Понедельник, 20.05.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 2. Опыт внедрения инновационных технологий в образовательный процесс

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЙ СПО

УДК 377.3.008

 

Губарева Людмила Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева»,

Россия, г.Орел

 

Кузнецова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева»,

Россия, г.Орел

 

Коннова Марина Владимировна,

ассистент кафедры профессионального обучения и бизнеса

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева»,

Россия, г.Орел

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОРГАНИЗАЦИЙ СПО

 

Аннотация: Модернизация и совершенствование системы и процессов современного образования неизбежно приводит к возникновению новых требований в области профессиональной подготовки педагога. Происходит постоянная замена, актуализация квалификационных умений и навыков, которые сопровождаются беспрерывным обновлением характеристик современного педагога. Основные направления, сопровождающиеся обновлением, являются, в первую очередь, инструментарием формирования системы общих и профессиональных компетенций педагога.

Ключевые слова: инновации, образовательный процесс, проектное обучение, педагогическая технология.

 

 

Gubareva Lyudmila Ivanovna,

candidate of pedagogics, associate Professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Kuznetsova Elena Valeryevna,

candidate of pedagogics, associate Professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

Konnova Marina Vladimirovna,

assistant of the Department of professional training and business,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Abstract: Modernization and improvement of the system and processes of modern education inevitably leads to the emergence of new requirements in the field of teacher training. There is a constant replacement, updating of qualification skills and abilities, which are accompanied by a continuous updating of the characteristics of a modern teacher. The main directions, accompanied by updating, are, first of all, tools for the formation of a system of general and professional competencies of a teacher.

Keywords: innovations, educational process, project training, pedagogical technology.

 

В последние годы образовательный процесс претерпел модернизацию. Педагогическую практику организации практических, лекционных занятий выстраивают по основам требований, предъявленных, стандартом третьего поколения, который подразумевает организацию образовательного процесса посредством компетентстного подхода. Под данным термином принято понимать альтернативную систему образования, первостепенная цель которой заключается в повышении качества образования  и достижения высоких профессиональных результатов деятельности. Выстроенный таким образом механизм приобретения общих и профессиональных компетенций обучающимися обеспечивает, как показывает практика, неординарность и предприимчивость со стороны будущего специалиста в решении профессиональных задач, что позволяет подготовить его к стабильной жизнедеятельности и профессиональной пригодности в условиях реального взаимодействия и сложившегося современного общества [7].

Преимущественное направление модернизации образовательного процесса организации СПО заключается в применении педагогом программы модульного обучения, основанной, как правило, на компетентстном подходе. Данная программа подразумевает наличие двух компонентов: модульной учебной рабочей программы и специализированные учебные модули. Например, в практическом использовании программы модульного обучения для будущих специалистов организации СПО активно используется технология метода проектного обучения. Этот метод, в данном случае, характеризуется наличием специализированных учебных модулей, конкретизированных под каждое направление подготовки обучающихся, в результате освоения которой формируется перечень профессиональных компетенций. Сформированная программа достаточно гибкая, постоянно происходит актуализация информации, что позволяет быстро реагировать на изменения профессиональной деятельности и окружения, что очень важно, как для педагога, так и для обучающегося. В результате  организации образовательного процесса таким образом происходит выстраивание эффективной обратной связи «педагог-работодатель», во взаимодействии которых происходит формирование будущего специалиста, его специальных профессиональных требований и компетенций.

Тем временем, идея применения метода проектного обучения в основе модульного обучения, заключается, в первую очередь в том, что обучающийся организаций СПО, в ходе организации и проведения образовательного процесса, должен самостоятельно, опираясь на материально-техническую базу и литературные источники, пройти освоение учебного плана и программы, получив на выходе ряд профессиональных знаний и умений и сформированный перечень компетенций. Первостепенные функции педагога, в данном случае, сводятся к управлению и координации обучающегося в ходе реализации проектного обучения, а также мотивировать будущего специалиста к достижению высших результатов деятельности. Одной их главных функций педагога является консультация и контролинг проектной деятельности обучающегося [3].

Таким образом, оценка качества освоения программы и подготовки будущих специалистов, на основе ФГОС третьего поколения, реализовывается по двум основным критериям. Первый заключается в проведении оценки уровня освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей учебного плана. Второй критерий  оценки заключается в определении компетенций, сформированных у обучающихся. Поэтому, в процессе реализации проектных технологий, выполняется ряд определенных функций, представленных на рисунке 1 [2].

 

Рисунок 1 – Функции проектного обучения

 

Применение и организация проектной деятельности дает возможность сделать образовательный процесс организаций СПО для обучающихся личностно-ориентированным и значимым, позволяющий использовать методику критического мышления, систематизировать и апробировать собранные данные, раскрыть свой внутренний и творческий потенциал, развивает особенности поиска и анализа внешних и внутренних источников информации, а также проявлять свои исследовательские способности и быть инициативными, креативным.

Практическое использование педагогической технологии метода проектного обучения дает возможность объединять цели профессионального образования и будущую активность и деятельность выпускника, что позволяет осуществлять переход от воспроизведения полученного знания и специализированного набора умений к его практическому применению.

Инновационная педагогическая технология, таковой принято называть метод проектного обучения, это та технология, которая ориентирована на гуманистическое развитее личности обучающегося. Личностно-ориентированные, психологические и визуальные характеристики, проявляемые в процессе педагогического взаимодействия и профессиональной деятельности способствуют самоутверждению обучающихся, самоактуализации и самоопределению в образовательном процессе.  Отметим, что сформированная профессиональная база обучающегося организации СПО, направлена на достижение высоких профессиональных и личных результатов профессиональной деятельности. Рассмотрим план-конспект практического занятия учебной дисциплины «Менеджмент» с применением в организации образовательного процесса технологии проектного обучения.

План-конспект практического занятия учебной дисциплины «Менеджмент».

Тип занятия: практическое занятие.

Тема практического занятия: «Общая характеристика хозяйственно-экономической деятельности строительной компании.

Цель занятия: развитие у обучающихся навыков анализа, систематизации данных о хозяйственно-экономической деятельности строительной компании. Используя метод проектного обучения – построить матрицу SWOT-анализа, выявить сильные и слабые позиции компании, учитывая внутренние, внешние, социально-психологические и экономические факторы.

Обучающая:

- сформировать знания о хозяйственно-экономической деятельности строительной компании;

- познакомить обучающихся с элементами хозяйственно-экономической деятельности строительной компании.

Развивающая:

- развитие приемов техники логического мышления обучающихся на основе усвоения метода сравнительного анализа, например, построение матрицы SWOT-анализа;

- развитие способности правильно формулировать свои мысли, делать умозаключения и выводы, развивать внимание, память;

- развитие навыков самостоятельной творческой активности и выработки решений;

- развитие умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающая:

- воспитание информационной культуры, познавательного интереса, аккуратности в работе, осознание собственной значимости в образовательном процессе;

- воспитание чувства толерантности и уважение по отношению к точке зрения сокурсников по данной теме вопроса или проблемной ситуации.

Оборудование: проектор, презентация к практическому занятию, карточки-задания, магнитно-маркерная доска для записей, дополнительный материал в виде таблиц и схем хозяйственно-экономической деятельности строительной компании.

Тезариус по теме: хозяйствующий субъект, организация, матрица SWOT-анализа, экономические показатели конкурентоспособность.

Вопросы для обсуждения: 

- основные элементы хозяйственно-экономической деятельности строительной компании;

- сравнительная характеристика хозяйственно-экономической деятельности партнеров и конкурентов строительной компании.

Ход практического занятия.

1. Каждому студенту группы был выдан раздаточный материал, где были предоставлены данные для анализа хозяйственно-экономической деятельности строительной компании. На основании информации, обучающимся предлагается составить матрицу SWOT-анализа строительной компании и сделать выводы  о конкурентоспособности предприятия.

В ходе выполнения задания обучающимся отводится время (5-10 минут), чтобы, по желанию, разбиться на мини-группы, или остаться единой группой, выбрать лидера группы и начать обсуждение ситуации и построения матрицы. В случае возникновения спорных ситуаций, решающий голос остается за выбранным лидером группы.

2. Согласно данным, представленным в демонстрационном материале, обучающимся предлагается произвести расчет экономических показателей строительной компании и сделать вывод об экономическом положении компании, ее конкурентоспособности.

Ответ группа должна представить в виде таблицы, аргументировав каждое полученное значение. По каждому из заданий необходимо сделать выводы и рекомендации. Все вычисления, графики, таблицы группа обучающихся может выполнять на магнитно-маркерной доске, при этом полученные значения и вычисления стоит конспектировать на отдельных бланках. При выполнении расчетов по хозяйственным операциям, например, вычисления показателя чистой прибыли строительной компании за отчетный период, расчет показателя себестоимости продаж обучающиеся могут пользоваться лекционным материалом или использовать интернет-источники, учебные пособия, рекомендованные педагогом для выполнения практических, самостоятельных заданий. Результатом проведенных исследований в течение нескольких практических занятий, выстроенных по тематическим модулям, выступает подготовка и защита проекта. Презентация проектной деятельности оценивается по определенным критериям экспертной комиссией, которая делает заключение о возможности применения предложенных рекомендаций обучающихся.

Стоит отметить, что при выполнении практической части, обучающиеся вправе проводить саморегистрацию и контроль времени, которое они затратили на выполнение каждого из пунктов. В конце занятия проводят самоконтроль и обсуждение результатов своей практической деятельности совместно с педагогом.

Проведенные практические занятия с применением традиционных форм обучения и подготовки практического материала по учебной дисциплине «Менеджмент», а также практические занятия, которые были выполнены в виде проектной деятельности, результатами которой стала защита проектной деятельности (проекта), позволили сделать следующие выводы.

При организации образовательного процесса, используя традиционный метод обучения, педагог выступает как источник новых знаний и практических умений, обучающиеся – пассивные потребители новых знаний и умений. В результате чего участники образовательной деятельности получают часть новой информации, запоминают ее, но не получают нужного объема профессиональных знаний, умений. Для оценки результатов, и ответа на вопрос: «Какой из методов обучения удобен и эффективен при организации образовательного процесса (традиционная форма и метод проектов)?» был проведен опрос среди обучающихся, подразделенных на две подгруппы для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Менеджмент». Полученные сведения опроса представленные на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Показатели динамики применения традиционного метода и метода проектного обучения (данные опроса среди обучающихся)

 

Согласно представленным на рисунке 3 данным показателя динамики применения традиционного метода обучения, видно, что обучающиеся оценивают свою результативность с отрицательной стороны. По мнению обучающихся, традиционная технология «заучивания» материала в условиях постоянного развития и компьютеризации современного общества и образования в целом претерпевает существенные недостатки и меньше используется педагогом в образовательном процессе. К существенным недостаткам, согласно мнению респондентов организации СПО, относят следующее:

- нагрузка на память обучающихся, в результате чего усвоение материала происходит в меньшем объеме;

- рассеивание внимания, что приводит к среднему уровню и темпу изучения материала;

- пассивность обучающегося, которая сопровождается отсутствием интереса и мотива к личному росту и вовлеченности в образовательный процесс;

- заучивание и рутинная деятельность по выработанному алгоритму или шаблону приводит к низкой самостоятельности и самоорганизациии, а также отсутствия навыков ответственности со стороны обучающегося.

Оценка показателей динамики применения метода проектного обучения, представленных на рисунке 3, позволяет сделать следующие выводы.

Что касается педагогического метода проектного обучения, то данная технология, вызывает значительный интерес со стороны обучающихся. Эта заинтересованность объясняется тем, что позволяет раскрыть внутренний творческий потенциал выпускника, развивает в нем основы профессиональной коммуникации, навыки коллективного взаимодействия, основы критического мышления, навыки самоконтроля, оттачивает умение принимать независимые решения, отстаивая свою точку зрения. Помимо изложенных достоинств метода проектов, данная технология позволяет сформировать у обучающихся организации СПО такие общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, как:

- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам (ОК 01);

- осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02);

- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 03);

- работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (ОК 4);

- осуществлять устную и письменную коммуникацию на нескольких языках с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05);

- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 09);

- проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации (ПК 5);

- выполнять контрольные процедуры и осуществлять их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля проектной деятельности (ПК 7).

Учитывая мнения обучающихся, стоит сделать вывод, что метод проектного обучения является наиболее эффективной педагогической технологией, которая позволяет раскрыть профессиональные особенности и умения. Как показывает практика, результаты проектной деятельности носят практический характер.

Таким образом, среди большого количества педагогических технологий метод проектного обучения является наиболее практикоориентированным, его реализация предполагает совокупность исследовательских и проблемных методов. Проектное обучение является дидактической системой, а метод проектов представляет собой компонент системы. Обобщая исследуемый материал, считаем, что «метод проектного обучения» и «проектная деятельность» могут рассматриваться лишь в неразрывной связи, поскольку, взаимообусловлены историей развития и применения данной технологии. Исторический аспект использования метода проектного обучения в теории и практике современной педагогики позволяет выделить определенные этапы его развития и раскрыть особенности его реализации в отечественной системе образования.

 

Список литературы:

 

1. Постановление  Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// https://base.garant.ru//. – Дата доступа: 12.11.2021.

2. Абакумова, И.В. Психолого-педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе : монография / Абакумова И.В., Белоусова А.К., Зорина Е.С.,, Максимович Е. и др. — Москва : Русайнс, 2019. — 286 с. — ISBN 978-5-4365-3737-5. — URL: https://book.ru/book/933850 (дата обращения: 18.10.2021). — Текст : электронный.

3. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2018. - No35 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_35/cd_site/articles/art_1_3.htm.

4. Александрова, Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Александрова. – СПб., 2018. – 220 с.

5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / С.Я. Батышев. - М: Ассоциация «Профессиональное образование», 2013. – 512 с.

6. Валеева, Н.Ш. Компетенция профессионального саморазвития. Сущность и формирование у студентов : монография / Валеева Н.Ш., Фролова Ф.Ф. — Москва : Русайнс, 2019. — 119 с. — ISBN 978-5-4365-3602-6. — URL: https://book.ru/book/932786 (дата обращения: 18.11.2021). — Текст : электронный.

7. Вербицкий, А.А. Личностный и комплексный подходы в образовании: проблемы интерпретации / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. / М.: Логос, 2015. – 336 с.

8. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 446 c. — ISBN 978-5-238-02236-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/52045.html.

 

Категория: 2. Опыт внедрения инновационных технологий в образовательный процесс | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика