Понедельник, 20.05.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЦЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ ОГУ имени И.С. ТУРГЕНЕВА

УДК  377. 5 (470.319)

 

Марченкова Ирина Анатольевна,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»,

Россия, г. Мценск

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЦЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ

ОГУ имени И.С. ТУРГЕНЕВА

 

Аннотация:  В данной статье рассмотрены актуальные проблемы развития профессионального образования, как в России, так и в Мценском филиале. Профессиональное образование в России является исторически сложившейся системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. В настоящее время в России происходит развитие профессионального образования. Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес обучающихся к среднему профессиональному образованию - в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование,  обучающийся, преподаватель, специалист, Россия, образовательный процесс, профессия, конкурентоспособный, рынок труда, профессия.

 

 

Marchenkova Irina Anatolyevna,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

ACTUAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE MTSENSK BRANCH OF THE I.S. TURGENEV OSU

 

Annotation: This article discusses the current problems of the development of vocational education,  both in Russia and in the Mtsensk branch. Vocational education in Russia is a historically established system of training employees for all types of production, social sectors, service activities. Currently, professional education is developing in Russia. An urgent problem of vocational education today is the insufficient interest of students in secondary vocational education - in modern Russian society, the prestige of the working profession has been lost.

Keywords: education, secondary vocational education, student, teacher, specialist, Russia, educational process, profession, competitive, labor market, profession.

Профессиональное образование в России является исторически сложившейся системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.

Сегодня среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом. В то же время, новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества [3].

Однако современному профессиональному образованию присущ ряд актуальных проблем, которые охватывают весь воспитательно-образовательный процесс в новых социально – экономических условиях. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес обучающихся к среднему профессиональному образованию - в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные специалисты, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Такого специалиста надо еще воспитать и обучить. С точки зрения преподавателей, соответствующий потребностям современного общества специалист должен иметь свой собственный взгляд на происходящее в профессиональной сфере; проявлять готовность к творчеству и быть способным перейти к активному восприятию нового. Это и станет алгоритмом профессионального самосовершенствования.

Не менее актуальной проблемой является слабое финансирование материально-технической базы организаций профессионального образования, оборудование мастерских уже многие годы не соответствует новейшим технологиям, используемым на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся [1].

В настоящее время отсутствует оперативная и унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая планировать объём и профиль подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с организациями сегодня являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя с перспективой ориентирования не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли. 

В настоящее время в России происходит развитие профессионального образования. Число лиц, желающих получить профессиональное образование, с каждым годом растет. Однако возникают проблемы профессионального образования в России в современной системе образования. Одной из проблем профессионального Российского образования является качество обучения. Поэтому нужно повышать уровень качества при получении образования, необходимо повышать и квалификацию. Решением этой проблемы является многоуровневая система образования, которая позволяла бы осуществлять перемещения горизонтально и вертикально, и взаимодействовала бы с программами по высшему образованию. Также обучающиеся должны иметь возможность получить непрерывное образование.

Основные проблемы профессионального образования в России следующие:

1. Проблемы повышения качества получения образования;

2. Преподавателям постоянно приходится совершенствоваться, изучать новые технологии, особенно это связано с развитием новых информационных технологий;

3. Преподавателям в настоящее время приходится решать вопросы, связанные с интеграцией знаний, умений и навыков в различных областях науки, техники, производства [2].

Если вспомнить историю Мценский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева имеют полувековую историю. Сейчас Мценский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева - первое учебное учреждение подготавливающая кадры высшего и среднего образования в городе Мценске и Мценском районе. В Мценском филиале обучается около 466 человек, по очной и очно- заочной форме обучения. По различным специальностям и направлениям, включая специальности среднего профессионального образования ТОР-50. В учебном заведении многоуровневое образование, в структуру филиала вошла Гимназия, что позволяет, получив основное общее или среднее общее образование поступить на специальности СПО или на направления ВО.

В Мценском филиале ОГУ им. И.С.Тургенева разработана технология управления качеством образования,  включающая системные компоненты мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся, определяющих их профессиональную компетентность. Каждая кафедра в Мценском филиале, а их 4 кафедры в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами  по специальностям разрабатывает системный перечень компетенций по дисциплинам, овладение которыми способствует формированию профессиональной компетентности будущего выпускника.

Обучение по специальности 43.02.14 Гостиничное дело в Мценском филиале ОГУ им. И.С.Тургенева проходит с овладения практических навыков при работе с автоматизированной профессиональной программы, которая в дальнейшем пригодиться выпускнику в его непосредственной работе в должности администратора гостиницы. 

Также учебный процесс построен таким образом, что каждый обучающийся смог изучить два иностранных языка, так как  в современном мире в эпоху развития прогрессивных технологий квалифицированный специалист должен быть коммуникабельным во всем, а знание иностранного языка – это большой плюс.  

На кафедре общеобразовательных дисциплин все преподаватели специальных дисциплин по специальности 43.02.14 Гостиничное дело стремиться подготовить молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться  в быстро меняющихся производственных условиях.

Ведь существует много рабочих  мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно среднего профессионального образования, которое формирует у будущего работника универсальные деловые способности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.)

Специальные же знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительной подготовки. Поэтому в современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике, где выпускник системы профессионального образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно более широкий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тем большими шансами трудоустройства он будет обладать.  Безусловно, в самом профессиональном образовании произошли значительные сдвиги.

Более того, экономическая  перестройка, ликвидация многих предприятий  остро поставили  проблему непрерывного профессионального образования, концентрации переподготовки высвобождающегося  и незанятого населения в учреждениях  начального и среднего профессионального  образования. И если раньше у работника  был шанс прожить всю трудовую биографию в рамках однажды выбранной  профессии, то теперь типичными  стали  внутри - и межпрофессиональная мобильность, доучивание и переучивание, повышение квалификации.

Степень  ориентированности  профессионального  образования на рынок труда становится ключевым показателем его эффективности  и качества подготовки. Ориентированность  на рынок труда реализуется через  систематизированное взаимодействие образования и работодателей  и формализуется в виде требований к выпускникам.

Осуществляется введение мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании. Активно создается система прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в контексте специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.

Таким образом, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы образования, её переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

 

 

Список литературы:

 

1. Бессонов, Б. Н.  Философия и история образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 354 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4653-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/383724 (дата обращения: 16.10.2021).

2. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения: 04.10.2021).

3. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00417-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450702 (дата обращения: 16.10.2021).

4. Спиридонова, Е. А.  Управление инновациями : учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06608-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455349 (дата обращения: 16.10.2021).

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика