Понедельник, 20.05.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1

 

Сафонова Татьяна Николаевна,

кандидат технических наук,

Ливенский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Россия, Ливны

 

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: Рассмотрена проблема оценивания результатов образования, применение критериально-ориентированного тестирования при помощи компьютерных технологий, приведены примеры оценивания сформированности познавательных навыков по уровням освоения.

Ключевые слова: формирующее оценивание, цифровые методы оценки, уровни освоения, критериально-ориентированное тестирование.

 

 

Safonova Tatiana,

Candidate of technical sciences,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Livny, Russia

 

DIGITAL METHODS FOR EVALUATING EDUCATIONAL OUTCOMES

 

Abstract: The problem of evaluating the results of education, the use of criteria-based testing using computer technology is considered, examples of assessing the formation of cognitive skills by levels of development are given.

Keywords: formative assessment, digital assessment methods, levels of development, criterion-oriented testing.

 

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2025 года в качестве цели заявлено качество образования. Для достижения этой цели необходимо внедрение независимой и объективной оценки этого качества не только по окончании обучения, но и в процессе получения образования для осуществления контроля учебного процесса. Одним из способов независимой оценки качества образования является внедрение цифровых методов оценки результатов образования в рамках перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

Проблема оценивания результатов образования всегда представляла определенную сложность в педагогическом процессе из-за субъективности оценки со стороны педагога. В современной концепции развития образования в качестве объекта оценки служат компетенции (или результаты образования), полученные в результате обучения. Необходимо так выстроить систему оценивания, чтобы она не только исключила субъективность оценки, но и способствовала повышению мотивации, индивидуализации процесса обучения, развивала самостоятельность, а также носила диагностический характер.

Использование цифровых технологий, которые позволяют хранить большие массивы полученных данных и строить по ним аналитику, в сочетании с педагогической технологией критериально-ориентированного тестирования, обеспечивает объективность и прозрачность оценки, позволяет установить обратную связь, провести диагностику и корректировку процесса обучения. Для обозначения такого вида оценивания в процессе обучения многими авторами вводится понятие «формирующее оценивание», в основе которого лежат следующие принципы:

- направленность на оценивание достижений обучающихся;

- отсутствие открытого сравнения достижений различных обучающихся;

- использование электронных форм фиксирования и предъявления результатов;

- участие в оценивании самих обучающихся;

- разработка системы критериев для оценки результатов.

Существует два подхода к тестированию, отличающиеся интерпретацией результатов [1]:

- нормативно-ориентированное, служащее для определения рейтинга обучающегося, т.е. сравнения его с другими в данной группе;

- критериально-ориентированное, позволяющее измерить уровень учебных достижений обучающегося относительно полного объема знаний, умений и навыков, который будет являться областью содержания теста.

Для разработки критериев автором используется структура мыслительного поведения, основанная на таксономии Блума, описывающая наличие результатов обучения в таких областях как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка [2]. С помощью тестов можно оценить сформированность следующих познавательных навыков по уровням их освоения:

- знание фактов, законов, понятий (1 уровень)

- применение полученных знаний, умение оперировать понятиями, применять теорию для решения практических задач (2 уровень);

- выполнять анализ содержания и формы, совершать логические операции, устанавливать связь между явлениями, синтезировать новые знания на основе ранее полученных (3 уровень).

В тесте критерий выражается количеством баллов, равным уровню освоения материала. Разработанный в соответствии с этими критериями большой массив заданий загружается в компьютерную программу, которая позволяет формировать индивидуальные тесты для каждого обучающегося в соответствии с указанным создателем теста алгоритмом.

Для примера, критериально-ориентированные тесты по физике служат для классификации обучающихся по уровню овладения учебным материалом и включают 36 разноуровневых заданий по 12 каждого уровня. Задания первого уровня служат для проверки знания формул, законов, понятий, определений и оцениваются в 1 балл за задание. Задания второго уровня служат для проверки умений решать простые задачи на подстановку, оцениваются в 2 балла за задание. Задания третьего уровня проверяют умение находить и использовать новые знания, владение элементами анализа, векторной алгебры, дифференциальным и интегральным исчислением применительно к физическим задачам, умение переводить графическую информацию в аналитическую и наоборот, а также умение применять совместно несколько физических законов, и оцениваются в 3 балла за задание.

Максимальная оценка составляет 72 балла, минимальная 30:

0 - 29 баллов – «неудовлетворительно»,

30 - 43 баллов – «удовлетворительно»,

44 - 57 баллов – «хорошо»,

58 - 72 баллов - «отлично».

По результатам проведения тестирования на большой выборке испытуемых можно провести анализ полученных результатов с целью проверки на валидность и надежность теста для оптимизации процедуры тестирования. В результате развития методологии тестирования сформировались определенные требования к организации тестового контроля: это содержательная валидность – соответствие теста содержанию и полученному объему информации, а также функциональная валидность – соответствие теста контролируемому уровню усвоения; однозначность в отнесении теста к определенному уровню; определенность в формулировках; надежность – обеспечение устойчивости результата после многократного тестирования одного и того же испытуемого. Надежность растет с увеличением количества заданий относящихся к определенному уровню.

Компьютерная программа по результатам тестирования позволяет увидеть вопросы наиболее легкие (на которые ответили все испытуемые), наиболее трудные (на них не ответил ни один из испытуемых) и принять решение по дальнейшему использованию этих заданий: их рекомендуется удалять, или перерабатывать формулировки после анализа результата.

Преимущества цифровых методов оценки результатов образования адекватных современным требованиям подготовки специалистов заключаются в возможности проводить многомерные измерения в рамках компетентностного подхода используя различные алгоритмы тестирования, соблюдении требований теории педагогических измерений по стандартизированной процедуре тестирования, непрерывности отслеживания качества учебного процесса для возможной коррекции, устранении субъективизма со стороны преподавателя, оптимизации содержания учебного процесса, возможности самооценки. Таким образом, компьютерное тестирование – одна из наиболее технологичных форм проведения контрольно-измерительных мероприятий с установленными заранее параметрами качества, позволяющая проводить массовые процедуры оценки результатов обучения, что наиболее актуально в современном образовании с его ориентацией на дифференциацию и индивидуальный подход.

 

Список литературы:

 

1. Сафонова, Т.Н. Развитие системы тестирования как формы контроля качества обучения в условиях перехода к кредитно-модульной системе / Т.Н.Сафонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики». – Балашиха, Изд-во «Де-По», 2012. – С.84 – 89

2. Сафонова, Т.Н. Критериально-ориентированное тестирование как основа организации балльно-рейтинговой системы оценки / Т.Н.Сафонова // Материалы региональной научно-практической Интернет–конференции «Инновационные подходы и технологии повышения качества профессионального образования». – Орел: ООО «Издательский дом «Орлик и К», 2013. - С.160 - 165

 

References

 

1. Safonova, T.N. (2012) Kriterial'no-orientirovannoe testirovanie kak osnova organizacii ball'no-rejtingovoj sistemy ocenki [Development of the testing system as a form of quality control of training in the conditions of transition to a credit-modular system] / T.N. Safonova, Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye tekhnologii i metodiki v sisteme innovacionnoj pedagogiki» [Modern technologies and methods in the system of innovative pedagogy] – Pub. Balashiha, « De-Po ». PP. 84 – 89 (in Russ)

2. Safonova, T.N. (2013) Kriterial'no-orientirovannoe testirovanie kak osnova organizacii ball'no-rejtingovoj sistemy ocenki [Criterion-oriented testing as the basis for the organization of a point-rating evaluation system] / T.N. Safonova, Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj Internet–konferencii «Innovacionnye podhody i tekhnologii povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya». [Innovative approaches and technologies to improve the quality of vocational education] – Pub. Orel: OOO «Izdatel'skij dom «Orlik i K» PP. 160 - 165 (in Russ)

 

 

Категория: 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика