Понедельник, 20.05.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ»

УДК 371:002

 

Еракова Олеся Владимировна,

преподаватель,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

Пимкина Лариса Михайловна,

преподаватель,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ»

 

Аннотация: Представлено описание организации практической деятельности обучающихся по специальность «Компьютерные системы и комплексы».

Ключевые слова: компетенция, общие компетенции, профессиональные компетенции, учебная практика, производственная практика.

 

 

Erakova Olesya Vladimirovna,

teacher,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

Pimkina Larisa Mikhailovna,

teacher,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

 

 

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPECIALTY

«COMPUTER SYSTEMS AND COMPLEXES»

 

Abstract: The description of the organization of practical activities of students in the specialty "Computer systems and complexes" is presented.

Keywords: competence, general competencies, professional competencies, educational practice, industrial practice.

 

Согласно ФГОС СПО характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых является целью профессионального обучения. Профессиональное образование является практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода требует решения актуальных задач подготовки выпускников, которые помогут приблизить их знания и практические умения к жизни, будут способствовать принятию на себя ответственности за выбранное решение, повысят уровень удовлетворенности выбранной профессии.

Понятие компетенции основывается не только на знаниях, но и на действиях. Это умение применять полученные знания на практике в конкретных профессиональных ситуациях. При этом общие знания и умения должны трансформироваться в определенный алгоритм действий, которые приведут к успешному профессиональному результату. Чтобы справиться с поставленной задачей, выпускник должен выстраивать и выполнять алгоритм действий автоматически. Такая особенность выполнения действий – это и есть характеристика профессиональной деятельности выпускника. Подготовка образовательными учреждениями специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, – большой плюс в реализации компетентностного подхода, так как большинство работодателей часто не устраивает отсутствие практического опыта выпускника в конкретной сфере деятельности. Также работодателей не устраивает недостаточная способность выпускников адаптироваться к рабочим местам, их качество образования, которое ранее оценивалось полнотой освоения содержания программ, что не давало работодателям возможности объективно оценить профессионализм молодого специалиста. Компетентностный подход служит средством формулировки требований к результатам профессионального образования выпускников со стороны потенциальных работодателей. Поэтому студент должен нарабатывать профессионализм во время всего обучения. Для этого приходится выбирать такие методы обучения, которые дают возможность сформировать профессиональные компетенции и приобретать практические навыки работы по специальности. Обучение надо строить на определении, освоении и демонстрации умений и знаний, видов поведения, отношений, которые необходимы для профессиональной деятельности, оно должно ориентироваться на результаты, которые для соответствующей профессиональной деятельности будут важными и значимыми. Таким критериям соответствует практическое обучение.

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева является образовательным учреждением, выполняющим подготовку специалистов по различным специальностям профессионального образования, в частности по специальности среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, квалификация выпускника – техник по компьютерным системам. Практическая направленность обучения студентов – это основное направление подготовки студентов филиала. Практическое обучение по специальности «Компьютерные системы и комплексы» проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы.

Формирование общих компетенций выполняется в процессе всего обучения. Преподавание дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, математического и общего естественнонаучного учебного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать не только общие компетенции, но и некоторые профессиональные компетенции. В процессе преподавания педагоги постоянно ориентируют студентов на будущую профессиональную деятельность.

Значительная часть общепрофессиональных дисциплин, предусматривает выполнение практических заданий, содержание которых ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта. Например, учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования», которая относится к общепрофессиональным дисциплинам, позволяет выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций ПК 2.1 «Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем», ПК 2.2 «Производить тестирование, определение параметров и отладку микропроцессорных систем» и ПК 3.3 «Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения». Данные компетенции необходимы при освоении профессиональных модулей ПМ.02. «Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования» и ПМ. 03. «Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов»

Но именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. Основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности «Компьютерные системы и комплексы», формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение студентами необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

Видами практики студентов являются: учебная практика и производственная практика.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей образовательной программы для последующего освоения обучающего общих и профессиональных компетенций по выбранной специальности. Учебная практика проходит в лабораториях и мастерских филиала, оснащенных всем необходимым оборудованием.

Производственная практика по специальности включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей образовательных программ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения, она направлена на углубление студентами первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Производственная практика проходит на базе АО «Карачевский завод «Электродеталь» и на различных предприятиях и организациях по выбору студентов, так как квалификация будущего выпускника (техник по компьютерным системам) позволяет ему приобретать практических опыт во многих сферах человеческой деятельности. Направление деятельности организаций, являющихся базами практики, соответствует профилю подготовки обучающихся.

По каждому виду практики студентом делается отчет. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей. Так же в практическом обучении участвуют работодатели.

Между филиалом и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и их трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают молодого специалиста, который соответствует их потребностям и может быстро адаптироваться.

 

 

Список литературы:

 

  1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. – 2004.– №11.
  2. Еременко, Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже / Л.Е. Еременко. – Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014. – С. 267-269..
  3. Оськин, С.В., Пястолова, И.А. Способы оценивания знаний, умений и навыков на этапах формирования компетенций/ С.В. Оськин, И.А. Пястолова // Технические и технологические системы Материалы VI международной научной конференции. 2014 С. 372-379.
Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика