Четверг, 09.05.2024, 20:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА

УДК 37.01

 

Брусова Вера Ивановна,

кандидат технических наук, доцент,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА

 

Аннотация: рассматриваются вопросы организация практического обучения при изучении  дисциплины математика.

Ключевые слова: математика, практическое обучение.

 

Brusova Vera Ivanovna,

candidate of technical Sciences, associate Professor,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

THE USE OF PRACTICAL TEACHING METHODS IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE MATHEMATICS

 

Abstract: the issues of organization of practical training in the study of the discipline mathematics are considered.

Keywords: mathematics, practical training.

 

Профессиональное образование при выстраивании жизненного пути выступает не как гарант занятости в конкретной среде, а как шанс самореализации, как важный социальный ресурс, обеспечивающий жизненный успех. В современной ситуации приходится планировать свое будущее как вариативный спектр возможностей, поэтому приоритетом является деятельная личность.

Основной задачей учебного заведения является подготовка специалистов, умеющих гибко применять полученные знания на практике, способных свободно обращаться с информационными системами, поэтому  большое значение придается включению в учебный процесс методов практического обучения студентов.

В [1], [2] рассматривалось использование кейс-заданий в рамках реализации компетентностного подхода при проведении аудиторных занятий как  одного из факторов повышения уровня учебной мотивации студентов. При этом применение программных продуктов при выполнении практических заданий дает возможность повышения интенсивности процесса обучения; использования вариативного материала и способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии создают необходимый уровень вариативности, дифференциации и индивидуализации практического обучения.

Изучение раздела Элементы линейной алгебры учебной дисциплины Математика студентами специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования направлено на формирование у будущих специалистов базовых знаний, умений и навыков, необходимых для решения  практических задач линейного программирования. В общей постановке задача линейного программирования формулируется следующим образом. Имеются какие-то переменные и линейная функция этих переменных, которая носит название целевой функции. Ставится задача: найти экстремум (максимум или минимум) целевой функции при условии, что переменные удовлетворяют системе линейных равенств и/или неравенств. Классическим примером практической задачи, сводящейся к задаче линейного программирования, является задача о составлении плана производства. При решении задач студенты должны уметь пользоваться таблицами, графиками; применять современные пакеты прикладных программ.

Рассмотрим использование программного продукта Exsel при решении практической задачи. Предприятие производит продукцию трех видов, используя при сборке детали трех видов. Расход деталей, их запас на складе и прибыль от реализации приборов заданы. Требуется определить оптимальные размеры объемов выпуска ассортимента продукции, обеспечивающие максимальную суммарную прибыль, с учетом имеющихся ресурсов на складе, которые вовлечены в производство.

Открывается табличный процессор Excel и создается начальная таблица для размещения  описаний задачи, исходных данных, ограничений, коэффициентов целевой функции, место для проведения вычислений и сохранения результатов. Начальная таблица, как она будет выглядеть в Excel, представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Начальная таблица

Столбец Фактическое использование введен для занесения результатов в ячейки. В  этих ячейках будут отображаться результаты вычислений, т.е. сколько на самом деле будет задействовано единиц каждого вида ресурса для выпуска всей номенклатуры продукции.

Далее добавлены в таблицу новые обозначения, которые понадобятся для ввода начальных значений и вывода результатов.

Для решения оптимизационной задачи методом линейного программирования необходимо математическую модель записать в терминах Excel, т.е. в определенные ячейки предварительно необходимо ввести формулы.

При работе с надстройкой Excel – Поиск решения, необходимо ввести начальные значения Xj в ячейки, выделить курсором ячейку с целевой функцией, выбрать команду в меню Данные - Поиск решения.

В открывшемся диалоговом окне необходимо заполнить окна. На рисунке 2 показано всплывающее диалоговое окно Поиск решения, в котором проведены все подготовительные действия.

 

Рисунок 2 - Диалоговое окно «Поиск решения»

 

Производятся вычисления. В том случае, если все данные введены правильно, а в вычисляемых ячейках существуют формулы, то появится диалоговое окно с наименованием: Результаты поиска решения.

Программа формирует три типа отчетов: Результаты, Устойчивость и Пределы. Если отметить любой из них или все вместе, а затем вызвать, то можно провести анализ исходных данных и конечных результатов.

Ниже показан лист Excel, который содержит исходные данные и результаты решения оптимизационной задачи методом линейного программирования по заданным начальным значениям и тем условиям, которые были установлены, в соответствии с постановкой задачи.

 

 

Рисунок 3 - Исходные данные и результаты решения оптимизационной задачи методом линейного программирования

После решения задачи необходимо выполнить анализ результатов,  по итогам которого можно выработать управленческие решения, направленные на дальнейшую стратегию деятельности предприятия, к которым можно отнести:

- принятие решения об изменении условий производства продукции,

- принятие решения о закупках определенного количества комплектующих  в соответствии с оптимальным планом,

- принятие решения об обоснованной цене на выпускаемую продукцию.

При изменении прибыли (снижении цены на продукцию) можно провести новые расчеты, изменив только величину прибыли от реализации единицы продукции.

Таким образом, умение пользоваться расчетными формулами, надстройкой Поиск решения ППП  Microsoft Excel дает возможность повысить точность и скорость расчетов при решении практических задач экономической направленности. Студенты овладевают компьютерной грамотностью, позволяющей решать задачи с практическим содержанием без использования сложного математического аппарата.

 

Список литературы:

 

1 Брусова, В.И. Применение кейс-заданий как фактор повышения учебной мотивации студентов/ В.И. Брусова // Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции (18 декабря 2018г., г. Ливны). –Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. – С. 48-52

2 Брусова, В.И. К вопросу  информатизации учебного процесса изучения дисциплины математика среднего профессионального образования / В.И. Брусова // Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы 3-ой региональной научно-практической Интернет-конференции (18 декабря 2020г., г. Ливны). – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. – С. 62-65

 

 

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС | Добавил: Zurbiz (20.12.2021)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика