Понедельник, 20.05.2024, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

УДК 372.8

 

Быкова Вера Николаевна,

преподаватель,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», Россия, Орёл

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы практической подготовки на уроках химии: практические занятия, лабораторные работы, практические работы.

Ключевые слова: практическая подготовка, практические методы, практическое обучение.

 

Bykova Vera Nikolaevna,

teacher,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

APPLICATION OF PRACTICAL TEACHING METHODS IN CHEMISTRY LESSONS AT THE FACULTY OF SECONDARY

HIGHER EDUCATION

 

Abstract: The article is devoted to the methods of practical training in chemistry lessons: practical classes, laboratory and practical works.

Keywords: practical training, practical methods, practical teaching.

 

Введение. «Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы». Использование практических методов и приемов обучения широко распространено наряду с более традиционными – словесными и наглядными. Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными: упражнения, лабораторные работы, практические занятия, познавательные тематические игры, проведение которых возможно как на занятии, так и вне урочного времени.

Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер зависят от предмета изучения, объема материала для усвоения, а также от возрастных психологических особенностей учащихся. Упражнения способствуют становлению закономерного и последовательного мышления. Их можно разделить на три основных типа: устные, письменные, графические Устные способствуют развитию логического мышления и отличаются очень разнообразным назначением. Например, словесное описание выполненного эксперимента включает логическую последовательность начиная с названия опыта, затем ход или алгоритм выполнения эксперимента, наблюдаемые происходящие явления во время протекания реакции и вывод на основе всех этих данных Письменные упражнения способствуют выработке необходимых умений и навыков их применения, например, решения задач, письменные описания экспериментов. В отличии от устных, письменные упражнения выполняются кратко с записью данного текста в виде формул и уравнений

Графические упражнения способствуют развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся создание чертежей, составление разнообразных схем, графиков, технологических карт, рисование плакатов. Например, титульный лист для доклада по какой-либо теме оформляется в виде формул, отражающих содержание. Графическое изображение молекулы воды и молекулы перекиси водорода, с указанием длины связи, угла связи, позволяет усвоить понятие валентности и степени окисления, преобразование сходных веществ в химических реакциях. Графические и письменные упражнения часто сочетаются между собой, особенно в органической химии. Углеводороды и производные углеводородов, записанные структурными формулами в уравнениях реакций, дают возможность и даже побуждают правильно анализировать процессы превращения, исходя из внутреннего строения молекулы.

К практическим методам относятся лабораторные работы, подразумевающие проведение экспериментов учащимися под руководством преподавателя. При этом используются специальные устройства, инструменты, техническое оборудование. Лабораторные работы способствуют овладению навыками обращения с лабораторным оборудованием, приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторское и технические умения. Метод основан на самостоятельной работе учащегося по получению знаний с использованием инструкций и методических указаний, и способствует формированию практических умений. Например, при проведении лабораторной работы по теме «Окислительно – восстановительные реакции, одновременно с проведением эксперимента, происходит поэтапное формирование умений составления схем реакций и расстановки коэффициентов. Формирование умений происходит как: предварительная поэтапная отработка элементарных операций, постепенное их усложнение. Применение системы усложняющихся упражнений на определение степени окисления, на распознавания процессов окисления и восстановления, на подсчет числа электронов и лишь затем на расстановку коэффициентов. Использования алгоритмического предписания, как некоторый ориентир действия при расстановке коэффициентов. Метод практических работ способствует сознательному применению знаний.

Практический метод в целом имеет много общего с лабораторными работами. Он направлен на выработку умения применять знания на практике. Например, практическая работа «Моделирование молекул предельных углеводородов» или «Моделирование молекул непредельных углеводородов», позволяет учащимся проявить конструкторские способности и взглянуть на природные возможности создания многообразия органических молекул и веществ. Поэтапное конструирование: линейные молекулы с сигма связями → линейные молекулы с сигмой и пи связями → циклические молекулы → молекулы с заменой атомов т.е. молекулы производных углеводородов, позволяет учащимся понять в дальнейшем технологические процессы получения новых веществ и материалов, составлении схем процессов в виде уравнений реакций, осуществлять подбор деталей, веществ, условий для осуществления производственных процессов.

Особый вид практических занятий с использованием тренажеров: обучающих и контролирующих. С их применением можно значительно повысить умения и знания, научиться выявлять и исправлять ошибки, контролировать качество своей работы. Например, простейшие тренажеры, которые можно использовать на уроках химии это определение среды растворов, кристаллические решетка вещества, процессы окисления восстановления, ученые и их открытия и другие.

Познавательные тематические игры, проведение которых возможно как на занятии, так и вне урочного времени, могут быть одной из форм практического занятия. Например, игра «В царстве металлов» или «Суд над коррозией» проводится со студентами электротехнического профиля, в результате проведения которых формируется умение использовать металлы в профессиональной деятельности и постижения способов защиты от коррозии.

Таким образом, успешное формирование и развитие практических навыков и компетенций, успешного выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью тесно связано с организацией практической работы на уроках по предметам естественнонаучного цикла в среднем профессиональном образовании. Предмет «Общая и органическая химия» входит в состав образовательной программы среднего профессионального образования и является начальным этапом формирования общих практических, навыков необходимых в будущей профессиональной деятельности и подготовки компетентных специалистов.

 

 

Список литературы:

 

1. Практические методы и приемы обучения в педагогике. Сайт Zaochnik.com – URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/prakticheskie-metody-i-priemy-obuchenija/

2."Рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки – URL: "http://www.consultant.ru

3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 "О практической подготовке обучающихся"

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика