Понедельник, 20.05.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО

УДК 371.38:377.5

 

Воробьёва Наталия Владимировна,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Мценск

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные направления в методике организации, вопросы сущности и задачи практического обучения. Уделяется внимание повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, как подготовка преподавателя к проведению практических занятий.

Ключевые слова: профессиональное образование, методы, цели и задачи образовательного процесса, организация практического обучения, методы и приёмы подготовки преподавателя к проведению практических занятий.

 

 

Vorobyova Natalia Vladimirovna,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

THE MAIN DIRECTIONS OF THE ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN THE CLASSROOM IN ACCORDANCE

WITH THE REQUIREMENTS OF

THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD SPO

 

Abstract: This article discusses the main directions in the methodology of the organization, the issues of the essence and tasks of practical training. Attention is paid to improving the efficiency and quality of the educational process, as a teacher's preparation for practical classes.

Keywords: professional education, methods, goals and objectives of the educational process, organization of practical training, methods and techniques of teacher preparation for practical training.

 

Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, не только на знания, но и на формирование у обучающегося практических навыков и умений. Практические занятия, проводимые под руководством преподавателя направленные на закрепление теоретического материала, углубление знаний, овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине.  Кроме этого, практические занятия представляют собой метод репродуктивного обучения, который обеспечивает связь теории и практики. Целью преподавателя является выработка у обучающихся определенного профессионального подхода к решению той или иной задачи.

Методически грамотная подготовка в проведении занятий практической направленности – важный фактор повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

На таких занятиях обучающимся не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать и использовать при выполнении конкретного практического задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на практическом занятии, является умение применить технические знания на практике.

Опираясь на материал «Рекомендаций по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» (письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13) можно выделить основные дидактические положения проведения практических занятий.

Практическое занятие – это вид учебного занятия, в ходе которого преподаватель организует рассмотрение обучающимися отдельных теоретических положений учебной дисциплины/профессионального модуля и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального или группового выполнения обучающимися в соответствии с сформулированными задачами.

В общем случае практические занятия нацелены на формирование ОК и ПК.

В частном случае практические занятия нацелены на выполнение требований, которые зафиксированы в приложении 1 к ФГОС СПО как «минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования» в терминах «уметь» и «иметь практический опыт», и которые осваиваются в профессиональном учебном цикле, а также на формирование тех умений, которые формируются при реализации дисциплин общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального учебных циклов.

Ведущей дидактической целью практического занятия является формирование практических умений и профессиональных компетенций (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных умений (умений решать/выполнять задачи/упражнения, производить расчеты и т.д.).

На практических занятиях формируются следующие практические умения:

  • пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами;
  • работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками;
  • составлять техническую документацию;
  • выполнять чертежи, схемы, таблицы;
  • решать разного рода задачи/упражнения;
  • выполнять вычисления;
  • определять характеристики различных веществ, предметов, явлений;
  • и др.

Цель не должна повторять тему занятия.

Формулировка темы практического занятия должна отражать предметную область и вид выполняемой работы (практическая). Из наименования темы практического занятия должно быть понятно, какое формируется «умение» и/или какой приобретается «практический опыт» или какая формируется компетенция.

При формулировке темы практического занятия преимущественно используются отглагольные существительные или глаголы, описывающие действия. Формулировки «умений» и/или «практического опыта» не должны совпадать с описанием действий, они должны отвечать на вопрос: «Как выполнить действие?».

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются:

  • выполнение/решение разного рода упражнений/задач (расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений выполнение вычислений, расчетов, чертежей и т.п.), в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
  • работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
  • изучение и работа с нормативными документами, инструктивными и справочными материалами, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;
  • ознакомление с технологическим процессом, разработка и составление проектной, плановой и другой технологической и специальной документации и т.п.;
  • изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем;
  • работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
  • выполнение упражнений на тренажёрах и в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами; подготовка к работе, обслуживанию техники;
  • конструирование по заданной схеме;
  • сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;
  • проведение диагностика качества различных веществ, изделий;
  • др.

Исходя из выше изложенного, практическое занятие – различного вида форма организации учебного процесса. Основой качества проведения практического занятия является определение его целей, к этому процессу преподаватель должен подходить комплексно, рассматривая в совокупности образовательную и воспитательную цель занятия в общем, а также определяя небольшие цели, соответствующие структурным элементам проводимого занятия.

Содержание занятий практического обучения, и методика их проведения должны обеспечивать не только развитие творческой активности личности, но играть важную роль в результативности приобретенных умений и навыков обучающихся. Для этого большое внимание необходимо уделить проработке конкретных задач, разработке и отбору материалов содержания практического занятия с учётом подготовки, интересов и возможностей каждого обучающегося, материалы заданий, по возможности, должны быть с различным уровнем сложности. В целом подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает в себя: подбор вопросов, контролирующих знания на понимание обучающимися теоретического материала, подбор заданий (преподаватель должен предусмотреть, что дает его выполнение обучающемуся и в результате  какие профессиональные компетенции он освоит в рамках изучения конкретной темы), решение подобранных заданий самим преподавателем, подготовку выводов из выполненного задания, примеров из практики, оптимизированию распределения времени.

Основная задача любого преподавателя заключается в том, чтобы научить обучающегося выполнять последовательно определенные действия, для достижения учебной цели.

Для успешного достижения учебных целей практических занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

  • соответствие действий, обучающихся ранее изученным теоретическим материалам;
  • максимальное приближение действий, обучающихся к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;
  • поэтапное формирование как коллективных, так и индивидуальных умений, и навыков.

Делая вывод, можно отметить следующее, что принятые определенные цели, проработанное содержание, тематика, количество и виды заданий практических занятий необходимы не только для приобретения конкретных навыков и умений на практическом занятии, но и достижения результатов освоения дисциплины/МДК в целом.

 

 

Список литературы:

 

1. Federal State educational standards of secondary vocational and secondary general education updated according to the layout for the Federal State Educational Standard for the TOP 50.

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 464 dated June 14, 2013. The order of organization and implementation of educational activities for educational programs of secondary vocational education.

3. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated April 5, 1999 No. 16-52-58in/16-13 "On recommendations for planning, organizing and conducting laboratory work and practical classes in educational institutions of secondary vocational education".

4. Semushina, L.G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyakh: uch. posobie dlya prep. uchrezhdeniyj sred. prof. obrazovaniya / L.G. Semushina, N.G. Yaroshenko. - M., 2001.– 272 с. .

5. Sazonov V.F. © 2013-2016 kineziolog.bodhy.ru © 2016-2017 kineziolog.su http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot.

 

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика