Понедельник, 20.05.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися

ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ЛИВЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ  ОГУ ИМ. И.С.ТУРГЕНЕВА

УДК 37

 

Шатохина Елена Николаевна,

преподаватель,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ЛИВЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ

 ОГУ ИМ. И.С.ТУРГЕНЕВА

 

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы профориентационной работы со студентами Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева.

Ключевые слова: профориентация, компетенции, IT-технологии, информационная безопасность.

 

 

Shatokhina Elena Nikolaevna,

teacher,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

EXPERIENCE OF CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS AT THE LIVENO BRANCH OF OSU NAMED AFTER I.S. TURGENEV

 

Abstract: The article discusses the prospects of career guidance work with students of the Livenskiy branch of OSU im. I.S. Turgenev.

Keywords: vocational guidance, competencies, IT technologies, information security.

 

В постоянно изменяющихся экономических, социально-политических и других условиях особую актуальность приобретает проблема профессиональной ориентации. Значительный опыт работы по профориентации накоплен преподавателями кафедры информационных технологий и экономики Ливенского филиала ОГУ им. И. С. Тургенева.

Одна из главных задач образования — подготовка молодежи к одному из главных выборов своей жизни - выбору профессии и дальнейшему осуществлению эффективной деятельности на этой стезе. Эта работа начинается в школьные годы и тесно переплетается с обучением и воспитанием. Однако недостаточное внимание к профориентационнной работе приводит к тому, что далеко не все обучающиеся к моменту выпуска делают правильный выбор, руководствуясь зачастую не столько объективными и субъективными факторами, сколько мнением родителей, сверстников и престижем профессии.

Поскольку школьное образование не оценивается по таким признакам, как сформированность или успешность профессионального самоопределения (в то время как эффективность работы вузов, техникумов и других организаций среднего профессионального образования измеряют в том числе по количеству выпускников, трудоустроившихся по специальности), получается, что риски образовательной неуспешности из-за неправильного выбора ложатся именно на вузы, техникумы, колледжи и т. д.

Соответственно, на первый план выходит вопрос, как замотивировать вчерашних школьников не только на усвоение знаний, но и на дальнейший успешный старт в профессии. Ведь ошибки в ее выборе – это неблагоприятный фактор для личностного развития, а также ущерб экономическому развитию страны из-за несогласования потребностей государства в специалистах и субъективных профессиональных желаний молодежи.

Согласно данным Росстата (выборка проводилась в 2019 году по выпускникам вузов 2016 – 2018 годов) 31% студентов, или 634,5 тыс., получивших высшее образование, не работали по специальности, как и 43% (389,3 тыс.) выпускников колледжей, 50% (224,6 тыс. чел.) окончивших профессиональные училища. Уровень безработицы выпускников вузов на тот момент составлял 12,9%. средних профессиональных заведений - 17,9%.

Среднее профессиональное образование (см. ст. 68, п. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании») направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Необходимо сформировать у обучающихся профессиональное самоопределение и личностное отношение к труду, которые позволят им в дальнейшем адаптироваться и утвердиться в трудовом коллективе, самореализоваться в жизни. Для этого прежде всего необходимо вызвать интерес к изучаемой сфере и показать ее востребованность.

Для обучающихся по специальности 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» это в первую очередь интерес к IT-сфере и высоким технологиям, мотивация к получению технических знаний и навыков, без которых в современном обществе невозможен успех и самореализация любого человека (продолжение образования, трудоустройство, начало научной или предпринимательской деятельности). Этому способствуют разнообразные познавательные мероприятия, особенно практической направленности.

В частности, в нынешнем учебном году с второкурсниками состоялся мастер-класс «Умные приложения: от новичка к профессионалу» с целью помочь обучающимся открыть мир IТ-технологий и поддержать интерес к изучению программирования. Обучающиеся познакомились с прототипами умных устройств, которые были выполнены студентами Ливенского филиала ОГУ им. И. С. Тургенева, на платформе Arduino, представляющую собой электронный конструктор для быстрой разработки гаджетов и технически сложных устройств как для новичков, так и для профессионалов. Платформа необычайно популярна за счет удобства и простоты языка программирования. Устройство программируется через USB без применения специального оборудования.

В ходе мероприятия в рамках секций роботостроения, Arduino, робототехники и информационной безопасности второкурсники получили возможность поработать с устройствами на базе платформы, которые получают информацию с помощью датчиков и способны управлять различными исполнительными устройствами, работать как автономно, так и в связке с компьютером. Ардуино может быть интересен всем желающим собрать собственный гаджет: программистам, дизайнерам и др.

На мероприятии студенты демонстрировали дипломные работы выпускников прошедшего учебного года. В частности, по разработке программного модуля безопасности и тестирования беспроводной сети на основе платы ESP32 DevKit, созданию Frog Robot и Robot Panda на платформе Arduino, макетного образца манипулятора на движущей платформе, проектированию системы управления светофором и др. Для программирования студенты, как правило, выбирали стандартный язык Ардуино, который основывается на основных языках: С и С++. В качестве среды программирования взята официальная база Arduino IDE.

Большую роль играет взаимодействие с другими организациями. Это также способствует углублению профориентационной работы и усилению мотивации студентов. Так, Ливенский филиал ОГУ им.И.С.Тургенева тесно сотрудничает с головным вузом, участвует в мероприятиях, знакомит студентов с возможностью дальнейшего получения высшего профессионального образования. Практически ежегодно лучшие выпускники СПО поступают на профильные специальности в головной вуз. Экзамены сдают в стенах филиала. Для прохождения производственной практики заключены договоры с индивидуальным предпринимателем К. О. Минаевым и ООО ИПФ «Беталир – Информ» (дир. С. А. Павлов), с которыми сотрудничаем на протяжении многих лет. Практика становится для студентов своего рода профессиональной пробой, и такой системно-деятельностный подход повышает как интерес к выбранной специальности и ориентацию в профессиях, так и возможность будущего трудоустройства.

Важнейшими направлениями профориентационной работы являются информирование студентов о веяниях рынка труда, перспективах развития профессий, потребностях страны в кадрах и др.; диагностика – исследование особенностей и выявление способностей личности; консультация – оказание помощи в самоопределении. Эти направления реализуются в урочной и внеурочной работе, путем проведения мероприятий и бесед со специалистами.

Кроме того, проводятся Дни открытых дверей, индивидуальная работа по профориентации с обучающимися и их родителями, до их сведения доводится информация с портала «Работа в России», ярмарок вакансий, проводимых центром занятости населения Ливенского района, и др.

Таким образом, профориентационная работа со студентами дает им возможность профессионального самоопределения. А это позволяет подтвердить правильность выбора специальности либо скорректировать его в случае необходимости, чтобы в будущем стать востребованными специалистами.

Сегодня о важности работы по профориентации говорится на государственном уровне. Так, согласно национальному проекту «Образование», предусматривающему вхождение нашей страны до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, предусмотрено создание новых подходов к профориентации. Отдельные федеральные проекты в рамках нацпроекта «Образование», направлены на раннюю профориентацию детей и молодежи. То, что государство стало уделять внимание на профориентацию и выделять ресурсы для этого, дает надежду на новый уровень этой работы и появление специальных структур, взаимодействующих по этой тематике между школой, учреждениями среднего профессионального и высшего образования, работодателями. И это дает надежду на то, что выбор профессии молодыми людьми станет более осознанным.

 

 

 

Категория: 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика