Понедельник, 20.05.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества профессионального

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПО

УДК 37.02

 

Пучкова Татьяна Алексеевна,

преподаватель,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПО

Аннотация: Научно-исследовательская работа является одним из рычагов для достижения профессиональных навыков. Нельзя разделять учебные занятия и занятия наукой. Научный подход должен присутствовать в рассмотрении любой инженерной задачи.

Ключевые слова: сотрудничество, организация образовательного процесса, мотивация обучающегося, индивидуальные особенности обучающегося.

 

Puchkova Tatyana Alekseevna,

teacher,

Livny branch of the FSBEI HE “Orel State University named after I. S. Turgenev”,

Russia, Livny

 

 

ORGANIZATION OF RESEARCH WORK WITH STUDENTS of secondary vocational education

 

Annotation: Research work is one of the levers to achieve professional skills. Learning and science cannot be separated. A scientific approach must be present in the consideration of any engineering problem.

Keywords: cooperation, organization of the educational process, student motivation, individual characteristics of the student.

 

Образование сегодня это сложная комплексная система. Задача профессионального образования, повысить уровень профессиональных компетенций будущих специалистов. При обучении в СПО обучающийся должен самореализовываться, самовыражаться, добиваться компетентности и конкурентно способности в своей профессиональной деятельности. Научно-исследовательская работа является одним из рычагов для достижения профессиональных навыков. Нельзя разделять учебные занятия и занятия наукой. Научный подход должен присутствовать в рассмотрении любой инженерной задачи, проблемы гуманитарного характера, как глобальной, так и маленькой. Любой учебный процесс – это творчество, вариантность, поиск, быстрое принятие решения.

Специалист, который имеет доступ к огромной информационной базе, не должен в ней «утонуть», не приняв вовремя правильного решения поставленной задачи. А креативность разве можно развить без развития научного мышления? «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует» (О.В.Ключевский). При организации исследовательской работы в СПО важно выявить талант, способности, трудолюбие, любознательность, индивидуальные особенности обучающегося.

Важны и профессиональные личностные качества преподавателя. Педагог играет огромную роль в данной деятельности, его творческое восприятие любой из заданных проблем,  умение восхищаться мыслительным процессом обучающегося, умение сопоставления теоретических знаний с практическими результатами и с собственным личным отношением к данному результату.

Именно в научно-исследовательской деятельности у педагога есть возможность определить и подтвердить социальную значимость каждого  работающего, над групповой или коллективной задачей.

Во время исследовательской деятельности происходит сотворчество, сотрудничество педагога и обучающегося, так как в процессе исследования он тесно контактирует с педагогами во время студенческих научно-практических конференциях, где сравнивает и оценивает свои достижения и достижения других, что в итоге повышает его собственную самооценку.

Основной задачей преподавателя является организация образовательного процесса, мотивирующая обучающегося на занятие исследовательской деятельностью. Для исследовательских задач преподавателю стоит озвучить актуальные, злободневные проблемы, вызывающие интерес у обучающихся и желание получить определённый результат во время исследования.

На нашей кафедре инженерного образования начиная со 2 курса обучающиеся привлекаются для участия в научно-практических конференции филиала, межвузовских научно-практических конференциях. Статьи обучающихся публикуются в сборниках конференций. Научно – исследовательская деятельность предполагает открытие нового результата или конечный результат так и будет известен, или может носить исключительно теоретический характер. В данной деятельности можно использовать различные методы: анализ; сравнение; обобщение; наблюдение;  эксперимент. Привлекая ребят в рабочую группу, дается конкретная задача, которая прорабатывается не только в конкретных источниках. Какие-то факты уже исследованы и общеизвестны. Важно, чтобы обучающиеся сами практически проверили эти факты, провели опыт и убедились в правильности материала, найденного в научной литературе, интернет источниках. Задача преподавателя привязать исследуемый материал к будущей профессии обучающегося, углубить их знания. Большим подспорьем для нашей кафедры является тесная связь с промышленными предприятиями города. Проведя исследование, наблюдение, эксперимент можно уточнить, обобщить, сравнить, как это используется на предприятиях или на примере опыта предприятия провести свое исследование и обобщить полученные знания. Обучающихся в исследовательской работе привлекает больше всего именно экспериментальное   исследование, которое позволит им доказать уже известный результат, но с собственной трактовкой.

В процессе занятий научным исследованием у обучающихся увеличивается интеллектуальный потенциал, что влияет на самоопределение, самовыражение, самодостаточность, самоорганизацию личности. Для примера приведу одну из исследовательских работ обучающегося. Тема работы: Изучение устойчивости полиамидов к действию углеводородов. Цель работы:

1.Изучить, действительно ли полиамид и армамид устойчивы к углеводородам.

2. Проверить будут, ли меняться размеры детали находясь в керосине и солярке в течении 1-1,5 месяцев (при комнатной температуре). Материал для эксперимента (рис.1) был взят на одном из предприятий города, как и детали, получаемые из данного материала.

 

                                                    

 Полиамид- ПА6                                                                     Армамид ПАСМ 30-2

Рисунок 1 – Материал для эксперимента

 

                                     

Рисунок 2 – Этапы испытаний (углеводороды используемые в работе солярка, керосин)

После проведения опыта были проведены замеры, обработаны данные, сделан вывод, почему именно этот материал используют на данном предприятии. Вывод: В результате проведенного исследования выяснили, что полиамид и армамид набухали и растворялись в процессе нахождения деталей в химической среде. Но отклонения от размеров в пределах допуска, заданного на чертежах изменялись незначительно от 1,27 до 0,06 мм. Следовательно, детали  находясь в сборочной единице и работая в данной среде не будут быстро изнашиваться и нарушать точность сборочной конструкции. Фильтрующие элементы автомобиля работают в разных погодных условиях. Поэтому, возможно при повышении и понижении температуры могут происходить незначительные отклонения размеров данных деталей, но они смогут достаточно долго сохранять свои свойства, что естественно повышает их эксплуатационный период.

Таким образом, развитие научно-исследовательской деятельности, поддержка научных направлений является основой процесса обучения на качественном уровне в соответствии с требованием времени.

 

 

Cписок литературы:

 

  1. Борисова, И. С. Научно- исследовательская работа студентов – основа качества образовательного процесса  / И. С. Борисова  // Образовательная деятельность вуза в современных условиях : материалы международной научно-методической конференции, Караваево, 26 ноября 2020 года. – Караваево : Костромская ГСХА, 2020. - С. 13-19. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44286157 
  2. Зайнуллина, Ф.К. Научно- исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе студентов / Ф.К. Зайнуллина // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 08 января 2020 года. в 2 ч..  – Пенза : Наука и Просвещение, 2020. - С. 206-208. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41719259   

 

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества профессионального | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика