Четверг, 09.05.2024, 12:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.1

 

Колосова Юлия Валентиновна,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт имени Н. Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Лаврушина Екатерина Александровна,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт имени Н. Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт проведения дистанционных внеурочных мероприятий на факультете СПО.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, внеурочная деятельность, учебно-воспитательный процесс.

 

 

Kolosova Yulia,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N. N. Polikarpov,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Lavrushina Ekaterina

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N. N. Polikarpov,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

CONDUCTING DISTANCE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

AS A FORM OF PROFESSIONAL EDUCATION

 

Abstract: This article presents the experience of conducting remote extracurricular activities at the Faculty of Secondary Professional Education.

Keywords: innovative teaching methods, distance learning, distance learning technologies, extracurricular activities, educational process.

 

Введение. Сегодня наша страна, как и весь мир, переживает процесс активных преобразований, внедрение новых форм работы, которые предусматривают новые роли: обучающегося, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации, и педагога, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. ФГОС акцентирует внимание на использование инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционного обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами.

Безусловно, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и при реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна быть организована в полном объеме по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

В текущей ситуации, связанной с распространением новой короновирусной инфекцией и необходимостью работать дистанционно, преподаватели нашего факультета сталкиваются с различными проблемами проведения и организации как учебных занятий, так и внеурочной деятельности студентов.

В данной статье мы делимся опытом решения некоторых проблем организации дистанционных мероприятий и знакомим вас с подходами, которые использовались во внеурочной деятельности преподавателями кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин факультета среднего профессионального образования ОГУ имени И.С. Тургенева.

На наш взгляд, наиболее эффективно функционировать в формате дистанционного обучения позволила платформа ZOOM. Преподаватели в кратчайшие сроки освоили возможности этого ресурса. В формате видеоконференции проводились не только уроки, но и классные часы, и родительские собрания.

Например, в группе БИ-100 был проведен классный час «Скоро, скоро Новый год». Студенты предварительно поделились на микро-группы, каждая из которых придумала и разработала конкурсы, а потом в формате видеоконференции на платформе ZOOM, организованной куратором группы Колосовой Ю.В., провела их. Обучающиеся представили следующие задания: мастер-класс по изготовлению рождественского венка, астрологический прогноз «Что готовят нам звёзды», викторина о новогодних традициях, «Угадай песню», «Угадай год по мемам», «Назови слово по рисунку». Также обучающие подготовили поздравление, представ в образах Снегурочки и Деда Мороза, спели частушки, разослали новогоднее видео поздравление преподавателям.

Участие студентов во внеурочной деятельности служит мотивом для реализации их инициатив, основанных на собственных интересах. Это оказывает положительное влияние на становление работающей системы самоуправления на факультете. В начале марта 2020 года был дан старт деловой игре «Выборы лидера первокурсников ФСПО». Была сформирована студенческая избирательная комиссия, которая зарегистрировала кандидатов из числа студентов-первокурсников. Организационную и методическую помощь в подготовке данного мероприятия осуществляли Избирательная комиссия Орловской области, Муниципальная избирательная комиссия города Орла, территориальные избирательные комиссии Северного района и Железнодорожного района города Орла. На 17 марта 2020 года на факультете было запланировано проведение агитационного мероприятия и выборов. Но пандемия коронавирусной инфекции нарушила планы. Однако это не помешало участникам проявить свою активность в Интернет-пространстве и провести второй этап начатой деловой игры. Мы воспользовались бесплатными возможностями соцсетей. ВКонтакте охватывают всех наших студентов, то есть практически у каждого студента есть свой аккаунт. Преподаватели тоже создавали аккаунты и сообщества. Для реализации выборов лидера первокурсников в онлайн формате нужно было создать закрытую группу ВКонтакте, а также двух ботов для рассылки сообщений и некоторых автоматических действий. Более 100 студентов и преподавателей присоединились к этой группе в социальной сети ВКонтате. В предвыборной агитации приняли участие семь кандидатов. Они со своими командами поддержки провели большую работу. Ежедневно с 18 мая они знакомили участников группы в социальной сети со своей предвыборной программой в видео-формате, представляли агитационные материалы. Выкладывались посты, содержащие информацию о каждом кандидате. Пост содержал плакат, видео программы и биографию участника. Для сохранения всех данных о кандидатах сделали видео- и фотоальбомы, а также плакаты. Они были закреплены в шапке группы, чтобы эта информация всегда была на виду и в доступе. А за сутки до выборов, в день тишины для избирателей и кандидатов было выложено видео песни «Лидер» в исполнении студента Каманова Д. Выборы проходили в течение трёх дней через Интернет-голосование. Участникам группы была отправлена рассылка о начале голосования. Для определения личности, голосовавшим нужно было указать номер своего студенческого билета. Взаимодействовать в режиме онлайн сложно: требовалось провести инструктаж студентов о ходе голосования и делать рассылку информации для повышения активности в сообществе и увеличения числа проголосовавших.

Для подведения итогов мероприятия была проведена встреча в режиме конференц-связи. Её участниками стали В.Н. Селивановский - председатель Муниципальной избирательной комиссии г. Орла, В.А. Вовченко - доцент кафедры религиоведения и теологии ОГУ имени И.С. Тургенева, председатель территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла, Е.В. Геращенко - председатель территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г. Орла и, конечно же, сами студенты. Председатель студенческой избирательной комиссии факультета СПО Софья Полянская подвела итоги голосования. Лидером первокурсников стал Андрей Власов, студент группы П-107, набравший около 63 % голосов принявших участие в голосовании. В своём выступлении Андрей выразил благодарность всем, кто поддержал его, попросил не расстраиваться своих конкурентов, т.к. планирует в ближайшем будущем выполнить главное положение своей предвыборной программы – создать совет первокурсников и развивать студенческое самоуправление на факультете, чтобы сделать студенческую жизнь еще ярче и интереснее. Опыт, приобретённый в ходе проведения мероприятия, несомненно, пригодится участникам, как в будущей профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Помимо платформы Zoom для организации внеклассной деятельности во время карантина на факультете мы также активно использовали один из самых популярных в мире сайтов для демонстрации видео - https://www.youtube.com/. Ютуб предлагает нам большие возможности в организации занятия или внеклассного мероприятия. Особенно при совместном использовании с дополнительными программами, например, такой как OBS Studio. OBS Studio (Open Broadcaster Software) — это бесплатная программа на русском языке для записи видео и стримов на Twitch, YouTube, GoodGame, SC2TV, Hitbox.TV и любые другие RTMP-серверы трансляций. Честно говоря, это открытое и хорошо поддерживаемое вещательное программное обеспечение для стримеров и ютуберов и часто используется именно для записи игр с экрана. Но, наш взгляд, это одно из лучших и доступных потоковых программных обеспечений для расширения возможностей использования Ютуба в дистанционном обучении.

С помощью сайта YouTube и программы OBS Studio преподаватель Лаврушина Е. А. совместно со студентами-представителями от разных групп 1 курса организовала мероприятие посвященное празднику Хэллоуин на английском языке. Для этого, в первую очередь, были проведены большие подготовительные работы: студенты дистанционно совместно с преподавателем разрабатывали сценарий проведения мероприятия, подбирали материал и музыкальное оформление по теме, разрабатывали задания и викторины на иностранном языке. По данной теме на просторах интернета можно найти огромное количество информации, поэтому одной из основных задач стояло выбрать материал, который был бы актуален, соответствовал возрасту и уровню владения учащимися иностранным языком и имел дифференцированный подход – любой студент смог бы найти что-то интересное и понятное для него.

Студенты-представители каждой группы готовили стихотворения, диалоги, песни английском языке, посвящённые празднованию Halloween, записывали видео, а затем все видео обрабатывались и объединялись в одно большое логически выстроенное мероприятие. YouTube помог своевременно выложить концерт-мероприятие онлайн, и студенты могли его просмотреть в удобное для себя время или время, указанное преподавателем, и не только насладиться представленным материалом, но и выполнить задания по теме.

Данное мероприятие носило не только развлекательный и релаксационный характер, но и, в первую очередь, обучающий. Это внеклассное мероприятие содержало в себе ряд заданий, которые нужно было выполнить на основе просмотренного и предложенного материала и исследований по данной теме с помощью дополнительных источников, включая ресурсы Интернет. Одной из задач преподаватель Лаврушина Е.А. также ставила сделать данное мероприятие ярким и интересным, для того чтобы повысить мотивацию учащихся изучать английский язык, находить и уметь работать с дополнительными материалами, принимать участие в общественной деятельности группы и факультета.

Внеурочная деятельность на факультете СПО осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализует основные ценностные ориентиры, к которым относится гражданская идентичность, патриотизм и т.д. Ежегодно ко Дню Победы организовывается праздничный концерт. Во время карантина наш факультет также не смог остаться в стороне. 8 мая 2020 года к 75-летию со дня Победы по инициативе преподавателя Е.А. Лаврушиной и студенческого актива был проведён онлайн видео-концерт, в котором приняли участие студенты, преподаватели и их семьи. Праздник останется навсегда в сердцах и памяти каждого из нас (ссылка на концерт - https://youtu.be/JPj2crbRNfo). Небольшой концерт и поздравительные видео-обращения преподавателей и администрации факультета были организованы к выпускному так же в дистанционном формате.

В результате полученного опыта использования дистанционных технологий во внеурочной деятельности мы выработали следующие рекомендации:

- внеурочная деятельность работает, когда используются современные инструменты и преподаватели ими владеют;

- учитесь и осваивайте новые технологии и форматы внеурочной работы;

- не бойтесь экспериментировать, пробуйте новые инструменты;

- грамотно ведите социальные сети, общайтесь со студентами и их родителями;

- взаимодействуйте со студентами во внеурочной сфере, чтобы их не потерять!

Дистанционные технологии глубоко проникли в учебно-воспитательный процесс. Их применение во внеурочной деятельности расширяет мировоззрение обучающихся, способствует более глубокому изучению предмета и всестороннему развитию личности.

 

 

Список литературы:

 

  1. Быстрова О.А., Баубакова А.Х., Быстрова О.А., Гаджибутаева К.М., Помазанова Е.В. – Виртуальная обучающая среда: перспективы и недостатки // СПО. – 2021. - №3 (307). – С. 70-73.
  2. Чумаков С.А., Галанина И.Н., Клинкова А.С., Озеров В.В. К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании // Молодой учёный. – 2020. - №49 (339). – С. 443-445. - URL: https://moluch.ru/archive/339/75994/ (дата обращения: 31.03.2021).
Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика