Понедельник, 20.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

УДК 37.02

 

Кошелев Вячеслав Евгеньевич,

преподаватель,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

России, Ливны

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы дистанционного формата обучения и его влияние на качество и эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный процесс, цифровые технологии образования, онлайн-обучение.

 

 

Koshelev Vyacheslav Evgenievich,

teacher,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

DISTANCE LEARNING:

ACTUAL PROBLEMS AND TIME REQUIREMENTS

 

Annotation: this article discusses the problems of a remote education format and its impact on the quality and effectiveness of the educational process.

Keywords: distance learning, educational process, digital education technologies, online learning.

 

Вследствие пандемии COVID-19, объявленной Всемирной организацией здравоохранения в марте 2020 года, всему миру пришлось столкнуться с серьезными трудностями в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в образовании. В рамках реализации мер, предпринимаемых для предотвращения распространения заболевания, организации школьного, среднего специального и высшего образования были вынуждены периодически переходить на дистанционный формат обучения, когда того требовала эпидемиологическая ситуация.

Учебные заведения смогли быстро адаптироваться к резко изменившимся условиям, организовав образовательный процесс в режиме онлайн: сегодня практически каждый человек владеет гаджетами, имеет доступ в Интернет и может более-менее уверенно пользоваться благами века информационных технологий. Однако, однозначного мнения по поводу того, насколько дистанционное обучение эффективно и может ли оно в полной мере заменить традиционное обучение в дальнейшем, даже когда пандемия отступит, нет и спустя почти два года существования в режиме вынужденных ограничений. К безусловным плюсам дистанционного формата обучения относятся: использование современных технических и программных средств, что позволяет преподавателям разнообразить способы преподнесения информации и проверки знаний, облегчить для обучающихся получение информации; возможность учиться, в буквальном смысле, не выходя из дома, а следовательно, не тратить время и средства на дорогу в учебное заведение, выбирать удобное время для выполнения заданий. Трудно переоценить наличие возможности дистанционного обучения для тех, кто совмещает учебу и работу; возможность для преподавателей и студентов общаться, обмениваться актуальной информацией, решать те или иные задачи в любое удобное время вне стен учебного заведения.

Однако, в дистанционном обучении хватает и недостатков, и, возможно, по значимости они перевешивают преимущества.

Во-первых, несмотря на то, что сегодня у редкого человека, особенного молодого или среднего возраста, нет смартфона, компьютера или ноутбука, далеко не в каждой точке страны обеспечен хороший бесперебойный доступ в Интернет. И если отправка текстового сообщения или небольшого файла скорее всего не предоставит проблем, то при отправке или загрузке тяжеловесных файлов, длительном пребывании в режиме видеоконференции могут возникнуть трудности.

Во-вторых, отсутствует прямой контакт между преподавателем и обучающимся. Например, при проведении занятия в формате видеоконференции подключение обучающегося не свидетельствует, что он внимательно слушает преподавателя и не занимается параллельно другими делами. Очное обучение дает больше гарантий, что обучающийся воспримет и усвоит информацию.

В-третьих, при дистанционном формате обучения трудно объективно оценить знания обучающихся. Проверочные задания можно с легкостью сделать формально с помощью Интернета, не пытаясь запомнить информацию, особенно это касается дисциплин гуманитарной направленности. Либо их может выполнить вовсе кто-то другой.

Наконец, важнейшим условием успешного и эффективного результата дистанционного обучения являются личностные качества обучающегося: требуются самостоятельность, высокая самодисциплина и сознательность. Когда мы говорим о преимуществах и возможностях, которые открывает дистанционное обучение, в первую очередь имеем ввиду ситуации, когда человек осознанно, по своему желанию и в собственных интересах принимает решение получить специальность, пройти какие-либо курсы, обрести знания в определенной сфере, повысить квалификацию. Что касается школьников и студентов, которые поступают в учреждения среднего и высшего профессионального образования после школы, и применения дистанционного обучения как вынужденной меры в сложившихся обстоятельствах, многие обучающиеся расслабляются и воспринимают период дистанционного обучения как незапланированные каникулы.

Кроме того, говорить о эффективности дистанционного образования можно в случае с получением теоретических знаний. Вполне можно представить получение в онлайн-формате образования юриста, учителя или психолога. Но вряд ли кто-то захочет лечиться у врача, получившего образование посредством Интернета.

Дистанционное обучение, при котором теория преобладает над практикой, не обеспечивает полноценное формирование профессиональных навыков. На сегодня в нашей стране разработаны и реализуются проекты и программы, направленные на цифровизацию образовательного процесса. Но в них речь идет, скорее, не о переводе обучения в Интернет, а о внедрении современных технологий, инновационных методов и инструментов, которые позволят сделать традиционное образование более интересным для обучающихся, технологичным, эффективным, отвечающим требованиям стремительно развивающегося мира и позволяющим обучающимся получать профессиональные навыки с первых ступеней системы образования.

Таким образом, в вопросе подготовки кадров дистанционное обучение может служить полезным, но лишь вспомогательным инструментом, и вряд ли в ближайшем будущем оно сможет заменить по качеству и эффективности очное образование.

 

 

Список литературы:

 

  1. Тупикин Д. А., Звягина Е. А. Применение ЭИОС при дистанционном обучении в Ливенском филиале ОГУ имени И. С. Тургенева / Д. А.Тупикин, Е. А. Звягина // Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы 3-ей региональной научно-практической Интернет-конференции (18 декабря 2020 г.,  г. Ливны). – Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2021. – 313 с.
  2. Тупикин Д. А., Звягина Е. А. Функционирование электронной информационно-образовательной среды в Ливенском филиале ОГУ имени И. С. Тургенева  / Д. А.Тупикин, Е. А. Звягина / Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы 2-ой региональной научно-практической Интернет-конференции (18 декабря 2019 г., г. Ливны). – Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2020. – 199 с.
Категория: 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика