Понедельник, 20.05.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 658.018

 

Марков Владимир Владимирович,

кандидат технических наук, доцент,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

Сиверцев Андрей Валерьевич,

преподаватель среднего профессионального образования,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

Фокин Максим Сергеевич,

преподаватель среднего профессионального образования,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ

ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Аннотация: Рассмотрены проблемы подготовки технических кадров для инструментального производства в условиях реформирования нормативной основы образовательной и промышленной деятельности. Предложен подход к созданию системы непрерывного профессионального образования, учитывающего федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции.

Ключевые слова: инструментальное производство; профессиональная подготовка; рабочий; оператор станка; техник; технолог; образовательный стандарт; профессиональный стандарт; профессиональная компетенция

 

Markov Vladimir Vladimirovich,

candidate of technical sciences, associate professor,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

 

Sivertsev Andrey Valerievich,

teacher of secondary vocational education,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

 

Fokin Maxim Sergeevich,

teacher of secondary vocational education,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

 

PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNICAL STAFF

FOR TOOL PRODUCTION

 

Abstract: Considered the problems of training technical personnel for tool production in the context of reforming the regulatory framework of educational and industrial activities. An approach to creating a system of continuing professional education that takes into account federal state educational standards, professional standards, professional competencies is proposed.

Keywords: tool production; professional training; worker; machine operator; educational standard; professional standard; professional competence

 

Актуальные проблемы подготовки рабочих кадров

Профессиональная подготовка технических кадров (рабочих и техников-технологов) для инструментального производства пресс-форм и штампов – одна из самых сложных из современных задач отечественного профессионального образования.

В период развития отечественной экономики и промышленности в нашей стране была создана многоуровневая система подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая не уступала одной из самых совершенных мировых систем профессионального образования – английской. При этом советская система выгодно отличалась от неё наличием не только узкопрофессиональной подготовки, но и развитой системой базового академического образования.

В настоящее время советская система утратила почти все опорные точки подготовки рабочих: профессиональное обучение сильно сократилось в школах, исчезли учебно-производственные комбинаты, контингент ПТУ и техникумов пополняется по остаточному принципу, вузы увлеклись виртуальными учебными курсами, оторванными от проблем реального производства.

А производство, уцелевшее за период с 1985 по 2021 годы, обновилось: появились новое оборудование, передовые технологии, современные материалы. Требования к рабочим кадрам стали более жёсткими, а возможностей для их подготовки стало меньше. Причём не только в образовательных учреждениях, но и на самих предприятиях, которые сейчас не в состоянии обеспечить полноценную практику и квалифицированных рабочих-наставников – их просто не осталось.

Эти объективные причины делают проблему подготовки рабочих кадров настольно актуальной, что для её решения необходимо привлечение самых широких слоёв российского общества.

 

Подготовка рабочих кадров в условиях университетского комплекса

Одним из путей решения глобальной проблемы подготовки рабочих кадров является внедрение учреждений среднего и начального профессионального образования в структуру университетов, имеющих мощную научную и учебно-методическую базу. Примером такого слияния высшего, среднего и начального образования является образовательное пространство Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (ОГУ им. И.С. Тургенева) – одного из крупных вузов Центральной России.

Более 20 лет назад учёными Орловского государственного технического университета была разработана модель развития профессионального образования, основанная на интеграции образовательного процесса, научных исследований и производственной работы. Она была осуществлена в виде университетского учебно-научно-производственного комплекса – УНПК [1].

В университетском комплексе сочетаются: получение новых знаний, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. На их основе создаются условия для подготовки технических специалистов, готовых к работе на предприятиях реального сектора экономики. С целью предоставления возможности молодёжи Брянской и Орловской областей получать качественное профессиональное образование без выезда на обучение в областные центры, в городах Карачев, Ливны и Мценск были открыты филиалы университета. География расположения филиалов интересна: все они расположены почти на одинаковых расстояниях от головного вуза, но в противоположных направлениях. Такая схема расположения филиалов вокруг базового университета обеспечивает широкий спектр доступных образовательных услуг [1].

 

Подготовка кадров в Карачевском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева

Примером профессиональной подготовки технических кадров может служить деятельность Карачевского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева. Он основан в 2001 году, и за 20 лет работы приобрёл в своём регионе статус эффективного и быстро развивающегося образовательного учреждения. Филиал реализует образовательные программы профессиональной переподготовки рабочих, среднего и высшего профессионального образования, делая особый акцент на подготовке рабочих и технических специалистов среднего звена для предприятий Центральной России [2].

Филиал успешно сотрудничает с предприятиями государственных корпораций: Ростехнологии, Роснано, Газпром, Алмаз-Антей ПВО, Роскосмос. Профильным предприятием для филиала является ОА «Карачевский завод «Электродеталь» – головное предприятие концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) по производству прямоугольных электрических соединителей и технологической оснастки для их изготовления.

В ожидании перехода российской экономики и промышленности на профессиональные стандарты, в Карачевском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева проводится работа по адаптации образовательных программ к требованиям профессиональных стандартов. Эта работа проводится в направлении сопоставления пяти компонентов: компетенций ФГОС, типовой основной образовательной программы Учебно-методического объединения (УМО) по каждой из специальностей, специальных компетенций от работодателей, трудовых функций профессионального стандарта и критериев международных профессиональных компетенций.

 

Учёт критериев профессиональных олимпиад «WorldSkills»

Одним из направлений развития практических навыков выпускников с рабочими профессиями является использование концепции и критериев международных профессиональных олимпиад «WorldSkills». Анализ подтверждает их соответствие ФГОС и профессиональным стандартам, а структура критериев и атмосфера соревнования способствует развитию у студентов профессиональных навыков и формированию профессиональных компетенций, соответствующих профилям их специальностей [3].

В Карачевском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева критерии «WorldSkills» изучаются с целью использования их структуры при организации практических занятий, лабораторных работ и, прежде всего, профессионального обучения. С декабря 2014 года в филиале проводится профессиональная олимпиада «Трудовой старт», в которой использованы элементы «WorldSkills». С 2016 года филиал стал площадкой для проведения отборочных чемпионатов «WorldSkills Russia» по компетенциям «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Реверсивный инжиниринг». В настоящее время филиал готовится к проведению демонстрационных экзаменов по компетенциям «Технология аналитического контроля» и «Технология композитов», которые в наибольшей степени близки к актуальным потребностям промышленного производства.

Элементы стандартов «WorldSkills» внедрены в учебный процесс не только, как средство проведения демонстрационных экзаменов. В рамках «Недели науки» в филиале проводятся предметные олимпиады, организованные по методике стандартов «WorldSkills»:

1) выбираются компетенции (профессии), по которым проводятся международные соревнования (например, станочник широкого профиля, кондитер, техник по компьютерным сетям, предприниматель, бухгалтер);

2) составляются типовые задания по каждой из компетенций;

3) составляется методика оценивания результатов выполнения заданий, предусматривающая разбиение задания на операции, оценку качества и времени выполнения каждой операции;

4) максимальная суммарная оценка конкурсного задания по всем этапам и элементам составляет 100 баллов.

Профессиональные олимпиады «WorldSkills» используются в сочетании с научно-техническими международными олимпиадами, которые также способствуют повышению качества профессионального образования и ориентируют его на практическое освоение компетенций ФГОС.

 

Перспективы реализации программ прикладного бакалавриата

Перспективным направлением развития системы подготовки кадров является так называемый «прикладной бакалавриат». Машиностроительные предприятия промышленно развитых областей Центральной России (Калужская, Московская области и т.д.) испытывают недостаток технических работников. Концепция прикладного бакалавриата позволяет оставить высшее образование доступным и создать условия для подготовки рабочих кадров в университетах. К моменту получения диплома бакалавра, каждый выпускник может иметь рабочую профессию, что упростит ему задачу трудоустройства. По сути, прикладной бакалавриат – это альтернатива уже существующей системе непрерывного профессионального образования «училище-техникум-университет».

Внедрение и развитие системы прикладного бакалавриата в сочетании с подготовкой технических кадров по образовательным программам среднего профессионального образования – это одно их перспективных направлений развития системы многоуровневого профессионального образования, позволяющего ускорить процесс подготовки рабочих и инженерно-технических кадров и насытить рынок труда специалистами с востребованными рабочими профессиями без ущерба для системы высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

Выводы

Подводя итоги обзора направлений развития профессионального образования, необходимо отметить «пять слагаемых успеха» в сложном деле подготовки рабочих кадров: учёт компетенций ФГОС, типовой ООП УМО, трудовых функций профессионального стандарта, критериев профессиональных олимпиад и, что принципиально важно, – концепции прикладного бакалавриата.

Наличие направлений прикладного бакалавриата в образовательном учреждении, реализующего программы начального и среднего профессионального образования, открывает для него возможностей подготовки наиболее востребованных специалистов реального производства – технических работников, ориентированных на инженерное сопровождение рабочих профессий.

 

Список литературы:

 

1 Голенков, В.А. Подготовка рабочих кадров для предприятий отраслей машиностроения в условиях университетского учебно-научно - производственного комплекса / В.А. Голенков, В.В. Светкин // Эффективность и качество в машиностроении и приборостроении [Текст]: материалы второй международной научно-технической конференции. – Карачев, 23-25 сентября 2011 г. – Орёл: Госуниверситет – УНПК, 2011. – С. 4-7.

2 Фельдман, Н.И. Взаимовыгодный союз образования, науки, производства [Текст] / Н.И. Фельдман // Аккредитация в образовании. – 2011. – № 50. – С. 70-71.

3 Звягина, Е.А. Организация практико-ориентированного обучения на кафедре инженерного образования Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева / Е.А.Звягина, Д.А. Тупикин // В сборнике: Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения. – Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. – Орёл, 2019. – С. 150-154.

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика