Понедельник, 20.05.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 2. Опыт внедрения инновационных технологий в образовательный процесс

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В РЕШЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

УДК 377.3.8

 

Рудченко Виктория Геннадьевна,

бакалавр,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

Кузнецова Елена Валерьевна,

научный руководитель,

заведующий кафедрой профессионального обучения

и бизнеса, кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Орёл

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В РЕШЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Аннотация: В данной статье описывается методика применения метода мозгового штурма в решении экономических задач. В статье описаны этапы проведения мозгового штурма, а так результативность его использования в в изучении экономических дисциплин.

Ключевые слова: мозговой штурм, метод, экономическая задача, вариант решения, профессиональное обучение.

 

 

Rudchenko Victoria Gennadievna,

bachelor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

Kuznetsova Elena Valerievna,

scientific advisor,

Head of the Department of Vocational Training

and business, candidate of pedagogical sciences,

associate professor,

FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Orel

 

THE USE OF THE BRAINSTORM METHOD IN THE SOLUTION OF TRAINING ORGANIZATIONS ON ECONOMIC PROBLEMS

 

Abstract: This article describes the methodology for applying the brainstorming method in solving economic problems. The article describes the stages of brainstorming, as well as the effectiveness of its use in the study of economic disciplines.

Keywords: brainstorming, method, economic problem, solution, vocational training.

 

Мозговой штурм- это часть мышления, мы используем ее для получения эффективных идей по решению профессиональных задач.  Данный метод очень популярен для проектных команд, когда можно вместе думать, размышлять и находить верные ответы на проблемные вопросы. Он помогает коллективу людей  развиваться  в разных направлениях, активизировать стандартное и нестандартное мышление на  фазе разработки идей. Когда команды работают в атмосфере, свободной от критики, чтобы найти реальное поле решения проблем, они с большей вероятностью дадут лишь приблизительные ответы, которые впоследствии потребуют уточнения, конкретизации, перевода в возможные пути решения. В контролируемых условиях и свободомыслящей среде команды подходят к проблеме с помощью таких средств, как вопросы “Как мы могли бы…”. Они производят огромное количество идей и устанавливают связи между ними, чтобы найти потенциальные решения.

Самый сложный аспект творческого процесса большого количества идей, это то, что их количество может коррелировать с их качеством, так как чем больше идей было выдвинуто, тем больше внимания было уделено проблеме. Обучающиеся иногда застревают на первой идее, которая приходит им в голову, и больше не задумываются над этим вопросом. Хорошая идея - это как собственность, которую вы не хотите отпускать, даже когда обмен и дальнейшее развитие идей с другим коллективом может привести к чему-то более ценному. Обучающиеся, как правило, придумывают более универсальные идеи в большем количестве, когда они еще не осознают, что им нужно попробовать и осуществить их позже.

Мозговой штурм предполагает наличие  синергии,  то есть эффект от использования этого метода превышает результативность индивидуального решения экономическим задач. Мы используем коллективное мышление для выработки потенциальных решений. Однако иметь безграничную свободу непросто. В группах интроверты могут молчать, в то время как экстраверты доминируют. Тот, кто ведет сессию, должен “контролировать” команду, чтобы обеспечить здоровую, ориентированную на решение атмосферу, в которой даже самые застенчивые участники будут говорить.

Для начала нужно рассмотреть этапы проведения мозгового штурма, которые используются повсеместно.

Первый состоит необходимости осуществить сбор группы участников. Соберите вместе тех, кто наиболее способен решить проблему. Обычно для решения проблемы экономических задач может быть собрана группа из числа студентов, обучающимся по экономическим специальностям, а так из числа тех студентов других специальностей, которые имеют подготовку по дисциплине «Экономика организации».

Второй связан с постановкой проблемы. Убедитесь, что проблема не является множественной, иначе будет сложнее найти верные формулировки для решения. Проблема должна быть сказана так, чтобы все ее поняли. Определите и закрепите согласие по всем словам. Спросите, понятно ли предложение. Если нет, проясните любой вопрос. Перед мозговым штурмом группа может провести тоже самое, чтобы определить формулировку проблемы.

Третий этап направлен на создание некритической атмосферы. В основе успешного мозгового штурма лежит создание и поддержание неформальной, некритичной, непредвзятой атмосферы. Чтобы создать такую свободную, продуктивную атмосферу для размышлений, ведущий дискуссии должен с самого начала четко дать понять, что никто не должен делать или говорить ничего негативного. Никто не может говорить ничего негативного в сторону идеи, даже взглядом показывать, что идея совсем «из рамок вон выходящая». Необходимо донести до каждого человека в группе, что небо – это предел, что нелепые, сумасбродные и даже невозможные решения приветствуются – даже ожидаются как само собой разумеющееся-наряду с более многочисленными разумными и практическими предложениями.

Четвертый этап связан с необходимостью записи каждой идеи. Для записи может использоваться микрофон на телефоне, ведь важно не запоминать всю формулировку идеи, а ее суть. Иногда могут быть использованы один два человека для записи идей группы, можно записывать на доске или записном листе.

Пятый этап направлен на мотивацию  участников к совершенствованию идеи, на так же на использование вопросов для стимулирования мышления.

После понимания поставленной задачи, участники всегда будут варианты для ее решения только лучше, поэтому, чем дольше проходит сессия, тем лучше идеи будут под ее окончание.

Лидер использует вопросы, чтобы увеличить поток вкладов. Если поток замедляется или останавливается, председатель может просто переформулировать проблему. Скорее всего, он будет задавать вопросы, например, на конференции по решению экономических задач он может задать такие вопросы: “Какой вариант все-таки подходит больше? Какой процент? Способ распределения?”

Шестой этап предполагает выбор лучших идей и признание работ участников. Хороший лидер группового обсуждения даст устное или письменное “спасибо” каждому участнику и предоставит ему копию списка идей, внесенных в ходе сессии. Лучшие идеи решения отбираются и, в дальнейшем, используются.

Для того чтобы с помощью метода мозгового штурма решить экономическую задачу не нужно полностью менять этапы классического решения проблемы. Рассмотрим два варианта задач на примере их описания, одна задача будет иметь строго один ответ, а вторая несколько ответов. Конечно, метод мозгового штурма нацелен на поиск многих решений, но один ответ также можно без труда найти командой, такой метод подходит под многие ситуации.

Первая экономическая задача имеет строго один ответ: Экономика страны находится на своем потенциальном уровне. Государственные закупки увеличились с 65 до 80 млрд. рублей. Как должны измениться налоги, чтобы сохранить уровень полной занятости, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,25?

Если не брать во внимание то, что по специальной формуле можно найти ответ, а поиск ответа осуществить группой и совсем другими вариантами решения, то можно узнать совершенно другие способы решения задачи. Например, использовать только словесные способы решения или подбором вариантов ответа, сравнивать числа или приводить другие в пример. Несмотря на то, что у решения задачи может быть только один вариант ответа, все равно даже группой, используя метод мозгового штурма, не составит труда найти верное решение задачи.

На рисунке 1 показаны этапы, которые отличны от классического метода мозгового штурма, учитывая особенности решения экономических задач.

 

" />

Рисунок 1 – Этапы решения экономических задач с использованием метода мозгового штурма

 

Из рисунка видно, что  появляется пункт «поиск точного решения для ответа», это нам подходит, так как задача имеет строго один ответ.

Рассмотрим второй пример решения экономической задачи: На вашем предприятии есть работник, который очень хорошо справляется с поставленными задачами. Свою работу он делает лучше других. Однако этот работник крайне не дружит с коллективом (хамит, иногда откровенно оскорбляет сотрудников). На этого работника постоянно поступают жалобы. Вы руководитель этого предприятия, опишите ваши действия.

В данной задаче может быть несколько вариантов ответа, так как у каждого человека будет свое видение данной проблемы, каждый по-своему хочет поступить и выбирают те варианты, которые близки только ему. Директор сессии может задавать вопросы, например, «Почему вы хотите уволить этого работника? Будет ли это целесообразно? Может это пустая трата времени?» Конечно, это не плохо, мозговой штурм и подразумевает поиск многих решений, чтобы найти одно, но самое лучшее. В этой ситуационной экономической задачи группа может осуществлять все методы из классических этапов, но так же и добавить немного новых.

Анализ результатов использования активных методов обучения, к которым и относится «мозговой штурм» показал, что они положительно влияют на результативность учебного процесса:  происходит легче освоение предметных знаний; вырабатывается умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации); происходит овладение междисциплинарными и коммуникативными умениями, а так умениями работать с информацией, представленной в различном виде; овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач; умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы.

Таким образом, использование метода мозгового штурма в решении экономических задач очень помогает найти лучшее решение или же верный вариант ответа поставленной перед группой участников проблемы, позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач., а так же формировать умение слушать и слышать других, принимать чужую точку зрения, а также видеть новые выходы из различных ситуаций.

 

 

Список литературы:

 

Кыстаубаева, К. Т. Интерактивные методы обучения на уроках информатики как одно из средств развития обучающихся [Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф.  (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – с. 272-274.

 

 

 

Категория: 2. Опыт внедрения инновационных технологий в образовательный процесс | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика