Понедельник, 20.05.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

 

Бобровникова Ирина Михайловна,

преподаватель,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: В статье рассмотрена проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональном образовании, проанализирована проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. Рассмотрены достоинства и недостатки и проведен их анализ. Применение ИКТ и дистанционных технологий в системе профессионального образования.

Ключевые слова: цифрофизация, профессиональное образование, информационно-коммуникативные технологии, информационная среда в профессиональной образовательной организации, дистанционные технологии.

 

 

Bobrovnikova Irina Mikhailovna,

teacher,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Ливны

 

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

 

Abstract: The article considers the problem of digitalization of the educational process in vocational education, analyzes the problem of the introduction of information and communication technologies in the educational process. The advantages and disadvantages are considered and their analysis is carried out. The use of ICT and distance technologies in the system of vocational education.

Keywords: digitalization, professional education, information and communication technologies, information environment in a professional educational organization, distance technologies.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ‒ ФГОС) закрепляют требования по созданию на базе каждого образовательного учреждения информационно-образовательной среды, определяют ее состав и функционирование. В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда должна:

- включать в себя комплекс образовательных ресурсов, в том числе цифровые ресурсы;

- обеспечивать информационно-методическую поддержку учебного процесса, его планирование и ресурсное наполнение;

- поддерживать дистанционное взаимодействие его участников.

Построение цифрового образования – одно из приоритетных направлений государственной политики в современной России. В Федеральном институте развития образования для максимально полного использования в профессиональной подготовке потенциала цифровых технологий (ЦТ) разработан проект дидактической концепции цифрового обучения. Вместе с тем наряду с осознаваемой политиками и управленцами сферы образования необходимостью перехода на новый уровень применения ЦТ существуют проблемы, тормозящие этот процесс. Технологические ресурсы образовательной среды, действительно, интенсивно наращиваются в последнее десятилетие, активно происходит их научно-педагогическое осмысление. Однако мало внимания уделяется готовности преподавателей работать с непрерывно эволюционирующим технологическим инструментарием

Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» от 16 ноября 2020 года Правительством РФ утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Проект реализуется путем создания цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование.

Таким образом, требование создания цифровой образовательной среды в образовательном учреждении закреплено на государственном уровне.

В условиях цифровой среды у обучающихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика. Педагогу позволит использовать широкий спектр современных информационных технологий, что требует переосмысление учебного процесса в части изменения практики его организации, где одной из первоочередных становится задача выработки и реализации нового подхода к его планированию.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, в будущем быть востребованным на рынке труда и социализированным в общество в условиях цифровой экономики.

Цифровые технологии – среда существования, которая открывает новые возможности:

•обучение в любое удобное время;

•непрерывное образование;

•возможность формирования навыков работы с цифровыми технологиями, навыков аналитического, критического и гибкого мышления, навыков мультизадачной, комплексной работы в межпрофессиональных командах, развития способности к разнообразной и эффективной онлайн-коммуникации.

Основная задача цифровизации образования заключается в удобстве и доступности, как для педагога, так и для обучающегося.

Как показали события первого полугодия 2020 г., преподаватель должен быть готов к работе с обучающимися в дистанционном режиме, а этот подход к учебной деятельности подразумевает другой уровень владения ИКТ (информационные и коммуникационные технологии).

Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Также применение информационно-коммуникационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность.

Учебные пособия, сборники задач, журналы и дневники осуществили переход на электронную систему обучения. В скором будущем компьютеры и планшеты заменят привычные тетради. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг, позволяет экономить на канцелярских товарах. С одной стороны, обучающимся не придется носить тяжелые рюкзаки с учебниками и тетрадями, с другой - работа с электронным дневником, например, экономит время преподавателя. Многие методические цели могут быть реализованы более эффективно при использовании цифровых технологий. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению. Восприятие учебного материала осуществляется визуально, аудиально, кинестетически, например, с помощью презентаций, информационно-справочных систем, что способствует быстрому усваиванию большого объёма учебного материала, позволяет повысить интерес студентов к изучению учебной дисциплины. Использование цифровых технологий позволяет преподавателю видеть вопросы каждого обучающегося и обеспечивать обратную связь. Электронные тренажеры и тесты имеют возможность выдавать задания случайным образом, пресекая списывание у товарища, что способствует активизации познавательной деятельности при работе за компьютером, формирует у студентов высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации и, как следствие повышает мотивацию обучения. Так же такая форма обучения, позволяет самостоятельно возвращаться к темам, которые по какой-либо причине не были своевременно усвоены обучающимся. Это дает возможность студенту оперативно усваивать новый материал.

Благодаря использованию на занятиях компьютерных моделей усиливаются межпредметные связи, развивается творческий подход к окружающему миру, формируется информационная культура.

Таким образом, педагог, использующий ИКТ в своей профессиональной деятельности, просто ОБЯЗАН быть ИКТ-компетентным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:

1. Общепользовательский компонент;

2. Общепедагогический компонент;

3. Предметно-педагогический компонент.

Остановимся кратко на каждом из этих компонентов.

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС). Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Таким образом, в приведенном стандарте требования к ИКТ-компетенциям преподавателя можно условно разделить на два уровня – технологический и методический. К первому следует отнести позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями. Второй уровень требований – методический – предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе с обучающимися.

В последнее время активно реализуется процесс создания и применения открытых онлайн ресурсов, начиная от отдельных заданий, тестов до полномасштабных курсов (модулей) по формированию необходимых компетенций. Динамика развития онлайн обучения демонстрируется ростом доступности онлайн курсов. По данным объем рынка онлайн образования в России к 2021 году вырос до 53,3 млрд. руб., что показывает более чем двукратный рост по сравнению с 2016 годом

В качестве такой учебной площадки могут использоваться собственные сайты преподавателя, так и уже готовые платформы и программы для организации дистанционного обучения. Выбор за педагогом, и он очень разнообразен.

При правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения, занятия могут быть очень интересными. В сочетании с традиционными формами учебного процесса использование ИКТ позволяет:

− формировать у студентов умение работать с информацией;

 − развивать познавательные навыки исследовательской деятельности,

 − развивать коммуникативные способности.

Дистанционное обучение строится на использовании следующих основных учебных форм:

• Чат-занятия- это учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

• Веб-занятия – это дистанционные уроки, семинары, конференции, тематические игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет-сети. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб форумы – это обсуждения пользователями определённой темы или проблемы с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий, веб-форумы отличаются возможностью более длительной работы и асинхронным характером взаимодействия учащихся и педагогов.

• Теле и видеоконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой.

• Онлайн-тестирование;

• Виртуальные классные комнаты;

• Видео уроки;

• Дистанционные курсы;

Для организации дистанционного обучения могут быть эффективно использованы следующие онлайн-сервисы.

Zoom- онлайн -встречи со студентами. Сервисы с помощью которых Вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени. Zoom - это сервис для проведения видеоконференций и вебинаров.

Instagram Live - рансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Можно также создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи в нем.

Facebook Live - трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу группы, в которой можно будет запускать Live - трансляции и проводить занятия онлайн. Бесплатно и нет ограничений по времени.

Skype- сервис для проведения видеоконференций. Голосовые и HD видеозвонки, мгновенные сообщения, демонстрация экрана, запись звонков и автоматические субтитры, звонки на телефоны. Возможно проводить видео- или аудиоконференции с поддержкой до 50 пользователей, записывайть звонки, используя автоматические субтитры или просто общаясь в интеллектуальном чате.

Discord –бесплатный голосовой и текстовый чат, надёжен и работает как на компьютере, так и на смартфоне.

Рабочие листы в документах Google. Удобно создавать учебный материал через документ Google и предоставлять доступ обучающимся.

Дистанционное обучение пагубно влияет на физическое состояние организма человека. Длительное пребывание перед монитором способствует ухудшению зрения, пересыханию роговицы глаза, покраснению и раздражению, а также нарушению осанки. На человеческий организм влияет и электромагнитное излучение, которое постепенно разрушает его. Какими бы не были на сегодняшний день возможности технологий, все- таки ни для кого не остается секретом, что дистанционное обучение только тогда становится полноценным, когда достигается эффект реального общения не только преподавателя и студентов, но и общения между студентами.

Так же немаловажной проблемой является отсутствие компьютера или высокоскоростного Интернета, без помощи которых невозможно осуществлять дистанционную форму обучения. Важно не допускать различие программного обеспечения у преподавателей и студентов, потому что это может повлечь за собой проблемы с установкой необходимых для работы приложений. Все это свидетельствует о том, что цифровая форма обучения требует больших финансовых затрат. Например, продление лицензии на ПО, закупка специального оборудования, - все это дополнительные денежные расходы.

Еще одним недостатком можно считать привыкание студентов к однообразной подаче информации. Со временем глаз устает от ярких слайдов и видео, это становится обыденным и перестает удивлять и интересовать обучающихся.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время нет возможности объективно оценивать: будет ли форма цифрового образования положительным новшеством. Не получится сравнить данную систему с чем-то подобным, так как такой практики еще не было, она применяется впервые. Однако, мы не можем отрицать многочисленные преимущества новой формы обучения. Живя в двадцать первом веке- веке информационных технологий, человек напрямую связан с работой за компьютером. Цифровая форма обучения должна способствовать развитию мобильности, внимательности, умению быстро обрабатывать большие объемы информации. Именно эти качества ценят современные работодатели. С другой стороны, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс способствует ухудшению здоровья студентов, снижению умственной активности, плохой социализиции студентов, изменению роли педагогов.

Перспектива дальнейших исследований может быть связана с изучением особенностей аксиологических аспектов деятельности субъектов образовательного процесса, с разработкой цифровых технологий в системе непрерывного образования и с изучением формирования специальных компетенций студентов в интерактивной интеллектуальной среде.

 

 

Список литературы:

 

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, - 1991. - 480 с.
  2. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е.В. Гнатышина., А.А. Саламатов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. – № 8 (12). – с.19-24.
  3. Кудлаев, М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (41). — с. 3-7.
  4. Степанов, С.Ю. Оценка ученика: на пути к цифровому образованию. Концептуально-математическая модель / С.Ю. Степанов, П.А. Оржековский, Д.В. Ушаков // Народное образование. – 2019. – № 1 (1472). – С. 130–139.
  5. Уваров, А.Ю. (2018b). Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4.

 

Категория: 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика