Четверг, 09.05.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

ДИСТАНЦИОННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

УДК 37.04

 

Цуканова Наталья Евгеньевна,

Кандидат экономических наук, преподаватель,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ:

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности преподавания экономических дисциплин в условиях дистанционного обучения на примере платформы ZOOM и сообщества Вконтакте.

 

Ключевые слова:  дистанционное обучение, преимущества, недостатки,

 ZOOM, сообщество Вконтакте, алгоритм работы.

 

Tsukanova Natalia Evgenievna,

Candidate of Economics, Lecturer,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

DISTANCE TEACHING:

GENERAL PROBLEMS AND PERSONAL EXPERIENCE

 

Abstract: The article deals with the peculiarities of teaching economic disciplines in the process of distance learning through the ZOOM educational platform and VKontakte community.

Keywords:  distance learning, advantages, disadvantages, ZOOM, VKontakte community, work algorithm.

 

В период пандемии перед преподавателями факультета среднего профессионального образования «ОГУ имени И.С. Тургенева» встала сложная задача – осуществить оперативный и массовый переход от обучения в аудитории на обучение в онлайн-режиме без потери качества [2]. Преподаватели и студенты оказались в условиях цифровой образовательной среды, для работы в которой необходимы определенные практические умения и навыки. Изначально руководством факультета, было принято решение использовать для взаимосвязи преподавателей и студентов любые, удобные для преподавателей, формы дистанционного обучения.

Неожиданной трудностью при реализации утвержденного алгоритма стало «стеснение» педагогов – многие «не готовы транслировать свое личное пространство» через веб-камеру, однако записи видеуроков, проведенные наиболее «смелыми» коллегами, сняли этот психологический барьер [1]. Достичь психологического комфорта при проведении видеозанятий также помогли Методические рекомендации  по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения  и дистанционных образовательных технологий, изданные в университете. В свою очередь студенты довольно быстро включились в работу.

В переходе на новый формат обучения обнаружились положительные моменты: преподаватели смогли выявить свои профессиональные дефициты и наметить индивидуальные траектории профессионального развития; родителям представилась возможность понять трудности своих детей в освоении выбранной ими специальности.

Студенты, также отмечают ряд преимуществ дистанционного обучения: независимость от конкретного места проведения занятий; всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, развитие активизации самостоятельной познавательной деятельности; возможность быстро общаться друг с другом и с преподавателем через сеть Интернет, получая гарантированно оперативные ответы от преподавателей.

К недостаткам дистанционного обучения относятся: нехватка практических занятий для студентов СПО; отсутствие очного взаимодействия между студентом и преподавателем; дистанционное обучение основано на самодисциплине студента; необходимость постоянного доступа к источникам информации, к сожалению, не все студенты имеют постоянный выход в интернет.

Если первая волна пандемии, накрыла всех с головой, то вторую волну, удалось встретить с большей готовностью, разобраться со всеми плюсами и минусами. В ходе апробирования и использования элементов дистанционного обучения в процессе преподавания, преподавателями факультета ведется следующая работа:

  • практически все преподаватели имеют возможность выдать студентам электронные варианты лекций, методических указаний, практических заданий, учебных пособий, дополнительный материал;
  • с использованием программы ZOOM проводятся учебные занятия;
  • для контроля выполнения заданий, размещения объявлений и учебных материалов, преподавателями созданы сообщества в социальной сети Вконтакте (для каждой группы и каждой дисциплины отдельно).

Поиск новых форм и методов обучения – это проблема весьма актуальная.

Поделюсь личным опытом дистанционного преподавания на примере платформы ZOOM и сообщества Вконтакте.

Платформа Zoom является более востребованной и популярной по сравнению с аналогичными сервисами, т.к. имеет ряд преимуществ:

  • организатор может управлять процессом, включая и выключая микрофон или видео у любого участника;
  • возможность делиться экраном, выбирая при этом демонстрацию экрана или отдельных приложений;
  • наличие интерактивной доски, можно переключать с экрана на доску;
  • функция записи конференций;
  • мультиплатформа, позволяющая участвовать в видеосеансах с компьютера, планшета или телефона;
  • для приглашения участников достаточно скопировать прямую ссылку созданной конференции и опубликовать ее в сообществе в ВК;
  • имеется бесплатный тариф использования сервиса.

Социальная сеть Вконтакте – самая популярная социальная сеть среди россиян всех возрастов. Как правило, у факультетов вуза ведутся официальные сообщества VK, а у большинства учебных групп есть закрытые сообщества или общие чаты. В период дистанционного обучения поддержка коммуникации через эти каналы понятна и привычна.

Преимущества и возможности сообщества ВКонтакте: быстрое создание (создать сообщество ВКонакте можно абсолютно бесплатно); легкое использование (большинство действий, связанных с работой в ВК, интуитивно понятные и простые); много информации (в интернете есть множество статей и видео про работу ВКонтакте).

Проводя занятия дистанционно, используется следующий алгоритм работы:

  1. На первом этапе создается закрытое сообщество в ВК (материалы видят только приглашённые пользователи).
  2. Добавляются все студенты. Чтобы никого не упустить, процесс осуществляется через старосту или куратора учебной группы.
  3. Все учебные материалы размещаются в документах сообщества. В сообществах можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете – для этого не потребуются дополнительные программы.
  4. Занятия, в соответствии с расписанием, проводятся в Zoom. Ссылка на трансляцию размещается в сообществе. Видеоуроки через платформу Zoom, где установлено ограничение на видеоконференцию в 40 минут, позволили выработать структуру видеурока и алгоритм ее проведения:
  • для приглашения участников видеоконференции используется социальная сеть vk.com.;
  • сбор участников и решение технических сложностей в начале конференции занимает 3–5 минут;
  • ответы преподавателя на вопросы, возникшие у студентов по предыдущим темам, занимают 10–15 минут;
  • анонс следующей темы с предварительным разъяснением ключевых понятий – 10 - 15 минут;
  • свободное общение на отвлеченные темы – 5–7 минут.

При необходимости осуществляется повторное подключение на 40 минут, а запись видеоконференции размещается в сообществе Вконтакте для того, чтобы студенты смогли ознакомиться с содержанием занятия в любое удобное для них время.

  1. Устные зачеты проводятся в Zoom. Оборудование для проведения зачетов должно включать:
  • персональный компьютер (ноутбук) с предварительно установленной программой Zoom, подключенный к сети Интернет;
  • камеру, позволяющую обучающемуся и преподавателю видеть друг друга и обеспечивающую непрерывную трансляцию;
  • микрофон, обеспечивающий передачу аудиоинформации обучающимися и преподавателем;
  • или смартфон, подключенный к сети Интернет.
  1. Письменные зачеты проводятся в сообществе ВК. Во время видеоконференции в Zoom, каждому студенту через сообщения сообщества, отправляется вариант задания. Студент подтверждает получение задания и отключается от трансляции. Время сдачи зачета строго определено. Ответы на тестовые вопросы студенты оформляют в рукописном виде, сканируют или фотографируют и отправляют на проверку.
  2. Практические работы, под руководством преподавателя выполняются во время видеоконференции в Zoom и дорабатываются студентами самостоятельно.  Оформляются в рукописном виде. Скан или фото отправляют на проверку в сообщения сообщества в ВК, строго по времени.

Таким образом, дистанционное обучение дисциплинирует и преподавателей, и студентов. Преподаватели систематизируют весь учебный материал для оптимально эффективного представления обучающимся. Студенты приучаются в обозначенные сроки сдавать задания [2]. 

Сложившаяся ситуация меняет не только организацию выполнения трудовых обязанностей во всех профессиональных областях, но и трансформирует все жизненное пространство человека. Данное положение дел свидетельствует о глобальных изменениях в нашем образе жизни, и возврат к прежнему вряд ли возможен полностью. Сегодня взаимопомощь и взаимообучение в педагогическом коллективе жизненно необходимы. Можно с уверенностью сказать, что приобретенный таким образом опыт будет полезен и в дальнейшем [1].

 

 

Список литературы:

 

  1. Гладышев Д.Е. Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже / Научно-информационный журнал «Профессиональное образование и рынок труда», №2, 2020 с. 63-65.
  2. Ломовцева Н.В., Заречная К.М. Технологии для перехода к онлайн-обучению / Научно-информационный журнал «Профессиональное образование и рынок труда», №2, 2020 с. 83-84.
  3. Сергеева М.Г. Использование ЭОС вуза во время режима самоизоляции/ Научно-информационный журнал «Профессиональное образование и рынок труда», №2, 2020 с. 82-83.
Категория: 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Tupikin (21.12.2021)
Просмотров: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика