Четверг, 09.05.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УДК 377.1

 

Дорогавцева Елена Ивановна,

кандидат экономических наук

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Аннотация: Статья посвящена анализу последних изменений в образовании в связи с пандемией коронавируса. В подробности раскрыты проблемы онлайн - образования для образовательных учреждений, обучающихся и преподавателей.

Ключевые слова: онлайн-образование, Интернет, пандемия, учебное заведение.

 

 

Dorogavtseva Elena Ivanovna,

Candidate of Economic Sciences

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

 

Abstract: The article is devoted to the analysis of recent changes in education in connection with the coronavirus pandemic. The problems of online education for educational institutions, students and teachers are disclosed in detail.

Keywords: online education, Internet, pandemic, educational institution.

 

Введение. Потрясшая весь мир пандемия показала, насколько отечественная система образования не готова к дистанционному обучению. А надо бы подготовиться, потому что именно к такому формату обучения плавно переходит образование во всем мире.

В период дистанционного обучения обучающиеся столкнулись с большими проблемами, которые влияют на качество обучения. Рассмотрим их:

Во – первых, отсутствует личный контакт с преподавателем. В это время найти преподавателя не получается, и следовательно, нет возможности объяснения непонятного материала, невозможно поставить зачет во внеурочное время или проверить домашнюю работу. Все общение происходит в установленное время и никакие уговоры не повлияют на сроки выполнения.

Во – вторых, возникают технические проблемы в ходе обучения. Система образования сразу же не может решить вопрос связи преподавателя с десятками обучающихся по сети для проведения лекции, практической работы. Чаще всего происходит такая картина: один не слышит, другой не видит! Необходимо в этом случае довести работу технических средств и программ до автоматизма, чего не во всех учебных заведениях пока могут сделать. Для университета перевод на дистанционное обучение всех обучающихся связан с огромными финансовыми затратами. В первую очередь необходимо оснастить всех преподавателей и обучающихся нужными техническими средствами и программным обеспечением, затем найти либо подготовить специальные кадры, которые всегда будут на связи и смогут решить проблемы технического характера в процессе обучения.

В - третьих,  не развиваются навыки живого общения (с преподавателями, обучающимися, администрацией вуза). Не возможен поиск друзей, знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже возможности списать или взять конспект. Все это отсутствует в дистанционном обучении. Для преподавателя  это тоже является актуальной проблемой, так как вызывает определенные трудности: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении.

В – четвертых, не все профессии можно освоить дистанционно. Вначале мы сталкиваемся с тем, что производственную практику нельзя пройти дистанционно, а затем перед нами появляется еще более сложная проблема: оказывается, не каждую профессию в принципе можно освоить удаленно. Как, например, делать лабораторную работу не имея специализированной бухгалтерской программы дома?

В - пятых отсутствует самомотивация и самодисциплина. Не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это осложняется еще и тем, что часто обучающиеся выбирают профессию неосознанно. Они еще не сталкивались один на один с той профессией, которую выбрали для себя.  Хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и личный контакт с педагогами. Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа.

В – шестых, при дистанционном обучении обучающийся не может сравнивать свои достижения с достижениями своих однокурсников. Работа на занятиях, ответы у доски, навыки работы на семинарах, выступления на конференции – все это позволяет оценить свои силы, навыки окружающих и в итоге стремиться к лучшему.

В - седьмых, безразличная оценка материала. При очном формате обучении есть шанс, что даже сухой, неинтересный  материал может увлечь, если преподаватель дает его с «огоньком». Эмоциональная окраска и темперамент живой речи преподавателя могут «заразить» и обучающихся, облегчить понимание тяжелого материала.

В – восьмых, преподавателю сложно оценить показатели усвоения и понимания новой темы. В ходе изложения материала на парах в очной форме преподаватель видит непонятные взгляды, длительное молчание, задаваемые вопросы и по всему этому может оценить степень понимания нового материала; при необходимости может даже найти слабое место и его пояснить сразу же, приводя новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи информации. Дистанционное образование же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с обучающимися нет.

В – девятых, обезличивание обучающихся и преподавателя. Видя перед собой обучающегося, преподаватель  видит личность: со своими достоинствами и недостатками, жизненными проблемами и ситуацией, особенностями усвоения материала. И соответственно все это позволяет найти к каждому индивидуальный подход. При дистанционном обучении обучающиеся воспринимаются как объекты, общая масса. Это создает определенные психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения.

В - десятых, практически и всех возникает соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля за выполнением домашнего задания. При отсутствии личного контакта и общения обучающийся перестает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении домашней работы. А со стороны преподавателя нет возможности проверять работу обучающихся достаточно качественно и выяснять сам ли он ее делал или списал.

Несмотря на то, что заметной части преподавателей и обучающихся понравился учебный процесс на дому, дистанционному обучению до сих пор недостает многих элементов качественного высшего образования.

Очный формат считают по умолчанию более качественным обучающиеся всех направлений подготовки, где велика роль практических или творческих занятий. Но респонденты разных специальностей отмечали, что им не хватает во время дистанционки личного общения - об этом сказали 40% обучающихся. Примерно трети обучающихся оказалось сложно удерживать внимание во время онлайн-занятий и самостоятельной подготовки.

При этом, по субъективным оценкам обучающихся, дистанционный формат повысил частоту списывания:

- около 40% респондентов признали, что списывали на экзаменах;

- почти 25% сдавали скачанные из интернета работы;

- 30% списывали домашнюю работу у однокурсников;

- более 50% копировали в свои письменные работы тексты без ссылок на источники.

Кроме того не у всех есть возможность учиться дистанционно. И дело не только в деньгах, но и в отсутствии высококачественной связи во многих субъектах России. Эта проблема делает дистанционное обучение затрудненным или вовсе невозможным. Многие пугаются, что при дистанционном обучении остается один на один со своими проблемами. И пока система не доведена до совершенства и автоматизма.

Заглядывая в будущее можно сказать, что вряд ли онлайн-обучение полностью заменит собой традиционное. В онлайн-обучении отсутствует социальное взаимодействие, так необходимое для развития обучающегося. Многие учреждения объявили о планах частично сохранить и использовать интернет-платформы в качестве дополнения к занятиям.

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика