Понедельник, 20.05.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

О НОВЫХ ОРИЕНТИРАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

УДК 37

 

Дорохова Галина Дмитриевна,

кандидат педагогических наук,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Россия, Ливны

 

О НОВЫХ ОРИЕНТИРАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт организации воспитательной деятельности с обучающимися в рамках образовательных программ и рассмотрены приоритетные направления работы в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: программа воспитания, календарный план воспитательной работы, проектная деятельность, волонтерская деятельность.

 

 

Dorokhova Galina Dmitrievna,

Candidate of Pedagogical Sciences,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

ABOUT NEW TRENDS FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS

 

 

Abstract: This article presents the experience of organizing educational activities with students within the framework of educational programs and considers priority areas of work in accordance with the requirements of the third-generation Federal State Educational Standard.

Keywords: The program of education, the calendar plan of educational work, project activities, volunteer activities.

 

Высокая динамичность современного делового мира, рост потребностей экономики, постоянные изменения в технологиях на рынке труда, формирование единого информационного пространства обуславливают рост потребностей в квалифицированных специалистах, что, в свою очередь, влияет на характер требований, предъявляемых к качеству профессионального образования.

Поэтому современная образовательная организация решает задачи не только профессионального становления, но и формирования его личностных качеств с учетом будущей профессиональной деятельности, а также оказания ему помощи в выстраивании образовательной траектории без ущерба психическому и физическому здоровью. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся разработаны рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в рамках образовательных программ, реализуемых в филиале. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся и имеет модульную структуру, которая включает в себя приоритетные и вариативные направления воспитательной работы с обучающимися. Среди приоритетных направлений воспитательной работы гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. На наш взгляд, правильным является определение, что «патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно деятельностной самореализации на благо Отечества».

Именно патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами учебного заведения. Большую роль здесь выполняют семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения. Поэтому с обучающимися филиала проводятся мероприятия в рамках работы краеведческого клуба «Родник», клуба молодых избирателей «Демократ», так как они способствуют воспитанию мобильности, способности к самоизменению и саморазвитию, формированию и развитию гражданской ответственности и правового самосознания.

В рамках духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд,  волонтерская (добровольческая) деятельность в рамках образовательной программы включает в себя выработку активной гражданской позиции, самовыражение молодого человека. Волонтерская деятельность несет в себе большое значение для развития государства и общества в целом через нравственное воспитание и возрождение общечеловеческих ценностей культуры в социальной среде. Индивидуальное и групповое добровольчество через деятельность и адресную помощь способствуют социализации обучающихся и расширению социальных связей, самореализации инициатив обучающихся, развитию личностных и профессиональных качеств, освоению новых навыков. По инициативе обучающихся и при их активном участии в филиале создан клуб волонтеров «Данко», целью которого является вовлечение студенческой молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность, направленную на формирование общечеловеческих ценностей в молодежной среде, улучшение благосостояния общества; распространение идей и принципов социального служения среди населения. В соответствии с ФГОС высшего образования у обучающихся филиала должна быть сформирована следующая универсальная компетенция: студент способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Студенты активно участвуют в благоустройстве города и уборке территории в рамках Дней экологической культуры, а акциях «Милосердие», «Больше доноров – больше жизни!», во Всероссийской неделе добра, посещают Дом ветеранов, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ливны с культурной программой и др.

Большое внимание в программе воспитания уделяется проектной деятельности обучающихся, так как именно она позволяет сформировать у них общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. В филиале реализуются проекты по формированию экономического мышления, финансовой грамотности, которые направлены на овладение экономическими знаниями и умениями не только на учебных занятиях, но и через участие в исследовательских и информационных проектах:  «Экономика моего региона», Развитие малого бизнеса в г. Ливны», «Финансовые пирамиды: история и современность», «Проблемы миграции населения малых городов России (на примере г. Ливны), «Современное состояние занятости и безработицы в г. Ливны», Анализ уровня жизни населения Орловской области» и др.

Учебно-исследовательская деятельность в рамках образовательной программы рассматривается как деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций. За период обучения в филиале каждый обучающийся самостоятельно под руководством преподавателя готовит ряд различных работ: докладов, рефератов, курсовых, и в итоге – выпускную квалификационную работу (далее – ВКР). Именно в период сопровождения преподавателем учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности  обучающегося происходит их субъект-субъектное взаимодействие, выстраивается не только исследовательский, но и воспитательный процесс, результатом которого является профессиональное становление личности будущего специалиста.

Нынешнее поколение студенческой молодежи не лучше и не хуже предыдущих, оно - другое. Именно создание условий для саморазвития и самовоспитания, поддержка молодежных организаций и движений, активное участие студентов в общественной, культурной, творческой, спортивной, информационной, добровольческой деятельности позволят выявить ценностные ориентации молодежи, использовать их жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению проблем и построению своего будущего. Все эти направления деятельности учтены в программе воспитания филиала, мероприятия по которым отражены в календарном плане воспитательной работы с учетом среды образовательного учреждения. Образовательная среда - системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности обучаемого.

На наш взгляд, важно выпустить специалиста, обладающего способностью работать самостоятельно, без постоянного руководства; способностью брать на себя ответственность по собственной инициативе; способностью проявлять изобретательность, инициативу, настойчивость; готовностью замечать проблемы, связанные с достижением поставленной цели искать пути их решения; умением анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способностью осваивать какие-либо знания по собственной инициативе; умением принимать решения на основе здравых суждений; умением включаться в ситуации руководства, общения и понимания людей, прогнозирования, координации действий с коллегами, социальные ситуации и групповые процессы и др.

Выстраивание воспитательной системы в рамках образовательной программы как раз осуществляется в соответствии со спецификой профессиональной подготовки, которая и предполагает обучение и воспитание специалистов с учетом требований ФГОС третьего поколения.

 

Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 129 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика