Четверг, 09.05.2024, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 377.031

 

Савушкина Оксана Анатольевна,

преподаватель,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

на примере специальности 08.02.01

 

Аннотация:  В статье рассмотрено значение воспитательной работы  в профессиональном образовании, виды аудиторной и внеаудиторной работы, проводимые на базе филиала в рамках специальности 08.02.01 в процессе воспитательной работы. Отмечается неразделимость процессов воспитания и обучения, необходимость интеграции аудиторной и внеаудиторной работы.

Ключевые слова: воспитательная работа, аудиторная работа, внеаудиторная работа, основные пути организации воспитательной работы в филиале.

 

 

Savushkina Oksana Anatolievna,

teacher,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

THEORY AND PRACTICE OF EDUCATIONAL WORK IN PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS ON

the example OF the specialty 08.02.01

 

Abstract:  The article considers the importance of educational work in vocational education, types of classroom and extracurricular work carried out on the basis of the branch within the specialty 08.02.01 in the process of educational work. The inseparability of the processes of education and training, the need for integration of classroom and extracurricular work is noted.

Keywords: Educational work, classroom work, extracurricular work, the main ways of organizing educational work in the branch.

 

Цель воспитания – это те изменения в личности обучающихся, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии обучающихся, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

Направления воспитания  это основные векторы осуществления воспитательной работы ПОУ СПО, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство, воспитание в ходе практического обучения и т.п.).

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с обучающимися деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, профессиональная, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.).

 

Воспитание учащейся молодежи – одно из основных направлений работы организаций среднего профессионального образования. Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Мы должны отдавать себе отчет в том, что сюда приходят, в общем-то, уже практически состоявшиеся молодые люди, которым, как правило, от 16 лет и выше. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.

В последнее время о важности воспитательной работы в учебных заведениях говорится и пишется очень много. Актуальность исследования заключается в том, что профессиональное образование осуществляется сегодня в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России.

Для того что бы нынешние выпускники профессиональной образовательной организации были востребованными на рынке труда, уже не достаточно того содержания, которое осваивается ими в филиале, они должны обладать не некоторыми дополнительными качествами, знаниями, умениями, но и высокими нравственными качествами, психологическим и педагогическим опытом работы с людьми. Перечисленные воспитательные качества, наиболее значимые с точки зрения работодателей, обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, в обществе.

Как показывают исследования, проведенные различными организациями и собственные наблюдения в результате работы, происходит изменение портрета современного студента. Идет смена ценностных ориентаций, жизненных приоритетов и вообще всей картины в целом. Молодежь изменяется, следовательно, мы должны учитывать это в работе и формировать адекватную воспитательную среду. Новое студенчество требует новых подходов. Непонимание и непринятие факта изменения портрета современного студента приводит к заметному отдалению администраций учебных заведений и профессорско-преподавательского состава от студенчества. Уровень вовлеченности студенчества в процессы воспитательной работы все время снижается.

В Госстандарте профессионального образования указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно показатели качества обучения. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса профессионального образования.

Педагог профессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности.

Основная задача педагога - совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на обучающегося в процессе приобретения учебных навыков.

Основные пути организации воспитательной работы, в том числе и на нашей специальности: через учебный процесс – во время аудиторных занятий, воспитание в рамках внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство, воспитание в ходе практического обучения и т.п. Именно эти направления мы учитывали при работе над календарным планом воспитательной работы в рамках образовательной программы по направлению подготовки 08.02.01 на 2021-2022 учебный год.

В ходе практического обучения, по мере приобщения к профессии, я стараюсь формировать сознательное отношение к выбранной профессии; воспитывать гордость, любовь к профессии; развивать профессиональную психологию специалиста-профессионала как свободно определяющегося в данной области труда; формировать профессиональную культуру, этику профессионального общения и другие задачи, связанные с имиджем профессии и авторитетом. В процессе изучения нового материала привязываю его к производственным примерам, объясняю,  на каком рабочем месте эти знания особо будут нужны, стараюсь научить извлекать информацию из нормативной и справочной литературы.

Также для этой цели планируется провести урок по теме «Роль строительного комплекса и его значение в национальной экономике», урок-конференцию «Новые технологии строительства зданий и сооружений», был проведен мастер-класс «Знакомство со специальностью Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», который планируется проводить регулярно, на первых занятиях второго курса.

Учебно-познавательное направление мы реализуем через: классные часы; олимпиады; конкурсы. На данный момент на кафедре инженерного образования преподавателями специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений проводятся студенческие предметные олимпиады по дисциплинам «Инженерная графика» и «Основы геодезии»,  «Производство работ по профессии рабочих 12680 Каменщик», «Строительные материалы», входящими в общепрофессиональный цикл. Также добавлены новые олимпиады по МДК 01.01 тема «Архитектура зданий». Также неоднократно проводились конкурсы курсовых проектов.

Олимпиада является одной из форм учебного процесса, которая: способствует самоутверждению личности, развитию чувства собственного достоинства, стремлению к достижению высоких результатов, уверенности в своих силах; раскрывает способности обучающегося; развивает логическое и творческое мышление; развивает стремление к обладанию знаниями; развивает умение мобилизовать все знания, сообразительность, внимание; развивает умение использовать учебную и научную литературу для само­стоятельного решения сложных, нестандартных задач. Конкурсы, олимпиады – это уникальная возможность проявить себя, проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Культурно-просветительное направление реализуется через: посещение кинотеатров, выставок, участие во внутривузовских мероприятиях. Конечно, в нашем филиале, для организации досуга студентов и сплочения коллектива в течение года проходит очень много мероприятий. Огромное внимание уделяется работе с родителями. Здесь активно используется такая форма работы как родительское собрание.

В рамках своей специальности в целях культурно-просветительского воспитания использую занятия по МДК 01.01 тема «Архитектура зданий», в которых предусматриваю проведение учебно-тематической экскурсии по  теме «Формирование архитектуры г. Ливны».

Экскурсия – это один из эффективных способов изучения «малой родины». Она помогает изучить историю родного края. Актуальность темы заключается в том, что экскурсионный метод является комплексным, в нём органически сочетаются методы обучения и воспитания. Цель проекта: Формирование у обучающихся любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города Ливны.

В настоящее время учебные экскурсии рассматриваются, как одно из перспективных направлений педагогической практики. Построение сюжетной линии экскурсии на основе архитектурно-градостроительного наследия позволяет реализовать воспитательную, эстетическую, рекреационную и коммуникативную функции обзорной экскурсии. 

Процесс разработки экскурсии на архитектурно - градостроительную тематику несколько отличается от процесса подготовки других тематических экскурсий. При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники. Приходится в огромном количестве зданий, т.е. архитектурных памятников, выбирать наиболее красивые, хорошо сохранившиеся и имеющие важное значение в истории города.

Задачи экскурсии - это достижение целей путём полного раскрытия темы, а именно: знакомство студентов с архитектурными ценностями города Ливны; пробуждение интереса к истории города, его застройке и первоначальному виду; приобщение студентов к культуре и традициям родного города;  расширение кругозора участников экскурсии.

По форме проведения экскурсии: экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом).

Продолжительность 3 часа.

Маршрут экскурсии:

ЦПКиО смотровая площадка (начало экскурсии) – пл. сергея Булгакова, Свято-Сергиевский кафедральный собор - угол ул. Поликарпова и М. Горького, школа №6 - ул. М. Горького – угол ул. М. Горького и ул. Капитана Филиппова - ул. Капитана Филиппова до пересечения с ул. Ленина – ул. Ленина – Дом культуры – ЦПКиО (окончание экскурсии).

Нашей целью было знакомство студентов с архитектурными ценностями города Ливны. Поставленные перед нами задачи были достигнуты. Необходимо помнить и знать историю своей страны и города, в котором многие из нас родились и выросли.

Заданием для обучающихся, было: ознакомиться более подробно с историей города и архитектурными стилями, встречающимися в архитектуре зданий г. Ливны. Оформить отчет:  презентация, фильм, фотообозрение, доклад и т. д

В рамках гражданско-патриотического воспитания предусмотрено проведение урока-конференции «Архитектура и строительство периода Великой Отечественной войны в г. Ливны». Целью проведения является: формирование чувства гордости за историческое прошлое страны, развитие интереса к истории своего города, воспитание чувства уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, патриотизма и любви к малой Родине.

Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации СПО.

В заключении можно сказать, перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки не только квалифицированного специалиста, но и человека, соответствующего новой культуре. Культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему.

Поэтому нынешний студент должен быть готов к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов с учетом своих психологических особенностей. Следовательно, есть необходимость проведения в ходе учебного процесса различных конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, предметных олимпиад, фестивалей, научно-практических конференций, главными целями которых являются: повышение общей культуры, содействие повышению образовательного уровня, выявлению одаренных студентов.

Необходимо работать со студенчеством по вовлечению его в процесс повышения качества образования. Требуется четко понимать, что в трактовке современного закона «Об образовании» дана, по сути, формула: образование = воспитание + обучение. То есть фактически государством официально признано, что неотъемлемой составляющей образования является воспитание; также обращает на себя внимание тот факт, что понятие «воспитание» стоит на первом месте, а обучение – на втором.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что, учитывая и используя все основные факторы специфики воспитательной деятельности в филиале, это позволит направить процесс воспитания на формирование высоких личностных, духовно-нравственных качеств, инициативности, умения работать в команде, ответственности за принятые решения, самостоятельности, успешности студентов, их социальной и гражданской активности.

 

 

Cписок литературы:

 

1. Анисимов, П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, А.Л. Коломенская, Л.T. . – М.: НМЦСПО, 2015 – 112 с.

2. Воронина Т. А. «Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования». / Т.А. Воронина // – URL: https://infourok.ru/statya-osnovi-organizacii-vospitatelnogo-processa-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya-2941456.html

3. Воспитательная среда университета : традиции и ин новации : монография / А. В. Пономарев [и др.]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015 – 408 с.

4. Казакова, А. Г. Педагогика средней профессиональной школы : метод. пособие для руководителей и преподавателей сред. спец. учеб. заведений / А. Г. Казакова. - М., 2004 (Ярославль : Тип. изд-ва Ремдер). - 320 с.

5. Кисиева  Н. М. Воспитательная деятельность в организациях СПО. ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО". Источник https://kopilka.edu-eao.ru/vospitatelnaya-deyatelnost-v-organizatsiyah-spo/

6. Мельниченко Н.П. Олимпиада как способ активации учебного процесса [Текст] / Н.П. Мельниченко // Сборник трудов Международной научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. — М., 2010. — С. 144–148. – URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/18072

7. Экскурсионный метод в изучении родного города. – URL: https://lektsia.com/15x3637.html

Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика