Понедельник, 20.05.2024, 08:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы4 » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

УДК 377

 

Кузин Виталий Владимирович,

преподаватель,

Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева»,

Россия, Мценск

 

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

 

Аннотация: при реализации программ профессионального образования большую роль играет качество проведения семинарских занятий, в связи с этим в данной статье рассматриваются несколько видов активных форм проведения семинаров, описаны их особенности и преимущества

Ключевые слова: активные формы семинарских занятий, игровые методы подачи материала, дискуссии, семинар с элементами проблемности, семинар с использованием конкретных ситуаций, сократовское обучение, мозговой штурм, круглый стол

 

 

Kuzin Vitaly Vladimirovich,

teacher,

Mtsensk branch of the FSBEI HE "Orel State University named after I. S. Turgenev",

Russia, Mtsensk

 

ACTIVE FORMS OF SEMINAR SESSIONS, PECULIARITIES OF THEIR HOLDING

 

Abstract: in the implementation of vocational education programs, the quality of conducting seminars plays an important role, in this regard, this article considers several types of active forms of holding seminars, describes their features and advantages

Keywords: active forms of seminars, game methods of material submission, discussions, seminar with problem elements, seminar using specific situations, Socrates training, brainstorming, round table

 

Семинар (от латинского «seminarium») является одним из основных методов обсуждения учебного материала. Семинары проводят с целью привить обучающимся навыки самостоятельного анализа и поиска учебной информации. С помощью семинаров формируется и развивается научное мышление, умение активного участия в творческой дискуссии, умение делать правильные выводы, аргументировать и отстаивать свое мнение [1].

В последние годы педагогическая практика доказывает, что традиционные формы семинара утратили свою активность и актуальность по причине однообразия и недостатка взаимодействия обучающихся [2]. Единственный путь решения этой проблемы – внедрение нетрадиционных форм организации семинарских занятий. Это значит, что на семинарах необходимо отходить от простого запоминания и изложения полученной информации и вводить элементы проблемности, которые основаны на вскрытии и разрешении самых разных противоречий, затрагивающих тему занятия [3].

В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть особенности и сущность организации некоторых видов семинарских занятий, активно используемых в учебных заведениях нашей страны.

Семинар с элементами проблемности

На семинарах такого вида проблемные ситуации, подобранные преподавателем, побуждают обучающихся самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и активно при этом рассуждать.

В структуре данного семинара выделяют следующие элементы: учебная проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос. При выстраивании занятия преподаватель объединяет эти элементы так, чтобы привлечь внимание аудитории, активизировать совместный поиск решения. Вопросы, рассматриваемые на семинаре, могут быть поставлены игровым методом подачи. В его основе лежит реальная ситуация, отражающая будущую профессию обучающихся [4].

По ходу семинарского занятия в целях поддержания дискуссии преподаватель задает аудитории уточняющие или наводящие вопросы. При этом стоит отметить, что стандартные постановки вопроса «Кто из вас хотел бы дополнить?» или «У кого есть вопросы?» не несут желаемого эффекта. Вопросы должны нести проблемный характер, предусматривающий несколько вариантов развития ситуации. Цель таких вопросов – вскрыть противоречие. Конечно же, подготовка проблемных вопросов требует дополнительной эрудиции педагога, предполагает его методическое мастерство.

Конечная цель проведения проблемных семинаров – углубленное изучение темы. Они приводят сразу к нескольким результатам: активизируют работу студентов на занятии, исключают бесполезные высказывания и предположения, придают мыслям направленность и идею. Нужно понимать, что семинар, основанный на раскрытии противоречий, получится познавательным и интересным.

Семинар с использованием конкретных ситуаций

Метод основан на том, что в процессе семинара преподавателем создаются конкретные профессиональные ситуации. Обучающимся требуется провести углубленный анализ обозначенной ситуации и осуществить практическое решение данной задачи. Метод отличается своей многогранностью, он несет в себе функции изучения, исследования, обучения, оценки, воспитания, развития и т.д. [1].

Решая предложенную задачу, обучающимся приходится действовать, как в реальной практике. Им нужно провести анализ, основываясь на прошлом опыте, а также применить те средства, которые были получены ими во время учебного процесса. Важным в этом процессе является то, что обучающиеся замечают неэффективность некоторых методов анализа, точек зрения, критериев оценки, которые ими использовались ранее. Т.е под влиянием учебной деятельности по решению конкретной ситуации постепенно разрушаются традиционные подходы, сами же обучающиеся отвергают их как непродуктивные. В ходе занятия у студентов формируется новая система навыков и взглядов.

Семинар с «сократовским» методом обучения

Этот метод получил свое название в честь древнегреческого философа Сократа. Его основным методом побуждения к мыслительной деятельности является вовлечение собеседника в беседу с последовательно задаваемыми вопросами.

Семинары в виде «сократовской» (эвристической) беседы можно назвать совместной творческой деятельностью преподавателя и обучающихся. Задаваемый преподавателем вопрос обязан заставить последовательно размышлять, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Создается проблемная ситуация, которая требует индуктивного обобщения и вывода. Перед этим преподаватель проводит беседу, в ходе которой при помощи нескольких вопросов демонстрирует студенту его противоречия. При разрешении противоречий обучающийся устраняет ложные знания и представления, а созданное беспокойство побуждает ум к поискам правильных выводов [1]. Вопросы, используемые в беседе, должны быть наводящими, а преподаватель должен демонстрировать шутливо искаженную позицию мнимого незнания в противовес самоуверенности студента.

Использование «сократовского» метода на семинаре не только способствует выявлению пробелов в знаниях у студентов, но и повышает их интерес к изучаемой дисциплине, активизирует усвоение знаний, развивает навыки ведения дискуссии и выполнения самостоятельной работы.

Семинар по методу «мозгового штурма»

Данный метод представляет собой напряженную мыслительную деятельность группы людей, решающих сложную интеллектуальную задачу в сжатые сроки. «Мозговой штурм» подстегивает развитие мыслительных процессов, при этом абстрагирует от различных стереотипов и привычных путей решения задач. В его основе лежит сосредоточение на определенной цели и генерирование самых разных, порой даже фантастических и парадоксальных идей, не подвергаемых критике. Все высказанные идеи анализируются, сопоставляются, после чего из них выбирают самый лучший вариант решения.

Основные этапы семинара по методу «мозгового штурма»:

- постановка проблемы, подлежащей рассмотрению, объявление правил поведения участников, разбиение по группам, определение задач;

- проведение разминки – выполнение упражнений по быстрому поиску ответов на вопросы, решение нетиповых задач; целью разминки является снятие у обучающихся скованности, психологических барьеров, боязни ошибок, обучение сдержанности от критики любых выдвигаемых мнений;

- анализ выдвигаемых идей, отбор самых лучших из них экспертной группой;

- представление информации о результатах коллективной работы, оценка лучших идей, их защита, выработка общего решения [1].

Как правило, при проведении семинара устанавливают следующие правила:

- по поводу выдвигаемых идей недопустима никакая критика;

- равенство – нет персонального авторства и приоритета, неважно кто сказал, важно, что было сказано;

- творческий процесс направлен на генерирование идеи по решению поставленной проблемы, отклонение от нее недопустимо;

- любая идея высказывается четко и лаконично;

- высказанное не повторяется, но приветствуются обобщения и комбинации из нескольких идей;

- критика, синтез, обоснование идей осуществляется в другой группе, не в той, которая их выдвинула;

- хотя отбираются наиболее рациональные идеи, но остальные при этом не отбрасываются.

Для наиболее оптимальной работы участников семинара обучающиеся разбиваются на следующие группы: руководители, генераторы идей, аналитики. При этом необходимо стремиться к установлению непринужденной дружелюбной атмосферы, способствующей выработке идей.

Семинар по методу «круглого стола»

Представленный метод является разновидностью диалога. Преподаватель или привлекаемые со стороны специалисты должны не только уметь организовать коллективное обсуждение проблемы, но соединять элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии. Ведущий круглого стола обеспечивает взаимную интеллектуальную терпимость участников, их доверие друг к другу, объективность, искренность, активность, необходимый уровень эмоционального накала, определенную долю чувства юмора. Ведущим может быть не обязательно преподаватель [1].

Перед проведением круглого стола участникам заранее сообщается тема, время начала и продолжительность семинара. Обучающимся предлагается в рамках заданной темы подготовить интересующие их вопросы. Данный формат семинара предполагает соответствующее оформление места проведения, все участники, как правило, рассаживаются по кругу. Если расположение в форме круга невозможно, то все равно участники должны находиться напротив друг друга, соблюдая принцип зримого равенства.

Для круглого стола необходимо заранее разработать сценарий, в котором определена примерная последовательность, содержание и регламент отдельных выступлений. Рекомендуется подготовить домашние заготовки и на всякий случай иметь механизмы оживления дискуссии в случае, если она не будет разгораться или угаснет.

В начале семинарского занятия ведущий выступает с приветственным словом, озвучивает тему, представляет участников, объясняет аудитории формат мероприятия и порядок работы. После этого он предлагает обучающимся задавать вопросы, переадресовывает каждый вопрос специалисту, мотивирует возникновение дискуссии и управляет ее ходом. В конце семинара ведущий кратко подводит итоги.

Круглый стол может проводиться как с участием преподавателей, специализирующихся по данной теме, так и приглашенных специалистов профильных организаций.

Рассмотренные виды семинарских занятий не ограничивают весь перечень активных форм обучения. Наряду с ними также выделяют семинар-исследование, семинар-экскурсию, учебно-тематическую дискуссию и т.д. Особенную роль в современном образовательном процессе играют профильно-игровые формы проведения семинаров. Все приведенные активные формы семинарских занятий способны обеспечить творческий характер процесса познавательной деятельности, развивают ораторское мастерство и дискуссионные способности, а также несут в себе воспитательное обучение.

 

 

Список литературы:

 

1. Obraztsov, P. I. Osnovy professional'noy didaktiki. Uchebnoe posobie [Fundamentals of professional didactics. Textbook] / P. I. Obraztsov. – Orel : OOO «Gorizont», 2013. – 330 s.

2. Reva Yu. V. Metodika podgotovki i provedeniya seminarskogo zanyatiya // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. – 2018. - № 4 (41). – S. 41-48.

3. Stepanova V. S. Sovershenstvovanie metodiki provedeniya seminarskih zanyatij // Akademicka Psychologie. – 2020. - № 1. – S. 32-35.

4. Maksimov N. A. Metodika podgotovki i provedeniya seminarskogo zanyatiya s uchetom problemnosti // Voprosy pedagogiki. – 2018. - № 11. – S. 92-94.

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2021)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика