Понедельник, 20.05.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества профессионального

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

УДК 378.14

 

Гришина Юлия Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Развитие исследовательской компетентности

 будущих магистров педагогических наук

 

Аннотация: В статье представлен опыт организации научно-исследовательской работы магистров по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. В связи с усилением исследовательской составляющей подготовки магистров в условиях введения ФГОС 4.0 данный опыт нуждается в переосмыслении с учетом новых реалий.

Ключевые слова: исследовательские компетенции, магистратура, научно-исследовательская работа, практика.

 

 

Grishina Yulia Viktorovna,

Сandidate of Pedagogical Sciences, assistant professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE

OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICAL SCIENCES

 

Abstract: The article presents the experience of organizing the research work of masters in the direction of training 44.04.02 Psychological and Pedagogical Education. Due to the strengthening of the research component of master's training in the conditions of the introduction of FSES 4.0 this experience needs rethinking taking into account the new realities.

Keywords: research competencies, master's program, research work, internship.

 

         В условиях вторичного обновления федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения, сопряжения их с профессиональными стандартами, педагогические коллективы вузов, обучающие студентов на уровне магистратуры, с 2018 года активно решали проблему проектирования и реализации образовательных программ в соответствии с требованиями актуализированных ФГОС 3++. Для учебных подразделений вузов траектория данного перехода  лежала «в достаточно широком интервале возможностей, начиная от формальной смены учебных планов и заканчивая реальными изменениями всех аспектов образовательной деятельности вуза в целом (содержания, сопровождения, ресурсного обеспечения и т.п.)» [6, с. 104]. К настоящему времени в вузах накоплен определённый опыт реализации программ подготовки магистров, который позволяет оценивать степень успешности, эффективности и привлекательности магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы, снижается острота дискуссий об определении доминанты магистерского образования.

         Если на первом этапе введения многоуровневого образования в России уровень магистратуры рассматривался именно как образование для исследовательской карьеры, как ступень к научной деятельности, то сегодня ФГОС ВО 3 ++ дают возможность университетам открывать как научно-исследовательские, так и практико-ориентированные магистерские программы, высшие учебные заведения достаточно автономны в моделировании программ, в определении видов профессиональной деятельности, к выполнению которых осуществляется подготовка, в отборе содержания образования как в целом, так и на уровне отдельных дисциплин. В более ранних статьях мы отмечали, что «в структуре программ магистерского педагогического образования научно-исследовательская деятельность является по сути обязательной, так как успешная педагогическая деятельность невозможна без компетенций, обеспечивающих способность самостоятельно решать конкретные научно-исследовательские  задачи  в области образования. При этом научно-исследовательская деятельность рассматривается не столько в связи с теоретическим обучением, сколько в контексте педагогической деятельности в целом, понимаемой как «поле возможностей» для творческого поиска, исследования, эксперимента» [1, с.13]. Целью научно-исследовательской деятельности на уровне магистратуры является расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной задачи; формирование у магистранта навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, а также навыков проведения научных исследований в составе творческого коллектива; формирование умений разработки оригинальных научных предложений и идей, используемых при подготовке магистерской диссертации [2, с.71-72].

         Анализ публикаций современных российских и зарубежных исследователей и педагогов (Б.Ш. Баймухамбетова, В.А. Гуружапов, З.А. Демченко, А.Г. Каспржак, Т.К. Клименко, И.А. Коваленко, О.М. Краснова, О.А. Лаврентьева, А.А. Марголис, А.М. Митяева, Е.А. Опфер, А.С. Роботова, О.В. Романова, В.В. Рубцов, Л. Р. Салаватулина, В.О. Сенашенко, Ю.В. Соляников, В.Д. Шадриков, И. Блейкли, Б. Кларк, Дж. Эндерс), свидетельствует об их высоком интересе к проблемам, касающимся методологии и методики проведения научных исследований обучающихся в высшей школе, развития компетенций исследовательской деятельности студентов. Формированию исследовательской компетентности педагогов, ее структурно-содержательного состава, выражаемого в разрезе компетенций, посвящены исследования Т.С. Дороховой,  М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой,  О.В. Коршуновой, Д.Д. Миронова,  Е.В. Прохоровой, А.И. Смоляр.  При разработке основных образовательных программ магистратуры педагогической направленности планируются учебные дисциплины, содержащие вопросы методологии педагогических исследований, разрабатываются направленные на формирование методологической культуры будущего педагога спецкурсы и спецпрактикумы, с помощью которых «развивается педагогическая интуиция, организуется работа с понятийно-терминологическим аппаратом педагогики и психологии, осуществляется деятельность по освоению сути комплексной социально-педагогической диагностики, сопряжению методов социологического, психологического и педагогического исследований, формируются умения инновационного педагогического проектирования, формируется мотивация исследовательской деятельности в образовательном пространстве посредством коллективного и индивидуального исследовательского поиска; реального включения будущих учителей в творческие группы по разработке коллективных и авторских проектов в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ» [3, с.115-116]. Данные практики, как и собственный опыт организации научно-исследовательской работы магистрантов, безусловно, нуждается в переосмыслении с целью дальнейшей продуктивной организации обучения магистров педагогических наук (в соответствии с новым проектом перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура) [4].

       Представим наше видение и опыт проектирования системы научно-исследовательской работы магистрантов образовательной программы «Менеджмент социально-педагогической деятельности» по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. В рамках освоения программы магистратуры выпускники готовятся к решению организационно-управленческого и научно-исследовательского типов задач профессиональной деятельности. В качестве научно-исследовательских задач сформулированы следующие: самостоятельно выбирать методологический подход к исследованию проблем детей и молодежи; организовывать и проводить исследовательскую и аналитическую деятельность по профессиональным задачам социально-педагогической деятельности; анализировать и прогнозировать возможные области применения современных технологий социально-педагогического сопровождения и поддержки детей и молодежи; обрабатывать данные социально-педагогических исследований на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; апробировать и внедрять результаты социально-педагогических исследований в соответствии с нормами российского законодательства и профессиональной этики.

Следуя условию, согласно которому «научно-исследовательская  работа магистранта становится ее основой тогда, когда она, во-первых, органично «встраивается» в изучение теоретических курсов и практик программы магистратуры» [5, с.263] в учебный план включены дисциплины и практики, обеспечивающие формирование и развитие исследовательских компетенций на уровне магистратуры. «Реперными точками» научно-исследовательской подготовки, по нашему мнению, следует считать такие дисциплины, как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования в профессиональной деятельности», «Теория аргументации в исследовательской деятельности», «Социально-педагогические исследования в профессиональной деятельности с практикумом», «Статистические методы в социально-педагогических исследованиях», при этом следует отметить, что все изучаемые дисциплины в той или иной степени имплицитно формируют исследовательские компетенции студентов. В результате освоения теоретических дисциплин студент будет знать: методологические основы современного научного гуманитарного исследования, его методологические основания и принципы; новые концептуальные идеи и направления развития современной психологии и образования; методы получения и интерпретации современного научного знания в области образования и психологии; требования к современному научному исследованию на уровне ВКР (магистерской диссертации); уметь: осуществлять научный информационный поиск;  интерпретировать данные научной литературы; организовать проведение научного исследования в области психологии и педагогики; применять теоретические и эмпирические методы исследования для решения конкретных исследовательских задач; анализировать результаты научного исследования в области психологии и педагогики; анализировать особенности развития современной науки; выделять проблемные направления современного развития психологии и образования; создавать научные тексты: тезисы, доклад для участия в семинаре, дискуссии; логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, обосновывая актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость исследования; владеть: методологической рефлексией, способностью анализировать научные исследования, использовать их результаты в собственной научно-исследовательской деятельности; готовностью к решению основных групп исследовательских задач при проведении психолого-педагогического исследования в учреждениях образования: умением определять актуальные проблемы в области воспитания, обучения и образования; анализировать и проектировать методологический аппарат и различные этапы научно-исследовательской деятельности; способами организации индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности; способами представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами.

Опыт преподавания дает основание считать, что развитию исследовательских компетенций научно-исследовательской работы магистрантов способствуют специально-организованные семинары: семинар-погружение, рефлексивный семинар, семинар-синопсис, семинар – защита и др. Организация таких семинаров дает возможность более эффективно управлять научно-исследовательской работой магистрантов, регулярно отслеживать ее результаты, осуществлять коррекцию. В процессе практических занятий особое внимание уделяется вопросам методики оппонирования, ведения научных диспутов, дискуссий и обсуждений, технологиям определения результативности применяемых методов научного исследования.

Изучение теоретических курсов связано с практикой, среди различных видов которой, в контексте темы публикации, особое место занимает научно-исследовательская работа, организуемая по типам учебной и производственной. Основной целью НИР магистранта является формирование компетентности студентов в области методологии и методов психолого-педагогических исследований, практической готовности к самостоятельной исследовательской деятельности в сфере образования и социального обслуживания. Задачи научно-исследовательской работы: развитие методологической рефлексии, способности анализировать научные психолого-педагогические исследования, использовать их результаты в собственной научной деятельности; формирование готовности к решению основных групп исследовательских задач при проведении психолого-педагогического исследования в организациях сферы образования (социального обслуживания), умения определять актуальные проблемы в области воспитания, обучения, образования, анализировать и проектировать методологический аппарат и различные этапы научно-исследовательской деятельности; овладение способами организации индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, способами представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами. Научно-исследовательская работа в составе практики организуется параллельно теоретическому обучению в течение всего периода обучения по программе, ее объем составляет 612 часов (17 зачетных единиц).

В число обязательных условий продвижения магистрантов к основной цели научно-исследовательской работы в рамках освоения образовательной программы – развития исследовательской педагогической компетентности – входит научно-педагогическое сопровождение НИР как «комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи магистрантам в решении возникающих затруднений в организации и осуществлении научно-исследовательской работы» [2, с.74]. Параллельно с изучением теоретических курсов под руководством руководителя образовательной программы студенты выбирают (или им предлагается) проблему исследования, составляется план-график выполнения исследования, который утверждается в установленном порядке вместе с индивидуальным планом учебной и научно-исследовательской работы магистранта. Контроль за выполнением плана-графика и постоянное научно-консультационное сопровождение исследовательской работы в рамках ВКР осуществляет в дальнейшем научный руководитель.

Организованная подобным образом научно-исследовательская деятельность магистрантов позволяет им последовательно продвигаться в совершенствовании исследовательских компетенций, сформированных в процессе обучения на уровне бакалавриата, и формировать новые, реализуя  в практике образовательной деятельности синергетический подход, предусматривающий развитие исследовательской компетентности студента как непрерывный процесс, требующий создания внутренних и внешних условий, разрешения возникающих противоречий в процессе профессионального и личностного развития специалиста как в период обучения в магистратуре, так и в процессе самостоятельной трудовой деятельности.

 

 

Список литературы:

  1. Гришина, Ю.В. Организационно-педагогические аспекты сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры / Ю.В. Гришина, В.Н. Макарова // Инновации в образовании. – 2021.– №7. – С. 12-24.
  2. Качалова, Л.П. Научно-педагогическое сопровождение научно-исследовательской работы магистрантов // Инновационное развитие науки и образования / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2018. С. 70–84.
  3. Коршунова, О.В. Методологическая компетентность современного учителя / О.В. Коршунова // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. –№ 1-3. – С. 112-118.
  4. Проект документа «Обновление структуры и содержания перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (бакалавриат, специалитет, магистратура) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/akt/Project_perecheb_bak_spec_mag.pdf (дата обращения 09.12.2021).
  5. Смоляр, А.И. Проектирование научно-исследовательской работы магистрантов как фактор профессионализации подготовки педагогов / А.И. Смоляр, С.Г. Зоголь // Самарский научный вестник. – 2018. – Т.7, №2(23). – С. 262-266. – URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21785 (дата обращения 09.12.2021).
  6. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ / Р.Н. Бахтизин, О.А. Баулин, Р.М. Мазитов, Н.А. Шайхутдинова // Высшее образование в России. – 2019. – № 5. – С. 104-110.
Категория: 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества профессионального | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика