Понедельник, 20.05.2024, 14:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

УДК 372.862

 

Бакурова Юлия Алексеевна,

кандидат технических наук,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

 

Аннотация: в статье представлен опыт применения практической подготовки при реализации учебной дисциплины.

Ключевые слова: практическая подготовка, профессиональные навыки и компетенции, нормативно-правовые документы, индикатор достижения компетенции

 

 

Bakurova Yulia Alekseevna,

candidate of technical sciences,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Livny, Russia

 

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "METROLOGY, STANDARDIZATION AND CERTIFICATION"

 

Abstract: the article presents the experience of using practical training in the implementation of the academic discipline

Keywords: practical training, professional skills and competencies, regulatory documents, indicator of achievement of competence

 

«Забудьте все, чему вас учили в учебном заведении…», именно с таких слов начинается трудовой путь многих выпускников ВУЗов и СПО и причина тому – отсутствие или недостаточный уровень, по мнению работодателей, практических навыков выпускников.

Изменить сложившуюся ситуацию призван Приказ Минобрнауки РФ №885, Минпросвещения РФ №390 от05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся».

Согласно Приказу №885/390  практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программ[1].

Согласно[2] практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - образовательная организация), в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - профильная организация), в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.

Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [3].

При изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (профиль –Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств) на практическую подготовку предусмотрено 4 часа для лабораторных работ и 4 часа для практических занятий. Обучающиеся выполняют различные виды работ, составляющих специфику их будущей профессиональной деятельности и направленных на формирование, закрепление и  развитие профессиональных навыков и компетенций.

Задания для выполнения лабораторных работ, практических занятий, проводимых в форме практической подготовки,  в совокупности позволяют сформировать и закрепить необходимые профессиональные навыки и компетенции.

Формирование навыков происходит поэтапно: вначале, при изучении раздела «Метрология» при выполнении лабораторных и практических работ отрабатываются навыки обработки результатов измерений, выбора средств измерений на основе априорной информации, требований к точности измерений. Затем, при изучении раздела «Нормирование точности», на практических занятиях отрабатываются навыки нормирования точности типовых соединений деталей, а именно точность размеров, геометрической формы и расположения поверхностей, шероховатости поверхностей. Одновременно осваиваются методы измерений и контроля, а также выбора средств измерений и средств допускового контроля для проверки правильности  и точности изготовления деталей или сборочной единицы, отрабатываются навыки проведения измерений, работы со стандартными средствами измерений, обработки полученных результатов.

Учебные занятия всех видов построены таким образом, что у студентов возникает постоянная необходимость обращаться к нормативно-правовым документам, таким как: ФЗ 162 «О стандартизации в Российской Федерации», ФЗ 102 «Об обеспечении единства измерений», ФЗ 184 «О техническом регулировании», техническим регламентам таможенного союза (ТР ТС), например ТР ТС 010/2011,  ТР ТС 020/2011, ТР ЕАЭС 037/2016 и др. Кроме того, при выполнении практических занятий, лабораторных работ и расчетно-графической работы необходимо постоянно обращаться к ГОСТам, основными из которых являются: ГОСТ 25347, ГОСТ 30893.1, ГОСТ 30893.2, ГОСТ 8.051, ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.109, ГОСТ 2.503 и др. Это позволяет сформировать и отработать навыки работы с базой нормативных документов, отработать навыки поиска необходимой информации, работать только с актуализированными нормативными документами, имеющими соответствующую область распространения.

При изучении раздела «Техническое регулирование» осваиваются и отрабатываются не только основные формы подтверждения соответствия, но и навыки поиска информации о документе, подтверждающим соответствие (сертификат или декларация) на сайте «Росаккредитации» [4], навыки поиска и выбора органа по сертификации, а также информации об области аккредитации испытательных лабораторий найденного органа по сертификации.

Индикатором достижения компетенции является выполнение  комплексного задания, связанного с расчетом и выбором посадок гладких цилиндрических соединений, определением точности изготовления поверхностей деталей, образующих сопряжения в сборочной единице, выбором средств измерений для поверхностей вала, образующих посадку с внутренним кольцом подшипника качения, выполнение расчет размерной цепи сборочной единицы, осуществление нормконтроля технической документации, составление извещения об изменениях технической документации и определение способа внесения этих изменений. В дальнейшем, полученные навыки используются при прохождении технологической (проектно-технологической) практики, а также при выполнении выпускной квалификационной работы при разработке технологического процесса механической обработки детали, выбранной в качестве объекта проектирования.

Из личного опыта можно сказать что это достаточно сложное задание, требующее от студентов постоянной работы с нормативной документацией, работы с ГОСТами, видения задачи технической подготовки производства, а не конкретно поставленной задачи и не всем удается с первого раза справиться с заданием в полном объеме. Но именно такой подход к изучению дисциплины и организации  практической подготовки студентов позволяет сформировать представление о будущей профессиональной деятельности выпускника в качестве инженера-конструктора, инженера по метрологии, инженера-технолога, сформировать навыки разработки технической документации, выбора средств измерений, работы с нормативно-технической документацией.

 

 

Список литературы:

 

Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6962).

2  Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6962).

3 П ОГУ 84-05-76-2020 Положение «Об организации практической подготовки обучающихся» ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева.

4 https://fsa.gov.ru/

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика