Понедельник, 20.05.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 621.9

 

Селеменев Михаил Федорович,

кандидат технических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Кузнецова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Куратова Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук,

ГБОУ школа № 544 ЮАО,

Россия, Москва

 

Селеменева Елена Михайловна

студентка,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты формирования практико-ориентированных умений будущего техника-технолога в контексте компетентностного подхода в педагогической теории и практике.

Ключевые слова: машиностроение, инженерные кадры, практико-ориентированные умения.

 

 

Selemenev Mikhail Fedorovich,

candidate of technical sciences, associate Professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Kuznetsova Epena Valerievna,

candidate of pedagogical sciences, associate Professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Kuratova Irina Nikolaevna,

candidate of pedagogical sciences,

GBOU School No. 544 of the Southern Administrative District

Russia, Moscow

 

Elena Mikhailovna Selemeneva,

student,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

PRACTICE-ORIENTED DIRECTION OF TRAINING A SPECIALIST IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

 

Abstract: the article examines aspects of the formation of practice-oriented skills of the future technician-technologist in the context of the competence-based approach in pedagogical theory and practice.

Keywords: mechanical engineering, engineering personnel, practice-oriented skills.

 

Преобразования, происходящие в системе среднего профессионального образования (СПО), связаны с потребностями рынка труда в специалисте, способном осуществлять технологические процессы и работать на современном оборудовании в инновационном режиме. В настоящее время обращается серьезное внимание на учреждения среднего профессионального образования на подготовку практико - ориентированных специалистов среднего звена. Отмечается, что без системы среднего профессионального образования невозможна модернизация экономики России. Анализ содержания программ среднего профессионального образования позволяет выявить их направленность на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов регионального рынка труда.

Реализация компетентностного подхода в СПО задает ему  практико - ориентированную направленность, предполагающую подготовку специалиста, готового к реализации различных технологических операций. Работодатели в сфере современного машиностроения ориентируются, прежде всего, на квалифицированную рабочую силу, соответствующую непосредственным потребностям производства [1,2].

Разработчики образовательных программ в организациях СПО должны четко представлять себе, для каких конкретных видов профессиональной деятельности они осуществляют подготовку, а не просто готовить унифицированных работников, обладающих компетенциями, часть из которых, возможно, неактуальна. Анализ потребности в умениях, представленных в основной профессиональной образовательной программе по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства, направленной на подготовку техника-технолога, обуславливает необходимость выбора образовательной организацией тех предприятий, на которых активно внедряются инновационные технологии производства, выпускается оборудование, машины, соответствующие требованиям времени, поскольку только так можно сформировать ориентиры на лучшие образцы профессиональной деятельности. При разработке образовательной программы важно выявлять не только текущие, но и перспективные требования к работникам производственной сферы, то есть работать на опережение. Государство и общество заинтересовано в качестве образования, поскольку появилась необходимость в работниках, способных участвовать в реализации программ развития страны, в накоплении и воспроизводстве знаний и опыта, ценностей и этических норм, что отражено в профессиональных и образовательных стандартах. Со своих позиций работодатели ожидают от поступивших на работу сотрудников определенного уровня образования, отражая его в производственных инструкциях.

Во ФГОС СПО представлен определенный перечень общих и профессиональных компетенций, потребителем которых будет являться работодатель, однако и учебное заведение по заказу работодателя, ориентируюсь на его опыт, профессиональные стандарты должны развивать необходимые профессиональные компетенции, деловые, личностные качества, способствующие успешному выполнению трудовых функций и являющиеся основой для формирования профессиональной компетентности.

В теории профессионального образования ведущей целью процесса подготовки обучающегося является формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности. Именно готовность личности рассматривается как исходное условие эффективности любой деятельности.

Практико-ориентированный (от греч. praxis - практика) компонент содержит первоначальные, практико-ориентированные, профессиональные умения и практический профессиональный опыт [3].

Реализация практико-ориентированного возможно при условии построения соответствующей модели, направленной на развитие общих и профессиональных компетенций.

Мы считаем, что данная модель может быть представлена следующим образом (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 - Модель реализации практико-ориентированного подхода в подготовке обучающихся по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства

Модель построена на основе ФГОС СПО по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства и состоит из 4 блоков: целевого, содержательного, организационного и контрольно-оценочного и ориентирует преподавателей, прежде всего, на формирование практических умений и навыков и опыта профессиональной деятельности [4].

Формирование умений - одна из основных задач профессионального обучения, его завершение, так как уровень сформированности умений лучше всего определяют подготовленность выпускника, основываясь  на  особенности личности обучающегося.

Практико-ориентированные умения будущего техника-технолога - это совокупность последовательно воспроизведенных практических действий, основанных на теоретических знаниях и обращенных на решение производственных задач в соответствии с профессиональной направленностью, которые ограничиваются технологическими процессами в отрасли. Практические действия будущего техника-технолога ограничиваются проведением технологических процессов механической обработки, обозначенных в междисциплинарных курсах (МДК) профессиональных модулей. Теоретические знания обучающиеся получают в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые являются основой формирования его практико-ориентированных умений. Производственные задачи в учебном процессе могут имитироваться с помощью активных и интерактивных форм проведения занятий. Под профессиональной направленностью понимается интерес к профессии и стремление заниматься ею. Таким образом, практико-ориентированные умения будущего техника-технолога формируются на основе уже имеющихся теоретических знаний, предполагающих вначале формирование первоначальных умений, представлений и способов действий, адаптируясь к новым производственным условиям, вновь формируя лишь те элементы умений, которых недостает в этих новых условиях. Обозначив виды умений будущего техника-технолога, как первоначальные, практико - ориентированные и профессиональные, ставится задача формирования именно практико - ориентированных умений, так как данный процесс возможен в ходе профессиональной подготовки. Без сформированных практико-ориентированных умений невозможно совершенствовать профессиональные умения, которые в свою очередь вбирают в себя профессиональную интуицию (необъяснимый с точки зрения формальной логики интуитивный дар).

В качестве практико-ориентированных умений будущего техника-технолога могут быть выделены технико-технологические, гностические, конструктивные, коммуникативные и организаторские умения. Все они, находят отражение в ФГОС СПО.

Технико-технологические - решают задачи в области разработки технологических процессов и эксплуатации оборудования.

Гностические умения решают задачи накопления, получения и применения новых знаний при изучении профессиональных модулей.

Конструктивные умения проявляются в применении эффективных технологических процессов.

Коммуникативные умения характеризуют межличностные взаимоотношения. Коммуникативные умения предполагают: быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Организаторские умения решают задачи реализации запланированного объема работ.

Все рассмотренные выше компоненты - гносеологический, практико-ориентированный и аксиологический находят отражение в ФГОС СПО к уровню подготовки выпускника для промышленности в процессе освоения профессиональных модулей. Результативность будущей профессиональной деятельности обеспечивается взаимодействием всех названных компонентов, которые определяют профессиональную компетентность будущего техника-технолога.

Как итог единства знаний, умений и навыков выступает практический профессиональный опыт.

Несмотря на то, что в процессе обучения используются практико-ориентированные методы, технологии и формы обучения, в соответствие с представленной моделью, основное затруднение в профессиональной подготовке специалистов СПО мы видим  в том, что на сегодняшний день скудность форм организации практик и ограниченность мест распределения по предприятиям не позволяет обучающемуся в полной мере приобрести необходимый практический профессиональный опыт. Основной опыт - учебный, приобретается в процессе прохождения различных практикумов (лабораторных и практических занятий), подготовке к чемпионатам WorldSkills что, конечно, не может заменить полноценного практического опыта, приобретаемого на различных предприятиях машиностроительного комплекса.

Изучение формирования практико-ориентированных умений будущего техника-технолога в контексте компетентностного подхода в педагогической теории и практике, и выявленные при этом противоречия и затруднения, приводят к выводу: данный процесс требует корректировки методических и технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и навыках. Требуется более активное включение в учебную деятельность педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка ориентации в информационных полях, формирующих у будущих техников-технологов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем, не только профессиональных, но жизненных.

Из изложенного материала вытекают следующие основные выводы:

1.Профессиональная компетентность рассматривается как функциональная и личностная готовность к продуктивному решению задач профессиональной деятельности, интегрируемая с личностной позицией будущего специалиста с его профессиональными знаниями и умениями.

2. Профессиональная компетентность будущего техника-технолога определяется как интегративное качество личности, характеризующееся готовностью к системному и самостоятельному действию при организации и проведении работ в области разработки технологических процессов и эксплуатации промышленного оборудования, с учетом полученных знаний, умений и личностной готовности к будущей профессиональной деятельности. Результативность будущей профессиональной деятельности техника-технолога обеспечивается взаимодействием компонентов профессиональной компетентности - гносеологическим, аксиологическим, практико-ориентированным, уровень сформированности которых и определяет его профессиональную компетентность.

3. Формирование практико-ориентированных умений будущего техника-технолога в контексте компетентностного подхода предусматривает практическое направление в профессиональном обучении. Практико- ориентированные умения будущего техника-технолога рассматриваются как совокупность последовательно воспроизведенных практических действий, основанных на теоретических знаниях и обращенных на решение производственных задач в соответствии с профессиональной направленностью, которые ограничиваются технологическими процессами в отрасли. Данная совокупность представлена умениями: технико  - технологическими, гностическими, конструктивными, организаторскими и коммуникативными, что соответствует основным общим и профессиональным компетенциям.

Список литературы:

 

1. Селеменева Е.М., Фроленкова Л.Ю. Проблемы повышения уровня использования образования в производственном потенциале машиностроительного производства / Журнал «Ученые записки Орловского государственного университета» – Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», №3 (84), 2019, С. 318 - 320.

2. Селеменева Е.М., Губарева Л.И., Тенетилова В.С., Куратова И.Н. Творческая предметно – практическая деятельность студента в образовательном процессе / Фундаментальные основы физики, химии и динамики наукоёмких технологических систем формообразования и сборки изделий: сб. тр. науч. симпозиума технологов - машиностроителей / Донской гос. техн. ун-т. – Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2019, С. 437-439.

3. Селеменева Е.М., Кожус С. В.,Фроленкова Л. Ю. Подготовка специалистов в области инженерных знаний / Журнал «Ученые записки Орловского государственного университета» – Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», №4 (85), 2019, С. 270 - 273.

4. Селеменев М.Ф.,  Кузнецова Е.В., Куратова И.Н., Селеменева Е.М. Перспективные направления развития финишных и виброволновых технологий : сборник трудов научного семинара технологов- машиностроителей / под ред. В.А. Лебедева ; Донской государственный технический университет. – Текст : электронный. – Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2021. –С. 304-310.

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика