Понедельник, 20.05.2024, 10:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

ОСОБЕННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УДК 377:372.83

 

Ильинова Елизавета Алексеевна,

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, г. Мценск

 

ОСОБЕННОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

Аннотация: метапредметный подход предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам находить информацию о мире.

Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметность,  процесс познания, работа с текстом, метапредметные задания.

 

 

Ilinova Elizaveta Alekseevna,

teacher of the Department of General Education Disciplines

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

THE PECULIARITY OF THE META-SUBJECT APPROACH IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE «SOCIAL STUDIES»

 

Abstract: the meta-subject approach assumes that the student not only masters the knowledge system, but also masters universal methods of action and with their help will be able to find information about the world himself.

Keywords: meta-subject approach, meta-subject, cognition process, working with text, meta-subject tasks.

 

Цель: Владение навыками познавательной, учебно - исследовательской, и проектной деятельности для решения практических задач; использование основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявление причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента).

Поставленные задачи и проблемы: 1. Обеспечить усвоение учебного материала  обучающегося в обучении.  2.  Сохранить и укрепить здоровье обучающегося при организации его учебной деятельности. 3.  Обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обучающимся в ходе учебных занятий.  

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

Новые требования к профессиональной успешности. Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития. Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Роль преподавателя заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.

Одна из задач метапредметного подхода осознание себя в этом мире и развитие единой системы природа-человек-общество. Например, можно рассмотреть ситуации различных глобальных катастроф или как развитие физики повлияло на ход истории.

Умение самостоятельно работать с учебником. Одним из направлений, где  преподаватель реализуют метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская деятельность, а так же выполнение творческих работ.

Пример метапредметных заданий:

  1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
  2. «Во все времена поход в театр был праздничным событием. Дамы наряжались в лучшие вечерние платья, а их кавалеры надевали фраки и смокинги. В наши дни от публики, посещающей Большой театр, соблюдения строгого дресс-кода никто не требует.

В бешеном темпе московской жизни посетить театр чаще всего удается только после работы, не имея возможности переодеться в выходной туалет. Именно поэтому вы можете обойтись вполне демократичной формой одежды. Однако не стоит переходить границ: в  шортах мужчину в зрительный зал не пропустят, да и женщинам, на наш взгляд, логичнее примерить на себя иной наряд. Тем более что нужно быть готовым к тому, что и сейчас рядом могут оказаться люди в самых что ни на есть вечерних туалетах ».

Вопросы и задания

1.О каком виде социальных норм идет речь в тексте? Свой ответ  поясните.

2.Какие санкции предусмотрены администрацией Большого театра за невыполнение норм, упомянутых в тексте?

3.Социальные нормы могут быть описаны или зафиксированы в различных источниках — сборниках, книгах и документах. Названия некоторых из них приведены ниже.

А) «Домострой»                            Е) «Культура речи»

Б) Судебник                                   Ж) «Как вести себя в храме»

В) «Юности честное зерцало»       З) Салическая правда

Г) «Культура общения»                 И) Трудовой кодекс

Д) «Быть джентльменом»               К) Конституция РФ

Ответы и комментарии

1.Этикет. Учащийся может пояснить, что отрывок рекомендует правила поведения в театре (в частности, выбор соответствующей одежды).

2.В неподобающей одежде в зал могут не пустить. Формальные негативные.

3.Этикет: А, В, Г, Д, Е, Ж

Норма права: Б, З, И, К

 

2. О власти и свободе

 Прочитайте фрагмент из работы философа Ш.Л. Монтескье «О духе законов» и выполните задания.

« ...Когда в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.

Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя... »

Вопросы и задания

1.О каких проблемах идет речь в тексте? Выберите два верных ответа.

А) опасности соединения ветвей власти в одних руках

Б) необходимости соблюдения принципа разделения властей

В) законности власти в глазах граждан

Г) показателях легитимности власти

2.Автор называет ситуации, которые, по его мнению, нарушают свободу. Укажите эти ситуации. Проиллюстрируйте их известными из курса истории примерами.

Ответы и комментарии

1. А, Б

2. По мнению автора, нарушение свободы может быть в следующих случаях:

— соединение в одном правительственном органе законодательной и исполнительной власти

— свобода нарушена, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной

Учащийся может привести аргументы, используя знания из курса истории России (существование абсолютной монархии в России на протяжении XVIII и XlX вв.), всеобщей истории (абсолютная монархия во Франции и Австрии) и др.

 

Список литературы:

1. Воронкова И.В. Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов в «профиле учебных результатов» первоклассников. / И.В. Воронкова, К.Д.. Уляшев. – Психолого-педагогические исследования. – 2018.  - Т.10 - № 4. -  С. 44–52.

2. Крючкова Е.А. Дидактические возможности использования метапредметных заданий в курсе истории и обществознания./ Е.А. Крючкова, А.А. Коростелева. // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. 2018. – С.180-184.

3. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014–  63с.

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика