Понедельник, 20.05.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

УДК  37.01:372

 

Музалева Ирина Алексеевна,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, г. Мценск

 

Печникова Ирина Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, г. Мценск

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация: Новый стандарт общего профессионального образования прописывает условия к метапредметным результатам обучения. Метапредметные результаты прописаны в рабочих программах по всем дисциплинам. Через метапредметные задания обучающиеся познают структуру предметных действительностей, учатся находить взаимодействие между науками. Метапредметный подход должен осуществляться вместе с предметным обучением.

Ключевая слова: метапредметные результаты, метапредметные задания.

 

 

Muzaleva Irina Alekseevna,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

Pechnikova Irina Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

THE USE OF THE META-DISCIPLINARY APPROACH IN THE STUDY OF GENERAL EDUCATIONAL DISCIPLINE

 

Abstrakt: The new standard of general professional vocational education prescribes the results of meta-disciplinary learning. The meta-disciplinary results are, prescribed in the work programs for all disciplines. Through meta-disciplinary tasks students learn the structure of subject realities, learn to find relationship between sciences. The meta-disciplinary approach should be carried out simultaneously with the subject learning.

Keywords: meta-disciplinary results, meta-disciplinary tasks.

 

Метапредметы – это явление в современном  образовании.

При реализации программ по новым стандартам общего профессионального образования в виде нового методологического подхода прописаны условия  к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предусматривает трансляцию метапредметных технологий  на непосредственные  предметные задания. Получаемые  знания не просто запоминаются, а осмысляются для дальнейшего  употребления. Обучающиеся познают структуру  предметных действительностей. Метапредметные технологии позволяют увидеть, какие термины  представляют данную науку, учатся находить   взаимоотношения между ними, пытаются осмыслить на каком уровне находится развитие определенной науки, а какие еще предстоит. Метапредметный подход должен осуществляться вместе с  предметным обучением. Он дает возможность понимания в предметных знаниях того, что ранее было  невозможно. Применение метапредметных технологий ведет за собой повышение уровня интеллекта, освоение самого предмета. Требует от преподавателей повышение педагогического мастерства. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Перед современным образованием стоит задача - формирование УУД

 (универсальных учебных действий), способствующих  формированию у обучающихся умения учиться, саморазвиваться и совершенствоваваться. Уровень освоения материала определяется многообразием и характером видов УУД. УУД подразделяются на виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные.

Педагогическая практика показывает, что результативность освоения знаний  связана с мотивацией учения, которая зависит от того на сколько обучающиеся понимают значимость знаний. Преподаватель при подготовке к занятиям должен в первую очередь использовать такие виды  деятельности обучающихся, которые бы описывали  жизненные ситуации.

Умение работать  со справочными материалами - эффективное средство для достижению планируемых метапредметных результатов. Регулярная работа  со справочной литературой  формирует у обучающихся информационные познавательные УУД. Найти нужный  закон или понятие помогают, например, имеющиеся в конце учебной литературы словари, предметные указатели и т.д.

При работе на уроке необходимо использовать и энциклопедические издания, а также поиск нужной информации в сети Интернет.

При выполнения метапредметных действий  у обучающегося закрепляются сформированные ранее универсальные учебные действия, которые помогут ему  не только при изучении специальных дисциплин, но и в решении  житейских проблем. Становиться важным понимание обучающимися, для чего они осваивают данные метопредметные знания, где и как смогут эти знания применить. 

На основе описанной выше метапредметной интеграции строится учебное метапредметное занятие по следующей схеме – пять слагаемых занятия.

Первое. Выбираем метапредметную область и метапредметную тему.

Второе. Выбираем способ деятельности.

Третье. Усиливаем и углубляем знания  обучающихся при изучении предметного материала.

Четвёртое. Формируем  базовую способность у обучающихся во время учебного занятия.

Пятое. Преподаватель должен быть готов к импровизации.

Цель введения  метапредметного подхода на занятиях заключается в том, чтобы уменьшить оторванность учебных дисциплин друг от друга.

Рассмотрим выполнение  метапредметных  заданий при изучении дисциплины «Русский язык».  На занятиях  по развитию речи преподаватель часто предлагает обучающимся выступить с устным сообщением на заданную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение о Столыпинских реформах. С этой целью обучающийся обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Он также может дополнить свое выступления презентацией, в которой отражено творчество знаменитых художников 19 века.  В процессе подготовки к уроку обучающему необходимо найти материал, изучить тексты художественной литературы, обозначив в них нужную историческую справку. Выполняя эту работу обучающиеся получают знания и умения, которые являются универсальными. Приобретенные навыки и умения пригодятся обучающимся, когда они продолжат свою профессиональную деятельность. 

Самое трудное для преподавателя – поменять свою роль на занятиях, научить обучающихся «учиться», не просто излагать материал, а подводить ребят самих  к познанию нового.

Изучение  физики позволяет  формировать ключевые метапредметные компетенции обучающихся, т.е. применение метапредметности.

При  изучении физики выделяют  три основные задачи:

- освоение физических понятий и терминов;

- умение работать с формулами;

- умение прогнозировать результат в предлагаемых условиях.

Выделяют занятия по физике с метапредметным подходом двух типов:

  1. Занятия с использованием знаний, получаемых на других предметах (химии, математике, географии и т.д.). Такие знания  используются в виде опорных или для  углубления, расширения и закрепления полученных знаний.
  1. Обобщающие занятия. Они позволяют систематизировать  полученные знания и навыки.

Новый стандарт образования способствует внедрению свежих идей и новых творческих находок. Не стоит отказываться от прежних методов работы. Необходимо можно  применять вместе с передовыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

 

 

Список литературы:

  1. Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс]. URL: http://1314.ru/node/24 (дата обращения: 15.10.2014).
  2. Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.susu.ru/ ped/article/view/484 (дата обращения: 01.12. 2015).
  3. Павловец В. И. Внедрение прогрессивных технологий обучения как важный фактор повышения качества высшего образования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (90). С. 78-80.
  4. Пупышева Е. Л., Родионова А. П. Метапредметный подход на уроках русского языка: практико-ориентированный аспект // Елабужские филологические чтения: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. с Междунар. участием (Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 28 октября - 2 ноября 2015 г.). Казань: Центр инновационных технологий, 2015. С. 98-102.
  5. Ратикова И. Н. Метапредметный подход: теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/pdf/1597.pdf (дата обращения: 30.11.2015).
  6. Файн Т. А. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении: методические рекомендации. Биробиджан: ОблИПКПР, 2014. 32 с.

 

 

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика