Понедельник, 20.05.2024, 11:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

МОДЕРАЦИЯ В ПРАКТИКЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

 

Рудоманенко Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук,

ФГБОУ во Карачевский филиал «Орловский государственный университета имени И.С. Тургенева»,

Россия, Карачев

 

МОДЕРАЦИЯ В ПРАКТИКЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: статья посвящена применению модерации в ДПО. Педагогические технологии модерации позволяют на всех этапах процесса обучения организовать совместную, групповую, корпоративную деятельность обучающихся на курсах повышения квалификации учителей.

Ключевые слова: модерация, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.

 

 

Rudomanenko Irina Viktorovna,

candidate of pedagogics,

FSBEI HE Karachevsky branch «Orel State University named after I. S. Turgenev»,

Russia, Karachev

 

MODERATION IN THE PRACTICE OF ADDITIONAL

PROFESSIONAL EDUCATION

 

Abstract: the article is devoted to the use of moderation in DPO. Pedagogical moderation technologies allow at all stages of the learning process to organize joint, group, corporate activities of students in teacher development courses.

Keywords: moderation, additional professional education, professional development.

 

В настоящее время развитие системы образования ведущих стран идет согласно принципу, провозглашающему непрерывное образование «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира. Создание системы непрерывного образования не является кардинально новым явлением образовательной практики, его реализацию можно успешно осуществлять на базе синтеза существующей системы повышения квалификации (в случае ее модернизации) и системы дополнительного образования с привлечением средств дистанционного образования, учитывая многолетние традиции заочного образования.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни человека и в системе его непрерывного образования, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».[2]

Сфера ДПО сориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании.

Повышение квалификации – это вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью [3].

Говоря о современном состоянии системы повышения квалификации работников образования, необходимо отметить, что она постоянно находится в процессе модернизации и реформирования своих программ и методов, выявления перспективных направлений дополнительного профессионального образования, а также контингента слушателей, заинтересованных в ее услугах. Это обусловлено тем, что, во-первых, она должна чутко и быстро реагировать на образовательные запросы современного социально-экономического сектора, который формирует в настоящее время спрос на образовательные услуги учреждений ДПО, в том числе института повышения квалификации; а во-вторых, усилением конкурентной борьбы на рынке услуг дополнительного образования.

К числу инновационных форм и методов повышения квалификации работников образования относятся: очная форма обучения с применением современных информационно-коммуникационных технологий, дистанционная форма обучение, педагогическое проектирование, блочно-модульное обучение, игровые технологии обучения, модерация.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблемам образования взрослых и повышения квалификации показал, что понятие «модерация» используется в нескольких значениях: 1) как форма повышения квалификации; 2) как совокупность методов для организации работы со слушателями; 3) как технология обучения; 4) как дидактический метод. Модерация достаточно широко распространена в европейских странах и используется в системе государственного повышения квалификации, практике внутришкольного повышения квалификации педагогов, управленческой деятельности руководителей школ. [1].

Данная форма организации обучения взрослых достаточно сложна, она обеспечивает обучение на трех уровнях: 1) предметный (содержательный) уровень; 2) уровень переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе).

Модерация — это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

Методы модерации предполагают личную ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в повседневную деятельность. Модерация развивает умение самостоятельно решать проблемы, способность к ведению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений.

В повышении квалификации модерация предполагает наличие необходимых для этого компетенций, которые могут быть освоены и усовершенствованы каждым модератором (наставником, руководителем) в соответствии с его индивидуальными личностными особенностями.

Дополнительное профессиональное образование как процесс взаимодействия взрослых среди взрослых всегда характеризуется многообразием стилей профессионально поведения модераторов и их индивидуальными предпочтениями в выборе тех или иных форм обучения.

Опыт проведения модерационных семинаров позволил выделить ряд трудностей при использовании этой технологии в повышении квалификации педагогов [1]:

  • инертность слушателей;
  • большое количество участников;
  • проблема мотивации на активную деятельность;
  • отсутствие необходимого технического оснащения (технические средства обучения, «чемоданчик модератора» и др.);
  • сложность технологической подготовки (оформление карточек, плакатов, продумывание различных процедур и т.п.);
  • сложность в разведении роли модератора и эксперта по содержанию;

- разрешение возникающих конфликтов в микрогруппах и группе.

 

 

Список литературы:

 

  1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текс] / Т.С Панина, Л.Н. Вавилова.– М.: «Академия», 2008 – 176 с.
  2. Педагогика профессионального образования [Текс] / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2008, –368.с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь [Текс] / Под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.

 

 

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика