Четверг, 09.05.2024, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЭЛЕКТРОНИКИ

УДК 37.048.4; 621.3.049

 

Муравьев Андрей Александрович,

ассистент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Грачева Ольга Андреевна,

студент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Маркова Наталья Сергеевна,

студент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЭЛЕКТРОНИКИ

 

         Аннотация: В статье рассмотрен вопрос профессиональной ориентации учащихся старших классов, посредством обучения в радиокружке, влияющего на выбор профессии для будущего обучения в университете. Уделено внимание важности занятий в радиокружке, приобщающих будущих абитуриентов к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментально-исследовательской деятельности.

         Ключевые слова: профессиональная ориентация, радиокружок, будущий абитуриент, электроника, кружковая деятельность.

 

 

Muravev Andrei Aleksandrovich,

assistant,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Gracheva Olga Andreevna,

student,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Markova Natalia Sergeevna,

student,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

PROFESSIONAL ORIENTATION OF HIGHER CLASS STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING THE BASICS OF ELECTRONICS

 

         Abstract: The article discusses the issue of vocational guidance of senior students through training in the radio circle, which affects the choice of profession for future studies at the university. Attention is paid to the importance of classes in the radio circle, introducing future applicants to design, scientific and technical and experimental research activities.

         Keywords: vocational guidance, radio circle, future applicant, electronics, hobby group activity.

 

В настоящее время актуальным является вопрос выбора школьниками будущих профессий, отвечающих запросам социально-экономических изменений в стране. В производственной сфере остро стоит необходимость в подготовке специализированных кадров с высшим образованием. Одной из мер для решения таких задач служит проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию учащихся старших классов. При этом учащиеся получают некоторый уровень подготовки к обучению в вузе и приобретают навыки, которые будут полезны будущим абитуриентам.

Одним из способов освоения профессиональных компетенций будущих абитуриентов, поступающих в ВУЗы на направления подготовки 11.03.01 «Радиотехника» и 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», являются занятия в кружках радиотехнической направленности.

В  радиокружке обучающиеся знакомятся с проектно-конструкторской и научно-технической деятельностью инженера-радиоконструктора. Учащиеся могут приобрести на занятиях необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания и личные качества, направленные на развитие творческого подхода к решению задач, развитие технического мышления. Занятие в кружке радиотехнической направленности способствует развитию технического мышления и расширению кругозора в области электроники и схемотехники.

С целью развития профессионально-технической ориентации будущих абитуриентов  в ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» на базе Кафедры электроники, радиотехники и систем связи организован проект «Школа электроники» [1].

На занятиях в радиокружке у учащихся формируются базовые навыки, необходимые для освоения будущей профессии. При выполнении заданий каждый учащийся имеет необходимые материалы и радиокомпоненты для проектирования электронных устройств, включая также необходимый объем, теоретических и практических знаний. Проектируемые радиоустройства могут быть как простыми, так и более сложными, но в любом случае в процессе их сборки, учащийся радиокружка владеет знаниями и навыками в области технологии и проектирования радиоэлектронного устройства.

Кружки радиотехнической направленности направлены, в первую очередь, на обучающихся старших классов, которым интересны современные  достижения науки и техники. В большинстве случаем они обладают творческим мышлением, и стремятся к получению навыков, обеспечивающих успешную будущую профессиональную деятельность [2]. В радиокружке будущие студенты обучаются основам монтажа радиоэлектронных компонентов, электроники и схемотехники, а также технологии производства печатных плат.

Проявить свои творческие способности и показать себя учащиеся могут благодаря технико-творческим конкурсам, которые проводятся на базе радиокружка. В связи с тем, что у школьников есть возможность работать над проектом  составе групп, участие в конкурсах может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Будущие абитуриенты могут самостоятельно выбирать тип электронного устройства, которое он хочет собрать. Результатом проведения конкурсных мероприятий становится улучшение учащимися своих профессиональных навыков.

Работа радиокружка включает в себя ряд отличительных черт, включающих:

- профессионально-техническое ориентирование абитуриентов при выборе будущей профессии;

- реализация учащимися старших классов своего потенциала в технической области;

- пространство для творческой деятельности;

- сочетание умственного труда с физическим;

- применение полученных школьниками знаний на практике;

- возможность индивидуальной работы или работы в команде и создание коллективных проектов.

Занятия в радиокружке проходят в форме практических так и теоретических занятий, на одно занятие отводится 2 академических часа. Учащиеся разделены на группы по 3-4 человека, либо работают индивидуально. В процессе практического занятия будущие абитуриенты занимаются конструированием и моделированием радиоэлектронных устройств [3].

При ведении кружковой деятельности учитываются различный уровень способностей и интересов обучающихся. Сложные технологические процессы, для облегчения понимания, делятся на ряд более простых доступных к запоминанию операций. Подобные технологические операции бывают настолько типовыми, что их освоение повышает эффективность наработанных практических умений [1].

Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенных электронных устройств, для проектирования которых необходимо обладать различными знаниями теории и практики.  Благодаря разнообразию подбираемых заданий удается подстроиться под наклонности и способности каждого ученика радиокружка.

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: кружки радиотехнической направленности представляют собой одно из направлений работы с учащимися старших классов в профессионально-ориентационной деятельности. Будущие абитуриенты всесторонне занимаются как теоретическим, так и практическим обучением, направленным на приобщение их к научно-технической, проектно-конструкторской и экспериментально-исследовательской деятельности.

Таким образом, образовательные проекты, как «Школа электроники», позволяют дать учащимся опыт в самостоятельном конструировании электронных изделий, взрастить интерес к техническим специальностям, подготовить их к освоению будущей профессии.

 

 

Cписок литературы:

 

1. Рязанцев П.Н., Муравьев А.А., Маркова Н.С., Грачева О.А. Профессиональная ориентация школьников в процессе обучения основам электроники / Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции (18 декабря 2018г., г. Ливны). – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. С. 169-172.

2. Мацкевич В. В. Занимательная радиоэлектроника в пионерлагере. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1986 – 141 с.

3.  Васильева, Л. Н. / Развитие профессионально-технической ориентации учащихся старших классов / Л. Н. Васильева, С. Г. Чумаров // Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 122-125

 

Категория: 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися | Добавил: Zurbiz (20.12.2021)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика