в  широком смысле  слова  - воспитание в гуще жизни, «воспитание среды».

Ю.К. Бабанский рассматривал воспитание в социальном и педагогическом  смыслах:    «В  широком   социальном смысле – воспитательное воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности. В узком социальном смысле  –  целенаправленное  воздействие  посредством   массовой информации и т.п., осуществляется попытка «донести» до сознания каждого члена общества его идеологию (если она есть), мораль, ценностные ориентации.

В  широком педагогическом смысле по данным  Ю.К. Бабанского воспитание – целенаправленное воздействие, осуществляемое  в  системе  учебно-воспитательных  учреждений,  охватывающее весь учебно- воспитательный  процесс.  Проявляется  как учет  целостного на  всех  этапах развития личности. В  узком педагогическом смысле - специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных взглядов, убеждений, качеств личности, проявляется на уровне деятельности одного педагога (педагогического коллектива)».

От  термина  «воспитание»  произошло  множество  других  педагогических терминов.  У всех терминов один корень и одна сущность:

-воспитатель - человек, призванный или обязанный передавать опыт поколений;

-воспитанник - человек, принимающий и усваивающий этот опыт;

-воспитанный - человек,  успешно освоивший опыт;

-воспитанность - качество личности, отражающее высокую степень усвоения опыта поколений.

-воспитуемость - предрасположенность человека к восприятию и усвоению опыта.

-воспитательный - влияние,  направленное  на развитие.

В  воспитании  отражено  единство  социального,    психологического и собственно педагогического.

Социальная значимость воспитания – содействовать приобщению личности к духовным и нравственным  ценностям, принятым  в обществе, освоению достижений культуры. В социальном смысле, возможно, рассматривать воспитание (воспитательный процесс)   как передачу опыта одного поколения другому в целях  его сохранения и  совершенствования, а потому воспитание в широком и в узком смысле рассматривается не только как фактор развития личности, но и как  фактор развития общества в целом.

Необходимость психологического подхода обусловлена  тем, что без знания закономерностей развития личности, без знания ее возрастных и индивидуальных особенностей, без понимания перспектив ее развития невозможно осуществлять воспитательный процесс. Психологические исследования объясняют «механизмы» социального и воспитательного влияния на личность,  обосновывают  условия  их эффективности.

Педагогический подход к воспитанию  (воспитательному  процессу) состоит  в построении определенной воспитательной системы, в  создании необходимых условий,  в  организации  воспитательной  деятельности, направленной на реализацию социальной цели и на создание положительного опыта воспитанников.

Известны несколько точек зрения по вопросу о происхождении воспитания. Ответ на данный вопрос имеет значение для осмысления сущности процесса воспитания с педагогической  точки зрения, определения его целей, содержания, принципов, а также роли воспитателя в  личностном развитии ребенка.

 Первая  точка  зрения  состоит в том,  что  истоки  воспитания надо искать в   мире   животных: уже у животных отмечается наличие семейного и общественного  воспитания. Основателями этой теории были  французские ученые Ш.Летурно и А.Эспинас (к. ХIХ  – н. ХХ вв.). В своей работе "Эволюция воспитания" они  выдвинули биологическую теорию возникновения воспитания. Они утверждали, что  воспитание возникло   в  мире животных и имеется даже у насекомых; доказывали многочисленным фактическим  материалом наблюдений о наличии в животном мире заботы   старших   поколений и передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде.

По второй  точки зрения возникновение воспитания объяснил процессом бессознательного, инстинктивного стремления детей подражать старшим. По  мнению автора, инициатором воспитательной  деятельности является не взрослый, а ребенок.

Суть третей  точки  зрения  заключается в том, что  (Ф.Энгельс, н. ХХ века) процесс воспитания рассматривается как общественное явление, т.е.  установлена  связь  между экономической жизнью общества и социальными процессами. Особое значение приобретает влияние трудовой деятельности. Так, изготовление орудий труда способствовало возникновению и  развитию в первобытном обществе различных видов трудовой деятельности, что привело к общественному разделению труда и профессиональной  его  дифференциации.  Таким  образом,  возникает необходимость сознательного изготовления орудий труда и научения способам их овладения, а усложнение производственных функций приводит к возникновению необходимости передачи трудовых знаний, умений и социального опыта подрастающему поколению. Религия, сказки, обряды, которые сопровождали жизнь первобытных  людей, формировали их мироощущения и мировоззрения. Таким образом, обучение и воспитание становятся общественной необходимостью и осуществляются как сознательная деятельность людей.

Воспитание, как можно прочитать во всех учебных пособиях по социологии, психологии и педагогике, - одна из важнейших функций общества (государства). Как форма приобщения молодого поколения к жизни и труду она существует на протяжении всей истории. В этом смысле воспитание   является «вечной» категорией. Чтобы жить и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и культурные блага. Для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену старым, могли умело использовать и развивать наследуемые ими производительные силы, материальную и духовную культуру. Воспитание   всегда носит   исторический  характер, оно претерпевает глубокие изменения по мере социально-экономического развития общества, изменения его общественных отношений. Возникая и развиваясь на основе потребностей социального развития, воспитание, в свою очередь, влияет на все стороны общественной жизни – производство, технику, науку, культуру, общественно-политическую деятельность людей и т.д.

Воспитание в человеческом обществе это всегда сознательно осуществляемая передача  подрастающим  поколениям и усвоение ими  социального опыта накопленного в деятельности   многих поколений , а также знаний и трудовых умений (не инстинкты, не подражание). Воспитание обеспечивает преемственную связь между поколениями. Иначе - каждому поколению пришлось бы начинать все сначала. К.Д. Ушинский определил социальную значимость деятельности учителя так: «Он чувствует себя живым звеном между прошлым и будущим, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории…», потому «когда учитель перестает учиться, он умирает как учитель».

Таким образом, социальная сущность воспитания состоит в том, чтобы сохранять общественный опыт поколений и приобщать молодое поколение  к достижениям культуры  в самом широком смысле этого слова.

 

 

Список литературы:

 

1. Гуревич П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – Электрон. текстовые данные. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 320 c. – Режим доступа:

http://www.iprbookshop.ru/8121.html. – ЭБС «IPRbooks».

2. Корнетов Г. Б. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2009. –192 с.

3. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2   книгах. Книга 1: учебник для академического бакалавриата (Бакалавр. Академический курс) / И. П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 404 с. – ISBN 978-5-9916-7478-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/392399 (дата обращения: 17.11.2020).

4. Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров (Бакалавр. Академический курс) / В. А. Ситаров. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с. – ISBN 978-5-9916-3059-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/425332 (дата обращения: 17.11.2020).

 

Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика