Понедельник, 20.05.2024, 09:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС

УДК  377. 6:377.121

Коссова Любовь Алексеевна,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, г. Мценск

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС

 

Аннотация:  Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции. В данной статье рассмотрены пути совершенствования инструментов оценки качества и освоения программ СПО. 2017 год дал развитие двум инструментам решения проблемы оценки знаний и умений обучающихся и оценки их профессиональных компетенций: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации (демонстрационный экзамен по модели WSR).

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование,  обучающийся, преподаватель, специалист, движение WorldSkills Russia, образовательный процесс,  конкурентоспособный, рынок труда, демонстрационный экзамен по модели WSR.

 

 

Kossova Lyubov Alekseevna,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

DEMONSTRATION EXAM AS A NEW FORMAT FOR SUMMING UP THE RESULTS OF TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

 

Annotation. Employers are often distrustful of the documents that students bring upon completion of a secondary vocational or higher education program. Most often, theses are abstract in nature and do not allow assessing professional competencies. This article discusses ways to improve the tools for assessing the quality and mastering the programs of SPO. 2017 gave development to two tools for solving the problem of assessing the knowledge and skills of students and assessing their professional competencies: the WorldSkills Russia competitive movement and independent qualification assessment (a demonstration exam based on the WSR model).

Keywords: education, secondary vocational education, student, teacher, specialist, WorldSkills Russia movement, educational process, competitive, labor market, demonstration exam on the WSR model.

 

Совершенствование системы подготовки кадров - одна из основополагающих задач, стоящих перед профессиональными образовательными организациями. Актуальность этой задачи возрастает с развитием высокотехнологичных современных специальностей. Современное профессиональное образование, отвечая на требование времени по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена меняет свои подходы не только к процессу обучения, но и к формам оценки готовности выпускника к самостоятельной трудовой деятельности.

 Одним из лучших способов продемонстрировать владение выпускником профессиональными и общими компетенциями является решение практических производственных задач в условиях демонстрационного экзамена, особенно если такими задачами являются модули чемпионатов WorldSkillsRussia, требующие от выпускника действительно высокой квалификации.

Форма экзамена - демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Принципы:

- трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;

- независимость экзамена от способа подготовки соискателя;

- индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:
- квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;

- промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;

- практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется Союзом «Молодые профессионалы».

Для образовательных учреждений проведение демонстрационного экзамена на основе стандартов WSR – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WSR без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WorldSkillsRussia – сертификат, который возможность внести результаты в систему CIS (CompetitionInformationSystem).

09-10 июня 2021 года на аккредитованной площадке Мценского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева прошел демонстрационный экзамен по компетенции "Бухгалтерский учет". Демонстрационный экзамен проводился в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся группы Б-3-360 по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В течение 6 часов студенты выполняли комплексное задание, состоящее из двух модулей, моделирующих производственную ситуацию. Задания разработаны на основе профессиональных стандартов и с учётом оценочных материалов, разработанных союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

· Модуль 1 "Текущий учет хозяйственный операций и группировка данных";

· Модуль 2 "Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее анализ".

Оценивали результаты работы независимые эксперты.

Все студенты справились с заданием демонстрационного экзамена и получили паспорт компетенций (Skills Passport), подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс.

В 2021-2022 учебном году впервые будут участвовать в демонстрационном экзамене обучающихся специальностей ТОП-50 компетенциям: «Администрирование отеля», «Веб-дизайн»,

Однако проведение демонстрационного экзамена по стандартам  WS для образовательного учреждения  имеет и свои сложности.  А именно:

- необходимость наличия современного технологического оборудования, позволяющего выполнить задание, приближенное к производственному в количестве, обеспечивающем выполнение задания всей группы обучающихся в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;

- разработка контрольно-измерительных материалов для проведения демонстрационного экзамена, позволяющих объективно оценить достижения обучающихся;

- наличие достаточного количества экспертов способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур;

- наличие базовых площадок для проведения квалификационных испытаний (учебно-производственные мастерские образовательного учреждения, либо производственные площадки предприятий – социальных партнеров);

- формирование апелляционной комиссии из экспертов по компетенциям для решения спорных вопросов.

Как преподаватель профессионального цикла, я, конечно же, приветствую внедрение демонстрационного экзамена в качестве ГИА в профессиональных образовательных учреждениях. Выпускникам выгодно проходить аттестацию в виде демонстрационного экзамена: так они получают возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с международными стандартами. Выпускники знают: все те, кто удачно сдаст сегодняшний демонстрационный экзамен, обязательно получают сертификаты, которые завтра помогут им обрести определённую профессиональную значимость, определённую ценность. И вот тут возникает резонный вопрос: «А что будет с теми выпускниками, кто этот экзамен не сдаст?». Не все обучающиеся, которые достойно демонстрируют овладение технологией и приемами выполнения практических заданий в соответствии с образовательной программой СПО, могут выполнить задание олимпиадного уровня. Нередко сдача экзамена является не столько проверкой профессиональных умений студента, сколько мощным психологическим испытанием. Многие переживают очень сильное волнение, страх перед возможным провалом. Но, даже хорошо владея профессиональными навыками, можно плохо сдать экзамен по причине большого волнения, нервозности. Любой экзамен – это стресс, и человеческий фактор имеет место быть.

Движение WorldSkills для профессиональных образовательных организаций является мощным инструментом подготовки специалистов, развития образовательных программ. Сотрудничество с организациями поможет образовательным организациям обновить образовательные программы для организации процесса обучения и производственной практики на базе организаций. Преподаватели и мастера при подготовке к демонстрационному экзамену пройдут стажировку на рабочем месте в реальных условиях организации, получат возможность повысить квалификацию вместе с работниками организаций и продемонстрировать свои компетенции в реальных условиях производственной деятельности.

Использование возможностей движения WorldSkills  в образовательном процессе, в том числе, при проведении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена может позволить существенно изменить качество профессионального образования, поднять его престиж у молодежи.

 

 

Список литературы:

 

1. Золотарева, Н.М. Присоединение России к WorldSkillsInternational / Н. М. Золотарева. – Текст : электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013 . – ISBN 978-5-982766- 693-9. –  С. 19-22 – URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international (дата обращения: 20.11.2021).

2. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах РФ подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. – Текст : электронный.- 78с. http://www.chirpo.ru/files/.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

3. ФГОС ТОП 50: официальный сайт. – Москва. – URL: http://www.edustandart.ru/top-50  (дата обращения: 20.11.2021). – Текст :  электронный.

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика