Четверг, 09.05.2024, 18:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО К РОСТУ АБИТУРИЕНТОВ

УДК 377.5

 

Смагина Ирина Николаевна,

преподаватель,

Ливенского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева,

г. Ливны

 

ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО

К РОСТУ АБИТУРИЕНТОВ

 

Аннотация: Актуальность исследования данной проблемы обусловлена ростом нагрузки на систему среднего профессионального образования (СПО), а именно увеличением численности выпускников 9-х и 11-х классов, выбирающих после школы данный уровень образования. Целью статьи стало исследование проблем и рисков как последствий роста контингента поступающих для системы СПО. Представленные в статье материалы могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для оценки динамики показателей развития и оценки результативности системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, качество образования, образовательная миграция, абитуриент.

 

 

Smagina Irina Nikolaevna,

teacher,

Livny branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Livny

 

READINESS OF SPE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE GROWTH OF APPLICANTS

 

Resume: The relevance of the study of this problem is due to the increase in the load on the system of secondary vocational education (SVE), namely, the increase in the number of graduates of the 9th and 11th grades who choose this level of education after school. The purpose of the article was to study the problems and risks as the consequences of the growth of the contingent of applicants for the vocational education system. The materials presented in the article can be used by the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation to assess the dynamics of development indicators and assess the effectiveness of the secondary vocational education system.

Key words: secondary vocational education, quality of education, educational migration, applicant.

 

Введение

 


В стране с каждым годом растет спрос на среднее профессиональное образование. Динамика прироста обучающихся в профессиональные образовательные организации наблюдается с 2014 г. Об этом в своих выступлениях говорил Д. Глушко [1]. Это также отмечено в ряде региональных изданий [2-6]. Действительно, расчетные показатели на основе статистических данных, представленных на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации, а именно: анализ статистических форм СПО [7] за 2014-2020 гг. позволяет утверждать, что с 2014 г. спрос на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) неуклонно рос и в 2020 г. превысил количество желающих продолжить обучение в вузе (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика приема студентов по уровням профессионального образования, тыс. чел.

 

Средний ежегодный прирост поступающих на ППССЗ составляет 5%, поэтому можно говорить о том, что в ближайшие годы по программам подготовки СПО ожидается увеличение численности поступающих от 45 до 72 тыс. человек.

Снижение качества обучения школьников, связанное с переходом на дистанционные формы обучения в период пандемии [8], а также отмена ЕГЭ в 2020 и 2021 гг. для одиннадцатиклассников, не планирующих поступать в вузы [9], привела к еще большему притоку желающих обучаться в профессиональных образовательных организациях. Среднее профессиональное образование уже не является вариантом для троечников, конкурс в ПОО в 2020 г. вырос настолько, что средний балл во многих образовательных организациях был не ниже 4,0 [10], а конкурс достигал 12 человек на место [11]. В настоящее время начинает формироваться категория родителей, считающих выбор СПО лучшим решением для их детей.

Прогнозируемый Росстатом рост численности молодежи в возрасте 15-18 лет к 2031 г. на 1,79 млн человек [12] даже при фиксированном проценте прироста поступивших в СПО приведет к тому, что система не сможет выдержать дополнительную нагрузку.

В качестве основных методов исследования использовались метод анализа исходных статистических и полученных производных (расчетных) данных, метод сопоставительных исследований, метод сравнения и обобщения полученных результатов.

Источниками информации для расчета и анализа стали данные из форм статистического наблюдения - данные государственных агрегаторов статистических данных, находящихся в открытом доступе.

Для наглядного представления полученные результаты отображались в виде таблиц и диаграмм (рисунки 1-5).

Перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование, по данным социологического исследования Министерства просвещения Российской Федерации, связано, с одной стороны, с ростом популярности среднего профессионального образования, а именно присоединением Российской Федерации в 2012 г. к международному движению WorldSkills и возможностью участвовать в международных соревнованиях, с другой - стагнацией реальных доходов россиян. Статистика показывает, что если с 2000 г. реальные доходы населения росли и находились на уровне примерно 10% к предыдущему году, то с 2014 г. они стали падать, что тоже могло отразиться на отсутствии финансовой возможности семей для подготовки к поступлению и обучению ребенка в вузе. Молодежь, проживающая в семьях с невысоким доходом, сосредоточена в большей степени на получении материальной выгоды в ближайшем будущем, стимулом получения СПО для них становится стремление к быстрому трудоустройству и финансовой самостоятельности

Социологический опрос выпускников профессиональных образовательных организаций показал, что большая часть молодежи проживала, по их мнению, в семьях с низким уровнем ресурсообеспеченности (66,1 % опрошенных). Под ресурсообеспеченностью в исследовании подразумевался интегральный показатель, включающий социальный статус и образование родителей, а также финансовое положение семей. К домохозяйствам с высоким уровнем обеспеченности себя может отнесли только 3 % молодежи. Поэтому основным мотивом перехода «школа - СПО» стало желание раньше начать работать (51,4%), получить специальность, с которой легко найти работу (22.6 %) и недостаток денег для подготовки в вуз (24,7 %).

Негативные влияния пандемии продолжат тенденцию увеличения численности молодежи желающих обучаться в системе СПО, хотя уже сегодня можно видеть, что нагрузка на систему растет, и в этих условиях сложно говорить о доступности среднего профессионального образования. Происходящие изменения, связанные с повышением у молодежи интереса к обучению в системе СПО по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), представлены на рисунках, показывающих динамику изменения контингента поступающих после 9-го (рисунок 2) и 11-го классов (рисунок 3).

 

Рисунок 2 - Динамика прироста абитуриентов в СПО после 9-го класса, %


Рисунок 3 - Динамика прироста абитуриентов в СПО после 11-го класса, %

 

 

Число поданных заявлений на ППССЗ выросло в 2021 г. практически в 2 раза по сравнению с 2014 г. для поступающих после 9-го класса и с 51,6 % до 92,3 % для поступающих после 11-го класса. Это говорит о том, что одиннадцатиклассники все больше склоняются к решению обучаться в СПО. Об этом говорит и рост доли принятых выпускников 11-х классов на ППССЗ - если в 2014 г. их доля составляла 32,5%, то в 2020 г. этот показатель уже был равен 37,3 %.

Важен факт того, что доля принятых выпускников 9-х и 11-х классов от общей численности, подавших заявление на ППССЗ, неуклонно падает, что говорит о недостаточном количестве контрольных цифр приема, утверждаемых региональными органами управления образованием. Расчетные показатели на основе статистической формы СПО говорят о том, что за три года с 2018-го прием на программы подготовки специалистов среднего звена на договорной основе после 11-го класса вырос в 64 субъектах, а после 9-го - в 83 субъектах Российской Федерации [6; 8].

Система СПО сегодня не готова к возросшему потоку абитуриентов, нагрузка на систему слишком велика. Проблема усугубляется еще и тем, что в профессиональные образовательные организации испытывают дефицит кадров - в образовательных организациях остаются открытыми более 750 вакансий педагогов и 1286 вакансий мастеров производственного обучения [14]. Ограниченные возможности государственных образовательных организаций, реализующих программы СПО, уже приводят к тому, что наблюдается тенденция роста поступающих в негосударственные образовательные организации СПО (рисунок 4).

Рисунок 4 - Динамика поступления в образовательные организации СПО по годам, %

 

Необходимо сказать об обеспеченности образовательных организаций кадрами. Согласно статистическим данным 2021 г. на одного преподавателя в государственных образовательных организаций СПО приходится 22,5 обучающегося, а в негосударственных - на одного преподавателя приходится уже 40,9 обучающегося. Конечно, это не может не отразиться на качестве образования [8].

Дополнительная нагрузка на региональные системы среднего профессионального образования также приводит к росту образовательной миграции молодежи (рисунок 5).


Рисунок 5 - Доля поступивших из других регионов в общем приеме в ПОО данного региона (на примере ЦФО), %

 

 

На примере Центрального федерального округа (ЦФО) хорошо видна образовательная миграция молодежи в регионы, которые, по их мнению, являются привлекательными с точки зрения дальнейшего трудоустройства, а также наличия в образовательных организациях региона набора по интересующей профессии/специальности и возможности поступить на бюджетной основе.

Среднее профессиональное образование становится новым трендом, оставив позади по численности принятых в 2020 г. высшее образование. Уходить после 9-го класса из школы в систему СПО, а последние несколько лет и после 11-го класса становится нормой как для молодежи, так и для их родителей. Система среднего профобразования не готова к такому массированному и быстрому наращиванию контингента. Нехватка преподавателей и мастеров производственного обучения, не соответствующая материально-техническая база (только 34,2% используемого в процессе обучения оборудования не старше 5 лет) [15], низкая заинтересованность предприятий готовых инвестировать в развитие материально-технической базы и повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения не позволяет решить проблему доступности бесплатного среднего профессионального образования, и, как следствие, в ближайшие годы будет продолжать расти доля поступающих в негосударственные образовательные организации СПО, что связано с возможностью получить востребованную специальность в образовательной организации СПО за меньшие деньги, чем в вузе.

Тенденция роста численности абитуриентов в профессиональные образовательные организации в настоящее время и ближайшем будущем требует от системы СПО ответа на новые вызовы, среди которых можно назвать ожидаемый рост численности молодежи в возрасте 15-18 лет, что приведет к росту численности обучающихся и увеличению нагрузки на всю образовательную инфраструктуру даже при сохранении тенденции приема в образовательные организации СПО. В условиях ограниченности ресурсов региональным системам СПО очень сложно поддерживать необходимый уровень качества подготовки кадров.

 

 

Список литературы:

 

1.      Дмитрий Глушко: «Мы наблюдаем устойчивый спрос на программы среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/ dmitrii-glushko-my-nabliudaem-ustoichivyi-spros-na-programmy- srednego-professionalnogo-obrazovaniia (дата обращения: 15.12.2021).

2.      В пользу навыков: у молодежи растет спрос на профессиональное образование [Электронный ресурс]. URL: https:// iz.ru/1068699/marta-iitvinova/v-polzu-navykov-u-molodezhi- rastet-spros-na-professiona!noe-obrazovanie (дата обращения: 15.12.2021)         .

3.      Фрумгарц, А. Порядка 60 % выпускников девятых клас¬сов поступают в колледжи и техникумы [Электрон¬ный ресурс]. URL: https://vesti-omsk.ru/news/education/ porjadka-60-vypusknikov-devjatyh-klassov-postupajut-v kolledzhi-i-tehnikumy/ (дата обращения: 14.05.2021).

4.      51 процент выпускников девятых классов уходит в колледжи и техникумы [Электронный ресурс]. URL: https://mgazeta. com/artic!es/vazhno/2017—07—1 1/51-protsent-vypusknikov- devyatyh-klassov-uhodit-v-kolledzhi-i-tehnikumy-1039816 (дата обращения: 15.12.2021).

5.      Седова А. В 2018 году число ушедших в колледжи 9-класс- ников впервые превысило 50 % [Электронный ресурс]. URL: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20181207-V-2018-godu- chislo-ushedshih-v-kolledzhi-9-klassnikov-vpervye-prevysilo-50 (дата обращения: 15.12.2021).

6.      Сводная форма образовательных организаций «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 15.12.2021) .

7.      Из-за COVID-19 поступать в вузы в 2021 году намерены гораздо меньше выпускников школ [Электронный ресурс]. URL: https://1line.info/news/social/obrazovanie/ iz-za-covid-19-postupat-v-vuzy-v-2021 -godu-namereny-gorazdo- menshe-vypusknikov-shkol.html (дата обращения: 15.12.2021).

8.      Сводная форма СПО «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://edu. gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 15.12.2021).

9.      Потери в обучении из-за пандемии covid-19: прогнозирование и поиск способов компенсации / Р. С. Звягинцев, Ю. Д. Керша, С. Г Косарецкий, И. Д. Фрумин [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_lost.

10.    Объявлены изменения порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ press/3285/obyavleny-izmeneniya-poryadka-provedeniya-ege-i- gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-vypusknikov-9-i-11 -kiassov- v-2021-godu/ (дата обращения: 15.12.2021).

11.    Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров, 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://indicators. miccedu.ru/monitoring/?m=spo (дата обращения: 15.12.2021).

12.    Власти Петербурга анонсировали создание уникального «суперколледжа» [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru/spb_sz/10/07/2021/60e3f6139a79477c3405ab82.

13.    Демография [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/12781 (дата обращения: 15.12.2021).

14.    Работа в Москве, поиск персонала и публикация вакансий [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru (дата обращения: 15.12.2021) .

15.    Сводная форма СПО «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/ statistics/ (дата обращения: 15.12.2021).

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика