Понедельник, 20.05.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества профессионального

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 377

 

Смирнова Оксана Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева»,

Россия, Мценск

 

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Аннотация: в статье рассмотрено современное значение исследовательской деятельности  в формировании  профессиональных компетенций обучающихся СПО.

Ключевые слова:  исследовательская деятельность, проект, профессиональные компетенции.

 

 

Smirnova Oksana Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

THE ROLE OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

 

Abstract: the article considers the modern significance of research activity in the formation of professional competencies of students of vocational education and training.

Keywords: research activity, project, professional competencies.

 

В педагогической практике среднего профессионального образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентно способного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается  как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.

Под профессиональной компетентностью техника - строителя понимают профессиональные и личностно-значимые качества специалиста, к ним относятся практический опыт в проектировании и конструировании зданий и сооружений, постановка работы структурных подразделений, выполнение технологических процессов и организационных видов работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

Развитию профессиональных компетенций должны способствовать профессиональные модули для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и, в значительной мере, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре научно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность учащихся вне рамок образовательных программ.

Исследовательская работа достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам.

Цель научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы учащихся филиала состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения,  формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи.

При организации учебно-исследовательской работы учащихся в филиале используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя.

         Основными формами исследовательской работы являются:

-подготовка рефератов, докладов;

- участие  в проектной деятельности;

 -участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ, олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам;

- участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях городского, регионального, всероссийского и международного уровня;

- организация недели науки и недели кафедры.

         В процессе исследовательской работы учащихся решается целый комплекс педагогических задач:

- обучение навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

- формирование общих и профессиональных компетенций;

         - воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;

- развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность учащихся включает в себя:

         - использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

- составление рецензий и аннотаций;

 - написание сообщений, докладов и рефератов;

         - создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

- создание презентаций;

            - изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

- создание интеллект-карт и интернет-экскурсий по различным разделам строительных дисциплин;

         - участие в волонтерской деятельности;

- участие в обучающих и деловых играх;

- выполнение групповых творческих проектов;

- выполнение курсовых проектов и выпускных квалификационных работ практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций.

         Учебный процесс во Мценском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

         Для учащихся 1–2 курсов – это реферативная работа, выполнение проектов с использованием информационных технологий, подготовка к публичным выступлениям, знакомство с основными методами исследования. На 3–4 курсах учащиеся выполняют курсовые проекты практического и исследовательского характера. В работе преподавателей особое значение придается проблемно-поисковым, активным и интерактивным методам обучения, активизирующим познавательную деятельность учащихся.

         Обучение исследовательской деятельности проводится посредством включения всех учащихся в учебно-исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.

Научно-исследовательская работа (НИР) – это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИР дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет учащимся выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.

Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

На протяжении нескольких лет Мценский филиал организовывает и проводит региональные и всероссийские научно-практические конференции студентов среднего профессионального образования. Учащиеся филиала подтверждают уровень исследовательских умений и навыков на конференциях, проводимых как в области, так и за ее пределами.

Исследовательская работа учащихся является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и направленного на достижение высоких результатов. Современный специалист в области строительства – это человек, обладающий определенным набором общих и профессиональных компетенций, сформировать которые во многом помогает участие учащихся в исследовательской деятельности.

 

 

Список литературы:

 

         1. Afanaskina, M. S. From the experience of organizing research work of students // Appendix to the journal "SPO". – 2011. – № 2. – pp. 139-147.

         2. Boldyreva, L. V. System of scientific-research work of students // Specialist. – 2011. – No. 10. – pp. 21-22.

        3. Vinogradov, A. M. the Role of self-teaching and research activities in the professional development of students of medical College/ vocational education. - 2010. - No. 5. - pp. 17-19.

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества профессионального | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика