Понедельник, 20.05.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371.112

 

Ветрова Ольга Николаевна,

преподаватель,

 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Россия, Орел

 

Демина Екатерина Николаевна,

кандидат технических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Россия, Орел

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Аннотация: В работе представлены основные вопросы организации воспитательной работы на примере факультета среднего профессионального образования ОГУ имени И.С. Тургенева. Актуальность данной темы определяется потребностью государства в подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, коммуникабельностью, ответственностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, среднее профессиональное образование.

 

Vetrova Olga Nikolaevna,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N. N. Polikarpov,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Demina Ekaterina Nikolaevna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

 

TOPICAL ISSUES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Abstract: The paper presents the main issues of the organization of educational work on the example of the Faculty of Secondary Vocational Education of the I.S. Turgenev OSU. The relevance of this topic is determined by the state's need to train competitive specialists with not only a broad general outlook, but also professional mobility, sociability, responsibility, and the ability to quickly adapt to new production conditions.

Keywords: education, educational work, secondary vocational education.

 

Актуальность вопроса воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования определяется потребностью государства в подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, коммуникабельностью, ответственностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Успешность будущей профессиональной деятельности обучающихся во многом зависит от степени их социальной и профессиональной адаптации в обществе и коллективе. Руководители промышленных предприятий заинтересованы в специалисте, который обладает в одинаковой мере как профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, так и общими компетенциями, включающими способность понимать социальную значимость своей профессии, проявлять к ней стабильный интерес, проектировать результаты собственной деятельности, анализировать производственную ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [4].

Организация эффективной воспитательной работы ‒ одна из актуальных задач, стоящих перед педагогами учреждений профессионального образования, так как часто именно личные качества становятся решающими для работодателя при приеме на работу. Одновременно с этим, воспитательный процесс в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности в юношеском возрасте. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача социальной и профессиональной адаптации, формирования чувства патриотизма и гражданственности, формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности и здоровому образу жизни, развитие личностных качеств обучающихся [1].

Исследования вопросов воспитательной работы в учреждениях профессионального образования выявили ряд проблем, таких как:

- слабое развитие самоуправленческой деятельности и условий для этой деятельности, которая способствует творчеству и активности студентов;

- недостаточное применение преподавателями актуальных форм и методов воспитательной работы со студентами;

- отсутствие планомерной психолого-педагогической оценки воспитательного процесса и развития личности обучающегося (ценностей, потребностей, мотиваций) [5].

Поэтому воспитательная работа должна быть хорошо спланирована и взаимосвязана с учебным процессом. При этом внеучебная деятельность обучающихся также должна быть направлена на:

развитие мировоззрения личности;

приобщение к общечеловеческим нормам морали;

воспитание положительного отношения к труду;

обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых
для эффективной профессиональной деятельности;

выявление и поддержка талантливой молодежи, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;

формирование культуры и этики профессионального общения;

воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде.

Воспитательные процессы на факультете среднего профессионального образования ОГУ имени И.С. Тургенева реализуются в единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы. В учебном процессе воспитательный процесс осуществляется:

•        в контексте целей, задач и содержания профессионального образования;

•        с использованием в учебном процессе активных форм обучения (деловые, ролевые игры, дискуссии, тренинги, презентации, конкурсы и т.д.), творческих заданий и социальных проектов студентов;

•        воспитание своим примером, личностью преподавателя, куратора;

•        через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам.

В целях поддержки талантливой молодежи, мотивации к занятиям наукой и творчеством, за выдающиеся успехи в учебной и научной деятельности, обучающиеся факультета удостаиваются права на получение специальных и именных стипендий [2].

Направлениями воспитательной работы в рамках образовательной программы в среднем профессиональном образовании выступают: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное; культурно-просветительское, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, физкультурно-спортивное, профилактическая работа и здоровье сберегающие технологии, социальная защита обучающихся, развитие деятельности студенческого самоуправления, адаптация обучающихся 1-ого курса [3].

Важная роль в воспитательной работе среднего профессионального образования отводится куратору учебной группы. Он создает благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности студента, формирования коллектива учебной студенческой группы, содействует в получении дополнительного образования в различных секциях и кружках, организует работу с проживающими в общежитиях Безусловно, важная роль отводится осуществлению мониторинга  успеваемости и посещаемости студентов. взаимодействию куратора с родителями обучающихся. Куратор учебной группы участвует вместе с обучающимися в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, пропагандирует среди студентов здоровый образ жизни. Немаловажным является мониторинг за страницами студентов в социальных сетях, разъяснение правил поведения в учебном заведении, оказание систематической помощи и поддержки студентам группы в организации учебного процесса.

Основные виды внеучебной деятельности обучающихся факультета СПО осуществляются путем их участия во внутривузовских, межвузовских, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, волонтерской и общественной деятельности, творческой и профориентационной деятельности. Реализация досуговой деятельности осуществляется посредством участия обучающихся в соревнованиях по компьютерным играм, виртуальным досугом - общение в сети Интернет. Важную роль играют программы дополнительного образования Центра культуры и эстетического образования: на факультете функционируют творческие студии: театральная и бального танца. Спортивная деятельность в осуществляется с помощью вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, участием в спортивных кружках и секциях университета, участия в факультетских, региональных спортивно-оздоровительных мероприятиях

Таким образом, организация воспитательного процесса в СПО имеет большое значение, реализовать которую можно лишь путем разнообразия методов, форм и направлений воспитательной работы. При этом преподавателям среднего профессионального образования необходимо постоянно совершенствоваться и следовать новым тенденциям, не изменяя основополагающим принципам педагогической деятельности.

 

 

Список литературы:

 

1. Блинов В.И. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк и др. – М: Федеральный институт развития образования, 2016. – 256 с.

2. Ветрова, О.Н. Профессиональная мотивация студентов как способ улучшения качества образования / О.Н. Ветрова, Е.Н. Демина // Материалы региональной научно-практической Интернет – конференции, г. Ливны, 2019. с. 64 – 68.

3. Демина, Е.Н. Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании / Е.Н. Демина, О.Н. Ветрова // Материалы региональной научно-практической интернет – конференции «Философия образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения». – Ливны, 2012. – с. 32 – 35.

4. Дорошук, Л.А. Актуальные аспекты организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования / Образование и педагогика. – Москва, 2017. № 1. – с. 16 – 19.

5. Эгамова, С. Т. Проблемы управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования / С. Т. Эгамова, Т. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 292-294.

Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика