Понедельник, 20.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН К ЗАДАЧАМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 658.018

 

Подмастерьев Константин Валентинович,

доктор технических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Углова Нина Владимировна,

кандидат технических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Марков Владимир Владимирович,

кандидат технических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН К ЗАДАЧАМ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Аннотация: рассмотрены проблемы адаптации содержания рабочих программ метрологических дисциплин к задачам цифровой экономики. Представлен пример модернизации рабочей программы учебной дисциплины «Метрология и сертификация», её адаптации к задачам метрологического обеспечения производства в условиях цифровой экономики и технологического уклада «Индустрия 4.0». Представлен обзор цифровых средств метрологии.

Ключевые слова: цифровая экономика; метрология; сертификация; учебная дисциплина; рабочая программа; метрологическое обеспечение

 

Podmasteryev Konstantin Valentinovich,

Doctor of Technical Sciences, Professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Uglova Nina Vladimirovna,

candidate of technical sciences, associate professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Markov Vladimir Vladimirovich,

candidate of technical sciences, associate professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

ADAPTING THE CONTENT OF WORKING PROGRAMS

METROLOGICAL DISCIPLINES TO TASKS

DIGITAL ECONOMY

 

Abstract: the problems of adapting the content of work programs of metrological disciplines to the tasks of the digital economy are considered. An example of the modernization of the work program of the academic discipline "Metrology and certification", its adaptation to the tasks of metrological support of production in the digital economy and the technological structure "Industry 4.0" is presented. An overview of digital metrology tools is presented.

Keywords: digital economy; metrology; certification; academic discipline; working program; metrological support

 

Развитие цифровых технологий и возросшая интенсивность информационных потоков способствуют переформатированию мировой экономики. Масштабное проникновение технологий во все сферы деятельности влечет за собой автоматизацию процессов, трансформацию моделей управления и, как следствие, усложнение профессионального образа специалистов.

Ключевым фактором успеха процессов цифровизации является наличие высококвалифицированных кадров в достаточном объеме и соответствующих рабочих мест, а также системы подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями для разработки и внедрения цифровых технологий. Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей. Ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы. Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становятся умения работать с большими данными, включая их трансформацию и анализ.

Особенную актуальность освоение цифровых компетенций студентами приобретает в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» (до 2024 года) [1, 2].

Целью данного проекта является модернизация рабочей программы учебной дисциплины «Метрология и сертификация», её адаптация к задачам метрологического обеспечения производства в условиях цифровой экономики и технологического уклада «Индустрия 4.0». Данная дисциплина изучается студентами третьего курса направления подготовки бакалавров 27.03.02 «Управление качеством». В рамках выполнения проекта модернизированы формулировки задач освоения дисциплины, содержание компетенций, тематика лекций, практических занятий и лабораторных работ, а также фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Метрология и сертификация».

В рамках работы над проектом были  модернизированы все элементы рабочей программы учебной дисциплины «Метрология и сертификация» – от целей и задач до технологической карты и фонда оценочных средств.

В формулировке цели освоения дисциплины была отмечена потребность учёта особенностей цифровой экономики и уклада «Индустрия 4.0». В число задач дисциплины включены вопросы формирования у обучающихся умений и навыков работы с большими данными в области обеспечения единства измерений, с облачными приложениями, с инструментами предиктивной аналитики с целью прогнозирования динамики состояния объектов по результатам статистической обработки экспериментальных данных и результатов экспертной оценки показателей качества; также поставлена задача формирования у обучающихся представлений о роли метрологического обеспечения производства в успешном использовании новых производственных технологий, включая цифровое проектирование метрологической среды предприятия [3].

Затем были модернизированы требования компетенций, закреплённым за дисциплиной, к знаниям, умениям и практическим навыкам, с учётом квалификационных требований к метрологу и специалисту по сертификации продукции, услуг и систем качества в условиях цифровой экономики.

В технологической карте рабочей программы был существенно расширен блок информационно-коммуникационной подготовки обучающихся в рамках лекций, практических занятий и лабораторных работ. Учитывая, что дисциплина «Метрология и сертификация» состоит из нескольких разделов, для каждого раздела предложены специализированные программные продукты и облачные приложения:

- раздел «Теоретическая метрология»: роль метрологии в цифровой экономике. Обзор программных средств и информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности метролога (облачные базы данных «Консультант», «Гарант», ФГИС «Аршин – Госреестр», «АРМ Метролог» (автоматизированное рабочее место метролога), «Метролог СИ 2.3», ИС «Метрология», АИС «Метрконтроль»; программные продукты и облачные приложения по оценке погрешности измерений (программа для расчёта погрешностей прямых и косвенных измерений «DeltaX»); принципы обработки результатов совместных измерений с использованием программного продукта «MNK+» (облачный сервис обработки результатов совместных измерений методом наименьших квадратов) [4-14];

- раздел «Законодательная и прикладная метрология»: методы обеспечения требований информационной безопасности при организации метрологического обеспечения производства. Особенности работы с программными продуктами для защиты данных предприятия («StaffCop», «Sumo Logic», «Rapid7 InsightlDR»); Программные продукты и облачные базы данных, применяемые с целью государственного регулирования обеспечения единства измерений (облачные базы данных и автоматизированные информационные системы «Консультант», «Гарант», ФГИС «Аршин – Госреестр», автоматизированное рабочее место метролога «АРМ Метролог», «Метролог СИ 2.3», ИС «Метрология», АИС «Метрконтроль»); Правила оформления документации по обеспечению единства измерений при проведении поверки с использованием метрологических автоматизированных информационных систем (ФГИС «Аршин – Госреестр»); принципы оценки неопределённости измерений с использованием облачных приложений (онлайн-калькулятор неопределённости измерений «PROFILAB») [4-14];

- раздел «Квалиметрия»: принципы автоматизированного создания системы показателей качества с использованием программного продукта «Администратор показателей». Возможности программного продукта: отслеживание количественных результатов на всех этапах жизненного цикла продукции, принятие решение на основе использования инструментов предиктивной аналитики с целью прогнозирования динамики состояния объектов по результатам оценки показателей качества; принципы автоматизированного создания системы показателей качества с использованием программного продукта «Microsoft Office Visio», визуализация и исследование информации о свойствах продукции, формирующих её качество. Моделирование системы показателей качества продукции в виде «дерева свойств» и «диаграммы Исикавы» [4-14];

- раздел «Сертификация»: применение автоматизированных информационных систем для подготовки и документального оформления сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества («АДВАНСдокс», «ДОКСЕРТ-ПРОДУКЦИЯ», «ДОКСЕРТ-УСЛУГИ», «ДОКСЕРТ-СМК»); сертификация систем менеджмента качества. Автоматизация процедуры подготовки системы менеджмента качества предприятия к сертификации с использованием программного продукта «1С: Документооборот 8»: автоматизация учёта документов системы менеджмента качества, постановка задач по взаимодействию сотрудников при подготовке системы менеджмента качества к сертификации [4-14].

В лекционный материал добавлены курсы видеоанализа с использованием компьютерного мультимедийного инструментария и электронных образовательных ресурсов открытого доступа. Использование видеоматериалов позволяет передать студентам большой объём информации о роли дисциплины «Метрология и сертификация» в промышленности, о современных проблемах развития метрологии, о перспективах её развития [15].

Практические занятия и лабораторные работы модернизированы в направлении сочетания традиционных и цифровых форм реализации метрологической деятельности, так как использование только цифровых форм часто приводит к потере понимания назначения выполняемых процедур.

В качестве темы модернизированной расчётно-графической работы предложена тема следующей формулировки: «Методы обработки результатов однократных и многократных измерений с использованием программных и облачных средств автоматизации метрологических расчётов».

Самостоятельная работа студентов модернизирована в направлении самостоятельного изучения обзорных материалов, формирующих у студентов представления о современном состоянии изучаемых вопросов.

Подводя итоги анализа методов адаптации метрологических дисциплин к задачам цифровой экономики отметим, что основной задачей такой адаптации, по мнению авторов, следует считать формирование у студентов понимания роли будущего специалиста по метрологии в условиях цифровой экономики – роли эксперта, оценивающего степень достоверности результатов работы, выполненных цифровыми аналитическими системами.

 

Список литературы:

 

1 Метрология и техническое регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. К.К. Кима. – М.: УМЦ ЖДТ, 2019. – 256 с.

2 Бехер В. В. Цифровые технологии: угрозы и риски внедрения / В. В. Бехер, Е. В. Зеленых Евразийское Научное Объединение. - 2019. - Т. 3. № 1 (47). - С. 145-146. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36993290.

3 Маркелов, А.А. Электронная промышленность - ключевой фактор формирования цифровой экономики в Российской Федерации / В.В. Маркелов // Управленческие науки в современном мире. - 2018. - № 1. – С. 30-35. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35112670.

4 ФГИС «Аршин – Госреестр» «Береста – Госреестр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reestru.ru/fgis-arshin-gosreestr/.

5 АРМ Метролог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://metrob.ru/html/ARM/.

6 Метролог СИ 2.3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=x5Tjg_SJviU.

7 ИС «Метрология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=d5-XWAAmOfc.

8 АИС «Метрконтроль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1360005.

9 DeltaX [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.softportal.com/software-17350-deltax.html.

10 MNK+ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soft.softodrom.ru/ap/MNK-p1177.

11 PROFILAB [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://profilab.by/.

12 Unit Converter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.softportal.com/software-8281-unit-converter.html.

13 АДВАНСдокс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advance-docs.ru/.

14 ДОКСЕРТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asconf.ru/.

15 Звягина, Е.А. Организация практико-ориентированного обучения на кафедре инженерного образования Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева / Е.А.Звягина, Д.А. Тупикин // В сборнике: Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения. – Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. – Орёл, 2019. – С. 150-154.

Категория: 3. Основные направления цифровизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика