Понедельник, 20.05.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ»

УДК 371:002

 

Пимкина Лариса Михайловна,

преподаватель,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

Еракова Олеся Владимировна,

преподаватель,

Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ»

 

Аннотация: Представлено описание проектной деятельности обучающихся. Описаны этапы проектной деятельности, в которой участвовали обучающиеся. Проанализированы результаты работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, экспериментальные исследования, маркетинговые исследования, анкетирование.

 

 

Pimkina Larisa Mikhailovna,

teacher,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

 

Erakova Olesya Vladimirovna,

teacher,

Karachev branch of the FSBEI HE "Orel State University

named after I. S. Turgenev",

Russia, Karachev

 

 

PROJECT ACTIVITY AS A METHOD OF FORMING LABOR FUNCTIONS FOR STUDENTS IN THE SPECIALTY "COMPUTER SYSTEMS AND COMPLEXES"

 

Abstract: A description of the project activities of students is presented. The stages of the project activity in which the students participated are described. The results of the work are analyzed.

Keywords: research work, general cultural competencies, professional competencies, experimental research, marketing research, questionnaire.

 

Согласно ФГОС нового поколения для специальности «Компьютерные системы и комплексы», необходимыми умениями обобщенных трудовых функций будущего техника по компьютерным системам является пользование современными информационно-коммуникационными технологиями, прикладным программным обеспечением для решения профессиональных задач. В настоящее время существуют общепринятые методические установки по формированию и применению фондов оценочных средств, что позволяет осуществлять контроль за получением образовательного результата в процессе освоения программы обучения у студентов той или иной специальности.

Однако часто невозможно провести оценку уровня сформированности умений и навыков только с помощью традиционных методов контроля и инструментов. Поэтому перед преподавателями стоит проблема выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у обучающихся трудовые функции, характеризующие будущую профессиональную деятельность выпускников. Одной из педагогических методик, позволяющей это осуществить, являются проектные технологии [3].

Цель работы: вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу; анализ вклада проектной и творческой деятельности в формирование необходимых умений обобщенных трудовых функций будущего техника по компьютерным системам у обучающихся специальности «Компьютерные системы и комплексы» при изучении дисциплины «Компьютерные сети».

Объект исследования: процесс формирования необходимых умений обобщенных трудовых функций в рамках профессиональной подготовки обучающихся в сузе.

Предмет исследования: влияние проектной деятельности обучающихся на повышение качества формирования необходимых умений обобщенных трудовых функций будущего техника по компьютерным системам у обучающихся специальности «Компьютерные системы и комплексы» при изучении дисциплины «Компьютерные сети».

Основные результаты и их обсуждение. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, и, в то же время, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата деятельности [2]. Непременным условием проектной деятельности является достижение предполагаемого результата и его определенная значимость. Реализовать проектную деятельность обучающийся может в рамках своей внеаудиторной самостоятельной работы [4]. Как правило, конечным продуктом этого вида занятий является написание статьи, эссе, тезиса или выступление на научной конференции с докладом по теме своего исследования с необходимым мультимедийным сопровождением.

В 2019 – 2020и в 2020 – 2021 учебных годах на кафедре «Программирования, компьютерные системы, сети и комплексы» по специальности «Компьютерные системы и комплексы» активно участвовали в проектной деятельности, которая осуществлялась в четыре этапа:

1 этап: выбор темы учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы, исходя из заинтересованности самого обучающегося и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, которые совместно с теоретическими знаниями отражают готовность к исследовательской работе [1];

2 этап: поиск литературы и экспериментальные исследования по теме своей работы;

3 этап: оформление презентации и подготовка доклада;

4 этап: выступление с докладом по теме исследования в группах с последующим отбором лучших докладов.

В течение двух лет в проектной работе приняли участие 15 обучающихся второго - четвертого курса специальности «Компьютерные системы и комплексы». Обучающиеся, победившие по результатам голосования в секциях, представляли свои доклады на ежегодной научно-практической конференции «Неделя науки».

После конференции посредством анкет были проведены маркетинговые исследования, которые позволили выявить отношение обучающихся и преподавателей к этому виду деятельности.

Результаты анкетирования показали, что, по мнению обучающихся, основным положительным моментом проектной деятельности является то, что, выполняя ее, обучающийся:

1) воплощает имеющийся у него замысел, идею;

2) реализует свой личностный и творческий потенциал;

3) формируют у себя такие качества как целеустремленность, предприимчивость, коммуникативность, информированность;

4) осуществляет комплексный подход к решению проблемы, зачастую требующий от него интеграции знаний;

5) проявляет свои исследовательские способности;

6) демонстрирует умение грамотно и ясно выражать свои мысли и так далее.

И, действительно, одним из значимых моментов в реализации проектных технологий является процедура постановки проблемы (проблематизации), то есть выделение в проблемном поле проекта ключевой ценностной задачи. По мнению преподавателей кафедры, их роль на этом этапе сводилась к тому, чтобы помочь обучающимся увидеть в изучаемой теме некое противоречие, сформулировать на его основе свою значимую проблему и решить её. В процессе решения новой для себя проблемы каждый из участников проектной деятельности мотивирован на достижение конечного результата, значимого для него.

При этом важно, чтобы проектная деятельность, включая какие-то темы занятий, тем не менее, была выведена за пределы урочной, так как это создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении [3]. Задачей преподавателя является поиск путей применения проектных технологий, таким образом, чтобы привлечь обучающихся с различным уровнем знаний и умений, расположить их к совместной деятельности, сориентировать их на будущую профессиональную успешность.

Интересен тот факт, что чаще всего обучающиеся стремились работать в парах, что способствует активации познавательной деятельности, за счет обмена информацией между людьми путем интеллектуального, эмоционального, образного, ассоциативного общения. Происходит слияние усваиваемого общественного опыта с личным опытом, накопленным студентом.

Выводы.

1. Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, мы формируем необходимые умения обобщенных трудовых функций будущего техника по компьютерным системам, а значит, способствуем обеспечению их конкурентоспособности в соответствии с запросами будущих работодателей.

2. При использовании данного подхода мы можем объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность обучающихся, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

3. При реализации проектной и творческой деятельности обучающиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимых знания из разных информационно-коммуникационных источников, а также пользуются ранее приобретенными знаниями для решения нужных задач.

 

 

Список литературы:

 

1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004.- №11.

2. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.

3. Оськин С.В. Методические рекомендации по процедуре оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, на этапах формирования компетенций/С.В. Оськин.- КубГАУ.-Краснодар, 2014.- 34 с.

4. Оськин С.В., Пястолова И.А. Способы оценивания знаний, умений и навыков на этапах формирования компетенций/ С.В.Оськин, И.А. Пястолова // Технические и технологические системы Материалы VI международной научной конференции. 2014 С. 372-379.

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика